ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016 – 2017
Школьный этап,
7 – 8 классы
Продолжительность – 90минут
Задание № 1.
Поставьте ударение в следующих словах: августовский, включит, пролог, облегчить, торты, обособленный, газопровод, каталог, иконопись, обеспечение.
Задание № 2.
Укажите термин по его определению, _____________________ это специальное или непредвиденное (следствие речевой небрежности) сочетание или повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.
Приведите примеры, иллюстрирующие следующие речевые приёмы:
1) употребление однокоренных слов (например, в пословицах) ________________
2) употребление форм слова _____________________________
3) повторение смысла ___________________________________
4) повторение звуков ____________________________________
Приведите примеры речевой небрежности (ошибки), приведшей к неоправданному повтору слов ___________________________________________
Задание № 3.
Замените словосочетание фразеологизмами, где одним из компонентов было бы слово «вода».
Имеющий унылый вид; неразлучные друзья; делать бесполезную работу; скрыть следы неблаговидного дела; бесполезно пропасть, исчезнуть; ничем не проймёшь, всё нипочём; разоблачить, уличить кого-либо.
Задание № 4.
Прочитайте словарную статью.
Нелепый. Заимствовано из старославянского, где является префиксальным производным от слова лепый – красивый, родственного глаголу лепити – красить, румянить.
- С помощью приведенной статьи из этимологического словаря установите, как слово нелепый членилось раньше.
- Укажите как оно члениться сейчас.
- какое историческое изменение произошло в морфемном составе слова? Каковы его причины?
Задание № 5.
Ели или кушали древнерусские люди? Разобраться в тонкостях процесса приёма пищи в древности вам помогут фрагменты древнерусских текстов.
«Покушаю пера и чернила» (14 век).
«Покушатиписатиновымьчернилом» (14 век).
Задание № 6.
Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания: орлов, коров, дворов, ковров, основ; батарей, ножей, степей, шей, коржей.
Задание № 7.
Отметьте неверное утверждение. Объясните.
А. Нужно писать «поводок», так как приставки «па» в русском языке не существует.
Б. Нужно писать «расцепить», так как после приставки идёт глухой согласный ц.
В. Нужно писать «сбросить», так как приставки «з» в русском языке нет.
Задание № 8.
Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.
Задание № 9.
Найдите, исправьте, объясните ошибки:
А. Мой младший брат читает более медленнее, чем я.
Б. Приглашаем вас посетить гостеприимное солнечное Сочи.
Задание № 10.
Творческое задание.
Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Слово».
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь
Как вы понимаете смысл строкиэтого поэтического творения. 6Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2016 – 2017
Школьный этап,
7 – 8 классы
Критерии оценки
Задание № 1.
Поставьте ударение:включАт, Августовский, пролОг, облегчИть, тОрты, обосОбленный, газопровОд, каталОг, обеспЕчение, Иконопись.
(5 баллов)
Задание № 2.
Тавтология – 1 балл
1) употребление однокоренных слов: Время дорого вовремя.
2) употребление форм слова:Дружба дружбой, а служба службой.
3) повторение смысла: Он нас учил всерьёз, не в шутку.
4) повторение звуков: Широка моя Ока.
Речевая небрежность (речевая ошибка): Надо танец станцевать …Закат – это закатывание солнца.
Итого 6 баллов.
Задание № 3.
Имеющий унылый вид – как в воду опущенный;
Неразлучные друзья – водой не разольёшь;
Делать бесполезную работу – воду в ступе толочь;
Скрыть следы неблаговидного дела – спрятать концы в воду;
Бесследно пропасть, исчезнуть – как в воду кануть;
Ничем не проймёшь, всё нипочём - как с гуся вода.
Разоблачить, уличить кого-то – вывести на чистую воду.
(7 баллов)
Задание № 4.
Слово нелепыйчленилось на приставку, корень, окончание (не-леп-ый) – 1 балл.
Сейчас выделяем в нем корень и окончание (нелеп-ый) – 1 балл.
Его морфемный состав подвергся опрощению (1 балл) в результате утраты производящего слова лепый (1 балл).
Итого 4 балла.
Задание № 5.
Глагол «кушати» не означал «есть, принимать пищу». Его значение - «пробовать», «узнавать», «отведывать», «постигать», «воспринимать». Глагол не имел ничего общего с процессом принятия пищи. Когда древнерусский человек испытывал чувство голода, он ел, а не кушал.
(2 балла).
Задание № 6.
По 0,5 б. за правильный ответ.
Орлов, дворов, ковров имеют окончание –ов; коров, основ имеют нулевое окончание; батарей, шейимеют нулевое окончание; ножей, степейкоржей имеют окончание - ей.
Итого 5 баллов.
Задание № 7.
Неверно утверждение А: приставка «па» существует таких словах, как пасынок, падчерица. Её значение – «ненастоящий», «неполный». Существующее в русском языке слово «паводок» как раз подтверждает, что проверить слово «паводок» надо иначе – подбирая близкие по значению слова с ударным «по» (например, пóвод).
За ответ – 1 балл.
За объяснение – 4 балла.
Итого – 5 баллов.
Задание № 8.
Из 5 букв. Полное причастие должно состоять из корня, суффикса и окончания. Минимальное окончание полного причастия – 2 буквы, самый короткий суффикс –т- , он может образовать причастия от глаголов с двухбуквенным корнем, например: мытый, жатый, мятый и др.
За ответ – 1 балл.
За объяснение – 3 балла.
За примеры – 2 балла.
Итого – 6 баллов.
Задание № 9.
А. Мой младший брат читает медленнее, чем я.
Б.Приглашаем вас посетить гостеприимный солнечный Сочи.
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
Итого – 2балла, за объяснение по 1 б. Всего – 4 б..
Задание № 10.
Всего баллов – 10.
Критерии: связность речи – 2 балла.
стиль и образность – 2 балла
речевое оформление – 2 балла
орфография - 2 балла
пунктуация - 2 балла
Полный вариант с критериями
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Итого |
Максимальные баллы | 5 | 6 | 7 | 4 | 2 | 5 | 5 | 6 | 4 | 10 | 54 |