Олимпиада школьников по истории
11 классы
1. По какому принципу образованы ряды?
1. Набор «даточных людей», переселение в Приазовье, учреждение бурмистерских палат, создание Ближней канцелярии
_______________________________________________________________________
2. А.Н.Голицын, С.С.Уваров, А.В.Головнин, Д.А.Толстой, А.В.Луначарский _____________________________________________________________
3. В.В.Маяковский, Д.Д. Бурлюк, В.В.Каменский, В.В.Хлебников_______________
________________________________________________________________________
4. Ограничение % до 20, определение источников холопства, облегчение положения смердов______________________________________________________
5. «Колокол», «Полярная звезда» __________________________________________
6. 1551, 1666-1667, 1917-1918 г.г. __________________________________________
7. 1581, 1597, 1607, 1641, 1649 гг. __________________________________________
8. II съезд РСДРП, VIII Съезд РКП(б), XXII съезд КПСС ______________________
_______________________________________________________________________
2. Что или кто является лишним в ряду? Почему?
1. С.В.Илюшин, С.А.Лавочкин, Г.С.Шпагин, В.М.Петляков
______________________________________________________________________
2. Киев, Новгород, Полоцк, Псков
______________________________________________________________________
3. Байер, Шлецер, Эйлер, Миллер
______________________________________________________________________
4. Майор, капитан 3-го ранга, коллежский асессор, надворный советник________
______________________________________________________________________
5. Бахтерец, визитка, капот, однорядка, сюртук
______________________________________________________________________
6. Оборона Шипки, взятие Бухареста, бои у Шейново, осада Плевны
______________________________________________________________________
7. Бурсак, смолянка, кадет, институтка, казачок, студент____________________
______________________________________________________________________
8. Приказ, земский собор, министерство, коллегия __________________________
______________________________________________________________________
3. «Да» или «нет».
1. Ключевую роль при отмене крепостного права сыграла Уложенная комиссия ________
2. Первая в истории России налоговая реформа была проведена княгиней Ольгой _______
3. Отходничество свидетельствует о становлении капитализма в деревне ______________
4. Закомарой называлась хозяйственная постройка для хранения зерна ________________
5. А.С. Пушкин первым поставил вопрос о роли народа в истории ____________________
6. Бессрочный сыск беглых крестьян был установлен Соборным Уложением ___________
7. «Серебряный век» русской культуры связан с именем М.Ю. Лермонтова ____________
8. Идеология «Москва – третий Рим» содержалась в посланиях Филофея, монаха Троицкого монастыря __________________________________________________________
4. Какие исторические события описаны ниже? Укажите имена всех исторических деятелей, упоминаемых в отрывках.
1. «По велению его и по согласованию с царём началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится – “рожденна, несотворенна”, а в другой – “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали во главе с вождём своим за него».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. «Затем зашла речь о резании... Князь говорил: “Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало достойных”. Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов ... не должен платить прирост в третий раз».
_____________________________________________________________________________
3. «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, … в случае нужды же испрашивали бы милостыню от христолюбцев. И восстал против этого игумен Волоколамский, и сказал: “А того ни в древних царях, ни в князях православных, ни в тамошних странах, ни же в нашей Русской земли не бывало, что церкви божия и монастыри грабити, и земли их отымати”. И князь призадумался и того игумена поддержал».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие утверждения историка Р.Ю. Виппера противоречат его же собственному полемическому допущению? Объясните суть противоречия.
«Если бы Иван IV умер в 1556 г., историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покорённого им прибалтийского края пала бы тогда на его преемников; Грозному простили бы его опричнину и казни. Несчастье Ивана в том, что ему пришлось пережить слишком ранние свои успехи; слава его как завоевателя померкла, дипломатические и организаторские таланты его забылись, он попал в другую историческую рубрику, под титул “тиранов”, присоединился к обществу Калигулы, Нерона, Людовика XI, в проблеме его личности психиатрические мотивы выступили чуть ли не на первое место».
Полемическое допущение: _____________________________________________________
Противоречия: ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Историк должен уметь объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в своё время не нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или словосочетанию.
1. Полба ____________________________________________________________________
2. Чернильная душа __________________________________________________________
3. Светопись ________________________________________________________________
4. «Чугунка» _______________ ________________________________________________
5. Красный петух ____________________________________________________________
7. Перед вами стихи и выдержки из дневника, автором которых является один человек. Кто это? Определите, о каких событиях Великой Отечественной войны идёт речь в отрывках. Постарайтесь датировать с максимальной точностью (до месяца). Расставьте отрывки в хронологической последовательности и внесите их в таблицу.
