Олимпиада школьников по истории
7 классы
1. Расположите события в хронологическом порядке и узнайте зашифрованный исторический термин.
Ответ:
А – междоусобная война в Московском княжестве 1._______
Т – принятие Русью христианства 2._______
О – первый поход русичей на Царьград 3._______
В – объединение Киева и Новгорода под властью Олега 4._______
Ч – Любечский съезд князей 5._______
И – Ледовое побоище 6._______
Н – Тверское восстание против ордынского господства 7._______
Исторический термин: ____________________________
2. Соотнесите термины и их определения. Ответ запишите в таблицу.
Термины | Определения |
1) | полюдье | А) | должностное лицо на Руси в XII-XVIвв., возглавляющее местное управление |
2) | домострой | Б) | часть княжества, выделенная во владение родственнику великого князя |
3) | ярлык | В) | руководство к повседневной жизни русского человека XVI в. |
4) | удел | Г) | ханская грамота, дававшая русским князьям право занимать престол |
5) | наместник | Д) | держатели поместий, дворяне |
| | Е) | дань, которую собирали князья с подвластных земель |
Ответ:
3. Проанализируйте периоды, о которых писал историк В.О.Ключевский.
Ответ (цифрами) запишите в таблицу.
1. «Как скоро у князя подрастало несколько сыновей, каждый из них, несмотря на возраст, обыкновенно еще при жизни отца получал известную область в управление… При отце сыновья правили областями в качестве его посадников (наместников) и платили… дань со своих областей великому князю-отцу».
2. «Они (князья) правили свободным населением своих княжеств как государи и владели их территориями как частные собственники… Носитель власти – лицо, а не род».
3. «Князь русский имел уже династическое значение… Не было ни единоличной верховной власти, ни личного преемства по завещанию… (Князья) были подвижными владельцами, которые передвигались из волости в волость по известной очереди. Очередь эта определялась старшинством лиц».
Период от Олега до Ярослава Мудрого | Правление сыновей Ярослава Мудрого | «Удельное владение» XIII-XVвв. |
| | |
4. Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.
А. «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал? В чём провинились перед тобою и чем прогневали тебе христиане – соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие по мудрости их, им от Бога дарованной?.. Не думай, царь, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь суетной победой: казнённые тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе; несправедливо изгнанные тобой из страны, взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».
Б. «Исполненное истинного православия самодержавство Российского царства начиналось по Божьему изволению. … Мы же… по Божию изволению и по благословению прародителей своих родились на царство и воспитались. Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти – противится Богу!.. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и миловать».
1. Кто авторы первого и второго отрывков? _______________________________________
2. В связи с чем возникла между ними переписка? _________________________________
3. Чем различаются их взгляды на отношения монарха и подданного?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Найдите в тексте ошибки. В указанном месте напишите правильный вариант.
Важным фактором русской истории XVI (1) века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума (2). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенным из нововведений, принятых Церковным собором 1554 (3) года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием (4). Это касалось существа православия, а не его обрядовой стороны (5).Поэтому перемены вызвали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1682 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон (6). Главной идеей старообрядцев было нежелание жить в «мире зла». Они создавали в городах и селах тайные общества для борьбы за свою веру (7). Многие уходили на юг, бежали за границу (8).
1) ___________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________________________
5) ___________________________________________________________________________
6) ___________________________________________________________________________
7) ___________________________________________________________________________
8) ___________________________________________________________________________
6. Вычеркните лишнее звено из логической цепочки, установив автора памятника культуры.
Ответ:
1) Феофан Грек – Андрей Рублев – «Троица» _____________
2) митрополит Макарий – Великие Четьи минеи – Епифаний Премудрый _____________
3) «Апостол» – Иван Федоров – Даниил Заточник _____________
4) Аристотель Фиораванти – Алевиз Новый – Успенский собор
Московского Кремля _____________
7. Дайте краткие ответы.
Жители средневековой Европы часто привязывали к подошвам своих башмаков высокие деревянные чурки. Зачем?
