Олимпиада школьников по истории
10 классы
1. По какому принципу образованы ряды?
1) он приказал убить полоцкого князя Рогволда, способствовал убийству своего брата князя Ярополка, изгнал варягов из Киева, осуществил поход на Корсунь
_____________________________________________________________________________
2) П.П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И.М. Заруцкий
_____________________________________________________________________________
3) Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр, Иван Висковатый
_____________________________________________________________________________
4) Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, П.Б. Струве, С.Л. Франк _____________________________________________________________________________
2. Кто или что является лишним в ряду? Почему?
1) скань, зернь, финифть, фреска _________________________________________________
2) великий князь московский Дмитрий Иванович, воевода князь Дмитрий Боброк, князь рязанский Олег, князь серпуховской Владимир ____________________________________
3) наделение крестьян правом личной собственности на землю, поощрение отрубных и хуторских хозяйств, сохранение крестьянской общины, учреждение Крестьянского банка
_____________________________________________________________________________
4) тысяцкий, посадник, кончанский староста, волостель, князь
_____________________________________________________________________________
3. О ком или о чём идёт речь в представленных отрывках? Расположите отрывки в хронологической последовательности.
А. Находясь в тюремной камере на Лубянке в 1924 г., он писал о себе: «Я, член Боевой организации Партии эсеров, друг и товарищ Егора Сазонова и Ивана Каляева, участник убийства Плеве, великого князя Сергея Александровича ... человек, всю жизнь работавший только для народа ... обвиняюсь ныне рабоче-крестьянской властью в том, что шел против рабочих и крестьян с оружием в руках». ____________________________________
Б. В лето 7058 июня … Иван Васильевич со своими боярами уложил: как судить боярам, и окольничим, и дворецким, и казначеям, и всяким приказным людям, и по городам наместникам, и по волостям волостелям, и тиунам и всяким судьям. ________________________
В. Какая честь для нас, для всей России!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач
Возьмет венец и бармы Мономаха. ______________________________________
Г. Попович, сделавший блестящую карьеру благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности, он стоял одиноко на верхах дворянского общества и вельможной бюрократической среды, без прочных связей с нею, как человек, всем обязанный государю и только ему служащий. _________________________________
Д. Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу ... снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. __________________________________
Хронологическая последовательность:
5. «Да» или «нет».
1. Антикоминтерновский пакт – договор между фашистской Германией, Японией и Италией в целях завоевания мирового господства. _____________________________________
2. Кормлением назывался сбор дани с русских земель в пользу Золотой Орды __________
3. Ефимок – русское название западноевропейского серебряного иоахимсталера, из которого в XVII - начале XVIII вв. в России чеканились серебряные монеты. _______________
4. Закомарой называлась хозяйственная постройка для хранения зерна ________________
5. «Запись в число» – первая российская всеобщая перепись 1897 г. ___________________
6. «Подлыми» людьми в некоторых законодательных актах России XVIII в. назывались представители неподатных сословий. ____________________________________________
6. Какие исторические события описаны ниже? Укажите имена всех исторических деятелей, упоминаемых в отрывках.
1. «По велению его и по согласованию с царём началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится – “рожденна, несотворенна”, а в другой – “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали во главе с вождём своим за него».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. «Затем зашла речь о резании... Князь говорил: “Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало достойных”. Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов ... не должен платить прирост в третий раз».
_____________________________________________________________________________
3. «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, … в случае нужды же испрашивали бы милостыню от христолюбцев. И восстал против этого игумен Волоколамский, и сказал: “А того ни в древних царях, ни в князях православных, ни в тамошних странах, ни же в нашей Русской земли не бывало, что церкви божия и монастыри грабити, и земли их отымати”. И князь призадумался и того игумена поддержал».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие утверждения историка Р.Ю. Виппера противоречат его же собственному полемическому допущению? Объясните суть противоречия.
«Если бы Иван IV умер в 1556 г., историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покорённого им прибалтийского края пала бы тогда на его преемников; Грозному простили бы его опричнину и казни. Несчастье Ивана в том, что ему пришлось пережить слишком ранние свои успехи; слава его как завоевателя померкла, дипломатические и организаторские таланты его забылись, он попал в другую историческую рубрику, под титул “тиранов”, присоединился к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI, в проблеме его личности психиатрические мотивы выступили чуть ли не на первое место».
Полемическое допущение: _____________________________________________________
Противоречия: ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В следующем году будет отмечаться 200-летие Отечественной войны 1812 г. Перед вами портреты её участников. Определите, кто это и соотнесите с их краткими характеристиками. Определите их роль в Бородинском сражении (если они в нём участвовали). Ответы занесите в таблицу.