А. «Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
То армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу».
Б. «...Мы медленно ехали вдоль парка в центр города и, жадно глядя в окно, узнавали все, все узнавали – ведь это же был наш, наш Пушкин, который невозможно было разлюбить или позабыть, который остался в сознании как обитель радости, красоты и света... Жгучая обида рванула сердце...Товарищи, наш чудесный дворец разбит, разрушен!
Вошли – и сердце дрогнуло... Жестоко
зияла смерть, безлюдье, пустота...
Где лебеди? Где музы? Где потоки?
С младенчества родная красота?
...И вдруг в душе, в ее немых глубинах,
опять звучит надменно и светло:
«Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село…».
В. «Без четверти девять, скоро прилетят немцы. О, как ужасно, боже мой, как ужасно. Я не могу даже на четвертый день окружения и бомбардировок отделаться от сосущего, физического чувства страха. Сердце как резиновое, его тянет книзу, ноги дрожат, и руки леденеют. Очень страшно, и вдобавок какое это унизительное ощущение – этот физический страх».
Г. «И пробил час. Удар обрушен первый,
от Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
что значит ярость верящих людей.
Прекрасна и сурова наша радость.
О Сталинград, в час гнева твоего
прими земной поклон от Ленинграда,
от воинства и гражданства его!»
Д. «...И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобождённый Ленннград!»
Е. «О, скорбная весть – Севастополь оставлен...
Товарищи, встать, как один, перед ним,
пред городом мужества, городом славы,
пред городом – доблестным братом твоим!
Но мы не хотим и не будем прощаться
с тобой, не смирившийся город-солдат:
ты жив, ты в сердцах москвичей, сталинградцев,
дыханье твое бережёт Ленинград».
Ж. «К сердцу Родины руку тянет
трижды проклятый миром враг.
На огромнейшем поле брани
кровь отметила каждый шаг.
О, любовь моя, жизнь и радость,
дорогая моя земля!
Из отрезанного Ленинграда
вижу свет твоего Кремля.
Даже клятвы сегодня мало.
Мы во всем земле поклялись.
Время смертных боев настало —
будь неистов. Будь молчалив.
Всем, что есть у тебя живого,
чем страшна и прекрасна жизнь –
кровью, пламенем, сталью, словом, —
задержи врага. Задержи!»
Автор: _____________________________________________________________________
Номера фрагментов в хронологической последовательности | Событие | Дата |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
8. Соотнесите события российской и всемирной истории (совпадение в рамках максимум 10 лет). Для этого соедините в ответе соответствующую цифру и нужную букву.
События российской истории | События всемирной истории |
1. | Смерть Ярослава Мудрого | А | Казнь Карла I в Англии |
2. | Учреждение опричнины | Б | Люблинская уния |
3. | Учреждение патриаршества | В | Гибель «Непобедимой Армады» |
4. | Заговор В.Я. Мировича | Г | Разделение христианской церкви на Западную и Восточную |
5. | Основание Симбирска | Д | Окончание Семилетней войны |
6. | Любечский съезд князей | Е | Первый крестовый поход |
9. В «Марше советских танкистов» из фильма «Трактористы» есть такие строки.
«Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде,
Мы начеку, мы за врагом следим,
Чужой земли мы не хотим ни пяди,
Но и своей вершка не отдадим».
Укажите, о каких размерах идёт речь.
_____________________________________________________________________________
10. Перед Вами – фрагменты стенных росписей и мозаик древнерусских храмов. Две из них находятся в одном и том же соборе и возникли одновременно, две других находятся в других храмах.
1) Определите, какие из росписей или мозаик находятся в одном храме __________________
2) Назовите храм, в котором они находятся _________________________________________
А.
Б.
В.
Г. 
1.
2. 
3.
4. 
3) Укажите названия всех представленных соборов:
1. ____________________________________ 3. ____________________________________
2. ____________________________________ 4. ____________________________________
I. Новгород II. Москва III. Киев IV. Ярославль
4) Соотнесите изображения, храмы и города. Ответы внесите в таблицу.