__________________________________________________________________________
Эта казнь у инквизиторов лицемерно называлась «наказанием без пролития крови».
__________________________________________________________________________
Почему готические соборы, как и православные храмы, назывались «Библией для неграмотных»?
__________________________________________________________________________
В средние века с ними могли общаться немногие. Те, кто их боялся, сжигали их на кострах. Те, кто их любил, приковывали их цепями. Так кто же это?
__________________________________________________________________________
8. История в художественной литературе.
1. Назовите имя царя.
«Правит новый царь уже пятый год,
С каждым годом Русь всё бедней живет.
Нет бояр-друзей, лишь враги кругом,
Для боярства царь тоже был врагом.
Веры нет царю, ни его уму,
Да еще к тому ж не везет ему:
То озимый всход злой мороз побьет,
То в разгар жнивья все дождем зальет».
Ответ: ___________________________
2. О каком воеводе идет речь в отрывке? Героем каких событий он был?
«Слово царево – неверное слово,
Подлое слово у Шуйского злого.
Выжгли глаза воеводе сначала,
Чтобы Ивана заря не встречала.
Чтоб не встречался с людьми воевода,
Прочь отослали на долге годы
В Каргополь – в Онежском краю
Чтобы забыл про свободу свою».
Ответ: ____________________________
3. О каком событии смутного времени идет речь.
«Поляки ночью темною, Пред самым Покровом, С дружиною наемною Сидят перед огнем. Исполнены отвагою, Поляки крутят ус, Пришли они ватагою Громить святую Русь. | Монахи с верой пламенной Во тьму вперили взор, Вокруг твердыни каменной ведут ночной дозор. Среди мечей зазубренных, В священных стихарях, И в панцирях изрубленных, И в шлемах, и в тафьях, Всю ночь они морозную До утренней поры Рукою держат грозною Кресты иль топоры». |
Ответ: __________________________________
9. Внимательно рассмотрите изображения памятников русской архитектуры. Определите их названия и соотнесите их с городами, где они построены.
1.
2. 
3.
4. 
А. Новгород I. Церковь Вознесения
Б. Владимир II. Успенский собор
В. Москва III. Дмитриевский собор
Г. село Коломенское IV. Софийский собор
Олимпиада школьников по истории
7 классы
Ответы
1. Ответ: вотчина
За правильный ответ – 2 балла.
2. Ответ: ЕВГБА
За правильный ответ – до 3 баллов.
3. Ответ: 1. от Олега до Ярослава Мудрого
2. «Удельное владение»
3. правление сыновей Ярослава Мудрого
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла.
4. Ответы:
1.Курбский и Иван Грозный – по 1 баллу за каждое имя
2. Бегство Курбского за границу – 2 балла
3. Курбский: монарх должен соразмерять свою власть с аристократами (боярами)
Иван Грозный: за самодержавную абсолютную власть – по 2 балла за каждую позицию.
Всего 8 баллов.
5. Ответы:
1) XVII век
2) Никон
3) 1654 г.
4) двоеперстие троеперстием
5) наоборот, речь шла об обрядности
6) Аввакум
7) не было тайных обществ
8) уходили на север, в Заволжье
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 8 баллов.
6. Ответы:
1) Феофан Грек
2) Епифаний Премудрый
3) Даниил Заточник
4) Алевиз Новый
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 4 балла.
7. Ответы.
1. На улицах было очень грязно, т.к. не было канализационной системы и отходы выливали под окна.
2. Сожжение.
3. Стены храмов украшали росписи на библейские и евангельские сюжеты. Понять их мог даже неграмотный человек.
4. Кошки.
За каждый правильный ответ – до 2 баллов, всего 8 баллов.
8. 1. Борис Годунов
2. Иван Болотников
3. Осада Троицкого монастыря поляками.
За каждый правильный ответ – по 2 балла, всего 6 баллов.
9. Ответы:
1. | 2. | 3. | 4. |
А | Г | Б | В |
IV | I | III | II |
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 8 баллов.
ИТОГО: 50 баллов