1
2
3
4 
5
6
7
8 
Характеристики:
А. Командующий 2–й армией. Д. Начальник штаба русской армии.
Б. Командир донского казачьего корпуса. Е. Главнокомандующий с августа 1812 г.
В. Военный министр, командующий 1-й армией. Ж. Командир корпуса.
Г. Один из командиров партизанского отряда. З. Командующий 3-й русской армией.
Портреты | Участники Отечественной войны | Характеристики | Роль в Бородинском сражении |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
9. Прокомментируйте строки Анны Ахматовой.
По той дороге, где Донской
Вёл рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц желтый и рогатый,
Я шла, как в глубине морской...
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.
1.____________________________________________________________________________2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
10. Перед вами стихи и выдержки из дневника, автором которых является один человек. Кто это? Определите, о каких событиях Великой Отечественной войны идёт речь в отрывках. Постарайтесь датировать с максимальной точностью (до месяца). Расставьте отрывки в хронологической последовательности и внесите их в таблицу.
А. «Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
То армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу».
Б. «...Мы медленно ехали вдоль парка в центр города и, жадно глядя в окно, узнавали все, все узнавали – ведь это же был наш, наш Пушкин, который невозможно было разлюбить или позабыть, который остался в сознании как обитель радости, красоты и света... Жгучая обида рванула сердце...Товарищи, наш чудесный дворец разбит, разрушен!
Вошли – и сердце дрогнуло... Жестоко
зияла смерть, безлюдье, пустота...
Где лебеди? Где музы? Где потоки?
С младенчества родная красота?
...И вдруг в душе, в ее немых глубинах,
опять звучит надменно и светло:
«Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село…».
В. «Без четверти девять, скоро прилетят немцы. О, как ужасно, боже мой, как ужасно. Я не могу даже на четвертый день окружения и бомбардировок отделаться от сосущего, физического чувства страха. Сердце как резиновое, его тянет книзу, ноги дрожат, и руки леденеют. Очень страшно, и вдобавок какое это унизительное ощущение – этот физический страх».
Г. «И пробил час. Удар обрушен первый,
от Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
что значит ярость верящих людей.
Прекрасна и сурова наша радость.
О Сталинград, в час гнева твоего
прими земной поклон от Ленинграда,
от воинства и гражданства его!»
Д. «...И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобождённый Ленннград!»
Е. «О, скорбная весть – Севастополь оставлен...
Товарищи, встать, как один, перед ним,
пред городом мужества, городом славы,
пред городом – доблестным братом твоим!
Но мы не хотим и не будем прощаться
с тобой, не смирившийся город-солдат:
ты жив, ты в сердцах москвичей, сталинградцев,
дыханье твое бережёт Ленинград».
Ж. «К сердцу Родины руку тянет
трижды проклятый миром враг.
На огромнейшем поле брани
кровь отметила каждый шаг.
О, любовь моя, жизнь и радость,
дорогая моя земля!
Из отрезанного Ленинграда
вижу свет твоего Кремля.
Даже клятвы сегодня мало.
Мы во всем земле поклялись.
Время смертных боев настало —
будь неистов. Будь молчалив.
Всем, что есть у тебя живого,
чем страшна и прекрасна жизнь –
кровью, пламенем, сталью, словом, —
задержи врага. Задержи!»
Автор: _____________________________________________________________________
Номера фрагментов в хронологической последовательности | Событие | Дата |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
11. Соотнесите события российской и всемирной истории (совпадение в рамках максимум 10 лет). Для этого соедините в ответе соответствующую цифру и нужную букву.
События российской истории | События всемирной истории |
1. | Смерть Ярослава Мудрого | А | Казнь Карла I в Англии |
2. | Учреждение опричнины | Б | Люблинская уния |
3. | Учреждение патриаршества | В | Гибель «Непобедимой Армады» |
4. | Заговор В.Я. Мировича | Г | Разделение христианской церкви на Западную и Восточную |
5. | Основание Симбирска | Д | Окончание Семилетней войны |
12. Историк должен уметь объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в своё время не нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или словосочетанию.
1. Полба ____________________________________________________________________
2. Чернильная душа __________________________________________________________
3. Светопись ________________________________________________________________
4. «Чугунка» _______________ ________________________________________________
5. Красный петух ____________________________________________________________
13. В стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» есть такие строки.
«С каждый минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину
Меньше сажени в длину».
Укажите в метрической системе размер островка, на котором укрывались зайцы.
_____________________________________________________________________________
14. В 2012 г. исполняется 70 лет Сталинградской битвы, ставшей крупнейшей в годы Великой Отечественной войны. Восстановите последовательность событий.
