Олимпиада школьников по истории
8 классы
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
Посадник, тысяцкий, епископ, князь.
____________________________________________________________
Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.
_____________________________________________________________
3. Гривна, резана, куна, алтын, рубль.
______________________________________________________________
4. Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм.
____________________________________________________________
2. Дайте краткий ответ.
1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV _________________
2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется ___________________________________________________
3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________
4. Московский князь, победившего Мамая на Куликовом поле ________________________
5. Имя иерарха церкви, с которым связано проведение церковной реформы и исправление богослужебных книг ___________________________________________________________
6. В чьё царствование был основан Московский университет? ________________________
3. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых говорится в каждом из них.
А. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил он в действительную жизнь; она встретила его как-то двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это было не только два лица, а даже два особых мира.
_____________________________________________________________________________
Б. Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром царь, как только услыхал о его появлении, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.
_____________________________________________________________________________
В. Был очень незнатного происхождения, но стал ближайшим другом и помощником царя. Позднее этот человек становится генерал-губернатором Петербурга, генералиссимусом, а заканчивает свои дни в ссылке. Его огромная фигура на знаменитой картине художника буквально приковывает к себе взгляды. ___________________________________________
4. Что является лишним в ряду? Вычеркнете лишнее слово. Ответ поясните.
1. Апсида, закомары, барабан, гусли, шатер, купол. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Закуп, рядович, людин, холоп, прощенник._______________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Соотнесите термины и их определения. Ответ запишите в таблицу.
Термины | Определения |
1) | вотчина | А) | порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения |
2) | поместье | Б) | земельное владение, принадлежащее крестьянам |
3) | ярлык | В) | порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода |
4) | местничество | Г) | ханская грамота, дававшая русским князьям право занимать престол |
5) | кормление | Д) | земельное держание, даваемое при условии несения службы государю |
| | Е) | земельное владение, передающееся по наследству |
Ответ:
6. «Да» или «нет»?
1. Полюдье обычно начиналось в ноябре, после того как устанавливался зимний путь, прекращалась осенняя распутица. _______________________________
2. Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций. ___________________
3. Будущий патриарх Никон и будущий духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия. _____________
7. Расположите в хронологической последовательности события.
1. А) победа Василия II Тёмного в междоусобной войне за московский престол
Б) окончательное освобождение русских земель от ордынского владычества
В) составление Судебника Ивана IV
Г) сожжение Москвы ханом Тохтамышем
Д) созыв первого Земского собора
Ответ: __________________________
2. А) отмена полюдья княгиней Ольгой
Б) призвание варягов на княжение в Новгород
В) первый письменный договор Руси с Византией
Г) создание «Правды Ярославичей»
Д) разгром Хазарского каганата князем Святославом
Е) вокняжение Владимира Мономаха в Киеве
Ответ: __________________________
8. Соотнесите имена и титулы. Ответ дайте в соответствии цифр и букв (1А2Б и т.д.)
Иван I Калита | А) Царь и великий князь, государь всея Руси |
2 Иван III | Б) Великий князь, государь всея Руси |
3. Иван IV | В) Великий князь владимирский |
Алексей Михайлович Романов | Г) «Божьей милостью, великий государь, царь и великий князь Всея Великие и Малые и Белые Руси самодержец» |
Ответ: _______________________
9. Внимательно рассмотрите изображения скульптурных памятников. Определите их названия, укажите авторов и соотнесите их с городами, где они поставлены.
1.
2. 
3.
4. 
А. Новгород I. М.О. Микешин
Б. Санкт-Петербург II. И.П. Мартос
В. Москва III. Э. Фальконе
Г. Севастополь IV. А.Г. Адамсон
а) памятник Минину и Пожарскому в) «Медный всадник»
б) памятник «Тысячелетие России» г) памятник затопленным кораблям
10. История в художественной литературе.
1. Назовите имя царя, о котором идёт речь. Кто произносит эти слова?
«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!» – […] сказал, –
«Убейте, замучьте! Моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас […]
Предателя, мнили, во мне вы нашли,
Их нет и не будет на Русской земли!».
Ответ: ________________________________________
2. Чьё имя пропущено в тексте? Назовите имена короля и гетмана. О каком событии идёт речь в отрывке?
«Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит.
Пирует […]. И горд и ясен
И славы полон взор его,
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
Верхом, в глуши степей нагих,
Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их».
Ответ: ____________________________________________________________________
11. Соотнесите
1. привилегированные сословия и сословные а. казаки;
группы населения; б. дворяне;
2. полупривелигированные; в. духовенство;
г. мещанство;
3. податное население д. купцы;
и. иностранцы
к. крестьянство;
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
Олимпиада школьников по истории
8 классы
Ответы
1. Ответы:
1. Представители власти в Новгороде
2. Привилегии дворянства по Жалованной Грамоте
3. Виды денег в Древнерусском государстве
4. Художественные стили 18 века
За каждый правильный ответ – 0,5 балла, всего 2 балла.
2. Ответы:
1. Избранная рада
2. Мануфактура
3. Стрельцы
4. Дмитрий Донской
5. Никон
6. Елизавета Петровна
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 6 баллов.
3. Ответы:
А. Александр I, Екатерина II, Павел I
Б. Лжедмитрий I, Борис Годунов
В. А.Д Меншиков, Пётр I, В.И, Суриков
За каждый правильный ответ – 0,5 балла, всего 4 балла
4. Ответы:
1. Гусли, остальное – части православного храма
2. Людин, остальные – феодально-зависимое население в Киевской Руси
За правильный ответ 2 балла.
5. Ответ: ЕДГВА
За правильный ответ – до 3 баллов.
6. Ответы:
1. Да
2. Нет
3. Да
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 3 балла.
7. Ответы:
1. ГАБДВ
2. БВАДГЕ
За каждую правильную последовательность – до 2 баллов, всего 4 балла
8. Ответы:
1В2Б3А4Г
За правильный ответ 2 балла.
9. Ответы:
1. | 2. | 3. | 4. |
в) | г) | б) | а) |
III | IV | I | II |
Б | Г | А | В |
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 12 баллов.
10. Ответы:
1. Михаил Фёдорович, Иван Сусанин
2. Пётр I, Карл XII, Мазепа
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.
11. Ответы:
1. б, в, и
2. а, д
3. г, к
За каждый правильный ответ – 1 балл, всего 7 баллов.
ИТОГО 50 баллов