11. Соотнесите имена историков и названия их трудов. Для этого соедините в ответе соответствующие цифру и букву. Ответ оформите в виде таблицы.
| Историки | | Названия трудов |
1. | В.О. Ключевский | А. | «История государства Российского» |
2. | Б.А. Рыбаков | Б. | «Курс русской истории» |
3. | В.Л. Янин | В. | «История второй русской революции» |
4. | П.Н. Милюков | Г. | «Новгородские посадники» |
5. | Н.М. Карамзин | Д. | «Язычество Древней Руси» |
6. | Г. Миллер | Е. | «Наполеон» |
7. | Р.Г. Скрынников | Ж. | «Опричный террор» |
8. | Е.В. Тарле | З. | «Описание сибирского царства» |
12. Соотнесите события отечественной и всеобщей истории, совпадающие по хронологии (совпадение в рамках одного года). Ответ оформите в виде таблицы.
| События отечественной истории | | События всеобщей истории |
1. | Первый полет человека в космос | А | Окончание корейской войны |
2. | Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах | Б | Строительство Берлинской стены |
3. | ХХ съезд КПСС | В | Образование НАТО |
4. | «Ленинградское дело» | Г | Антисоветский мятеж в Венгрии |
5. | События в Новочеркасске | Д | Завершение Нюрнбергского процесса |
6. | Ввод советских войск в Афганистан | Е | ОСВ-2 |
7. | Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» | Ж | Карибский кризис |
8. | Первое испытание атомной бомбы в СССР | З | Убийство Дж. Кеннеди |
13. В 2012 г. исполняется 70 лет Сталинградской битвы, ставшей крупнейшей в годы Великой Отечественной войны. Восстановите последовательность событий.
1. Прорыв немцев к Волге.
2. Капитуляция Сталинградской группировки немцев.
3. Попытка прорыва танковой группы Манштейна из района Котельникова.
4. Создание Донского фронта.
5. Переход советских войск в контрнаступление.
6. Создание группы «Дон».
7. Взятие дивизией А.И. Родимцева Мамаева кургана.
8. Пленение Паулюса.
9. Приказ № 227.
______________________________________________________________________
14. Изучите данные о числе студентов в России и СССР и некоторых других странах (в тыс. чел.; в скобках дается количество студентов на 10 тыс. населения).
Год | Россия и СССР | Великобритания | США | Германия |
1860 | 8,5 (1 на 10 тыс.населения) | Данных нет | Данных нет | 7,3 (2 на 10 тыс.населения) |
1890 | 12,5 (1 на 10 тыс.населения) | 13,4 (4 на 10 тыс.населения) | 60,1 (10 на 10 тыс. населения) | 28,4 (6 на 10 тыс.населения) |
1913 | 127 (8 на 10 тыс.населения) | Данных нет | Данных нет | 79,6 (12 на 10 тыс.населения) |
1920 | 215 (16 на 10 тыс.населения) | 59,0 (14 на 10 тыс.населения) | 550 (51 на 10 тыс.населения) | 119 (20 на 10 тыс.населения) |
1930 | 272 (17 на 10 тыс.населения) | 62,3 (14 на 10 тыс.населения) | ? | 128 (20 на 10 тыс.населения) |
1940 | 812 (42 на 10 тыс.населения) | 44,0 (9 на 10 тыс.населения) | 1420 (108 на 10 тыс. населения) | 49,7 (7 на 10 тыс.населения) |
1950 | 1247 (70 на 10 тыс.населения) | 102 (21 на 10 тыс.населения) | 2302 (149 на 10 тыс. населения) | 117 (23 на 10 тыс.населения) |
1970 | 4581 (189 на 10 тыс.населения) | 485 (87 на 10 тыс.населения) | 5261 (257 на 10 тыс.населения) | 363 (62 на 10 тыс.населения) |
Ответьте на следующие вопросы:
1. Назовите три периода в отечественной истории, отмеченных наибольшими темпами роста количества студентов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте объяснение этому факту.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Охарактеризуйте сравнительную динамику роста численности студентов в России и СССР и в других странах мира во второй половине XIX в., в первой половине XX в. и в 1950-х – 1970-х гг.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олимпиада школьников по истории
11 классы
Ответы
1. Ответы:
1. Мероприятия Петра Первого в 1698 – 1699 гг.
2. Министры просвещения.
3. Поэты – футуристы.
4. Статьи «Устава о резах» Владимира Мономаха.
5. Издания Вольной русской типографии А.И.Герцена.
6. Даты церковных соборов.
7. Шаги по закрепощению крестьян.
8. Съезды, где были приняты программы партии.
По 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего – 4 балла.
2. Ответы:
1. Г.С.Шпагин, остальные – авиаконструкторы.
2. В Пскове нет Софийского собора.
3. Эйлер не является автором Норманнской теории.
4. Надворный советник не относится к 8-му чину «Табели о рангах».
5. Бахтерец является воинским доспехом, остальное – цивильная одежда..