1. Прорыв немцев к Волге.
2. Капитуляция Сталинградской группировки немцев.
3. Попытка прорыва танковой группы Манштейна из района Котельникова.
4. Создание Донского фронта.
5. Переход советских войск в контрнаступление.
6. Создание группы «Дон».
7. Взятие дивизией А.И. Родимцева Мамаева кургана.
8. Пленение Паулюса.
9. Приказ № 227.
________________________________________________________________
Олимпиада школьников по истории
10 классы
Ответы
1. Ответы:
1) действия князя Владимира Святославича
2) руководители Первого ополчения во период Смуты
3) члены Избранной рады
4) авторы сборника «Вехи» (ответ: представители общественного движения или философы не засчитывается)
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла.
2. Ответы:
1) фреска, остальное – виды ювелирных техник в домонгольский период
2) князь рязанский Олег не принимал участия в Куликовской битве
3) указаны события реформы Столыпина, лишнее – сохранение крестьянской общины
4) волостель не входил в систему управления Новгородом
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла. Если участник только указывает лишнюю позицию, то ответ не засчитывается.
3. Ответы:
А. Борис Савинков
Б. Судебник 1550 г.
В. Борис Годунов
Г. М.М. Сперанский
Д. Владимир Мономах
Хронологическая последовательность: ДБВГА
За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильную последовательность – 3 балла. Ответ за последовательность засчитывается при отсутствии ошибок. Всего 8 баллов.
5. Ответы:
1. Да. 2. Нет. 3. Да. 4. Нет. 5. Нет. 6. Нет.
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.
6. Ответы:
1. Церковная реформа 1654 г. Патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
2. Устав о резах 1113 г. Владимир Мономах.
3. Спор иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, князь Иван III.
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 10 баллов.
7. Ответы:
Полемическое допущение: «Если бы Иван IV умер в 1556 г.»
Противоречия: 1. «Вина утраты покорённого им прибалтийского края». Прибалтика не была завоёвана в ходе Ливонской войны. Сама Ливонская война началась в 1558 г.
2. «Опричнина» началась в 1565 г.
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла.
8. Ответы:
Портреты | Участники Отечественной войны | Характеристики | Роль в Бородинском сражении |
1 | Барклай-де-Толли | В | при Бородине командовал правым флангом |
2 | Багратион | А | при Бородине командовал левым флангом |
3 | Кутузов | Е | то же и при Бородине |
4 | Давыдов | Г | - |
5 | Ермолов | Д | организовал контратаку против французов, отбив батарею Раевского |
6 | Тормасов | З | - |
7 | Раевский | Ж | руководил обороной батареи в центре русских позиций |
8 | Платов | Б | возглавил кавалерийский рейд в тыл противника |
За каждую правильную строку – 2 балла, всего 16 баллов.
9. Ответы:
1. Речь идёт о Дмитрии Донском, князе Московском
2. Дорога вела от Коломны к Дону
3. 1380 г.– Куликовская битва
4. «Супостат» – хан Мамай
5. «Моей судьбы девятый вал» – революция 1917 г.
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.
10. Ответы:
Автор: Ольга Берггольц. 1 балл.
Отрывок | Событие | Дата |
В | Установление блокады | После 8 сентября 1941 г. |
Ж | Немецкое наступление на Москву | Октябрь – ноябрь 1941 г. |
Е | Оставление советскими войсками Севастополя | 9 июля 1942 г. |
Г | Начало советского контрнаступления под Сталинградом | 19 ноября 1942 г. |
А | Прорыв блокады Ленинграда | Январь 1943 г. |
Д | Снятие блокады Ленинграда | 27 января 1944 г. |
Б | Освобождение Лениградской области | Конец января – февраль 1944 г. |
За каждую правильную строку – 2 балла, всего 14 баллов. Указание месяца – обязательно! При указании только года датировка не засчитывается.
За верную хронологическую последовательность – 3 балла. Ответ за последовательность засчитывается при отсутствии ошибок.
Всего за задание 18 баллов.
11. Ответ:
За каждую правильную пару – 2 балла, всего 10 баллов.
12. Ответы:
1. Вид пшеницы
2. Чиновник в приказе, дьяк
3. Русское название фотографии
4. Бытовое название железной дороги
5. Поджог
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.
13. Ответ:
0,7 м на 2,16 м
Числа могут быть даны в близком значении, всего 3 балла.
9. Ответ:
917456382
За верную хронологическую последовательность – 7 баллов. За последовательность с 1 ошибкой 6 баллов, с 2 ошибками 5 баллов. При большем количестве ошибок баллы не выставляются.
ИТОГО 100 баллов.