6. Взятие Бухареста не относится к русско – турецкой войне 1877 – 1878 гг.
7. Казачок, все остальные – категории учащихся.
8. Земский собор не относится к органам отраслевого управления.
По 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего – 4 балла.
3. Ответы:
1. Нет. 2. Да. 3. Да. 4. Нет. 5. Да. 6. Да. 7. Нет. 8. Нет.
По 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего – 4 балла.
4. Ответы:
1. Церковная реформа 1654 г. Патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, протопоп Аввакум.
2. Устав о резах 1113 г. Владимир Мономах.
3. Спор иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, князь Иван III.
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 10 баллов.
5. Ответы:
Полемическое допущение: «Если бы Иван IV умер в 1556 г.»
Противоречия: 1. «Вина утраты покорённого им прибалтийского края». Прибалтика не была завоёвана в ходе Ливонской войны. Сама Ливонская война началась в 1558 г.
2. «Опричнина» началась в 1565 г.
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла.
6. Ответы:
1. Вид пшеницы
2. Чиновник в приказе, дьяк
3. Русское название фотографии
4. Бытовое название железной дороги
5. Поджог
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.
7. Ответы:
Автор: Ольга Берггольц. 1 балл.
Отрывок | Событие | Дата |
В | Установление блокады | После 8 сентября 1941 г. |
Ж | Немецкое наступление на Москву | Октябрь – ноябрь 1941 г. |
Е | Оставление советскими войсками Севастополя | 9 июля 1942 г. |
Г | Начало советского контрнаступления под Сталинградом | 19 ноября 1942 г. |
А | Прорыв блокады Ленинграда | Январь 1943 г. |
Д | Снятие блокады Ленинграда | 27 января 1944 г. |
Б | Освобождение Лениградской области | Конец января – февраль 1944 г. |
За каждую правильную строку – 2 балла, всего 14 баллов. Указание месяца – обязательно! При указании только года датировка не засчитывается.
За верную хронологическую последовательность – 3 балла. Ответ за последовательность засчитывается при отсутствии ошибок.
Всего за задание 18 баллов.
8. Ответ:
За каждую правильную пару – 0,5 балла, всего 3 балла.
9. Ответы:
Пядь ~ 17,8 см; вершок ~ 4,5 см
Числа могут быть даны в близком значении, всего 2 балла.
10. Ответы:
1) АВ
2) Софийский собор в Киеве
3) Укажите названия всех представленных соборов:
1. Софийский собор 3. Церковь Ильи Пророка
2. Успенский собор 4. Церковь Спаса на Ильине Улице
4) Соотнесите изображения, храмы и города. Ответы внесите в таблицу.
Изображения | А, В | Б | Г | - |
Храмы | 1 | 3 | 2 | 4 |
Города | III | IV | II | I |
1) по 0,5 балла за каждый правильный ответ, всего 1 балл
2) 1 балл за правильный ответ
3) по 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла
4) по 3 балла за каждый полностью совпадающий столбец, всего 12 баллов
Всего за задание 18 баллов.
11. Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б | Д | Г | В | А | З | Ж | Е |
За каждую правильную пару – 0,5 балла, всего 4 балла.
12. Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Б | З | Г | В | Ж | Е | Д | А |
За каждую правильную пару – 0,5 балла, всего 4 балла.
13. Ответ:
917456382
За верную хронологическую последовательность – 5 баллов. За последовательность с 1 ошибкой 4 балла, с 2 ошибками 3 балла. При большем количестве ошибок баллы не выставляются.
14. Ответы:
1. 1890-1913 гг.; 1930-1940 гг.; 1950-1970 гг.
По 1 баллу за каждый верно указанный период, всего 3 балла.
2. 1890-1913 гг. Период индустриализации, связанной с именем Витте; растёт количество предприятий, ж/д, велика потребность в специалистах
1930-1940 гг. Период сталинской модернизации, появление новых отраслей промышленности, перевооружение армии, также нужны специалисты
1950-1970 гг. Ускоренное развитие народного хозяйства; гонка вооружений, начало мирного использования ядерной энергии; выход СССР в космос.
За каждое верное пояснение до 2 баллов, всего 6 баллов.
3. Во второй половине XIX в. рост числа студентов в России отстаёт
В первой половине ХХ в. рост числа студентов обгоняет, но по общим показателям существенное отставание.
В 1950-1970-х гг. стремительный рост числа студентов как в абсолютных, так и в относительных показателях.
За максимально точное пояснение до 2 баллов, всего 6 баллов.
Всего за задание – 15 баллов
ИТОГО 100 баллов.