Олимпиадные и творческие задания по образовательному компоненту
« Окружающий мир» , раздел « Природа».
В настоящее время уже не вызывает сомнения тезис о том, что современное начальное образование предполагает не только прочное усвоение разнообразных сведений об окружающем мире, но и на использовании этих знаний в новых условиях, нестандартных ситуациях.
Очень значимыми являются умение сравнивать, анализировать, классифицировать, решать творческие и логические задачи. Безусловно, такие знания предполагают гораздо более высокий уровень развития. Для того, чтобы продемонстрировать этот высокий уровень развития, ученик должен получить соответствующие задания.
В данной статье предлагаются олимпиадные и творческие задания, которые позволяют установить наличие или отсутствие независимых от программы знаний и умений . Задания содержат вопросы и ответы творческого, занимательного характера и задания повышенного уровня сложности, которые можно использовать в качестве олимпиадных. Предлагаемые задания научат детей использовать научно-познавательную, справочную информацию, обращаться к краеведческому материалу, формировать эмоционально- ценностное отношение к природе и обществу.
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер с листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг Природа
*
Какое значение имеет природа для человека?
Ответ. Природа –источник жизни, даёт пищу, воздух, одежду и т. д. Природа - - источник познания, дарит нам радость открытий. Изучая животных, растения, человек создаёт сложные аппараты, приборы, Природа охраняет наше здоровье.
*
Есть 4 брата: один ест – не наестся,
Второй пьёт – не напьётся,
Третий гуляет – не нагуляется,
Четвёртый бегает – не набегается. ( Огонь, земля, воздух, вода)
*
Отгадайте загадки:
Иди, иди, а конца на найдёшь (Земля)
Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены ( Огонь) Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится
( Воздух)
*
Заверши предложения:
А) Воздух, вода, растения, животные и человек – это____________________
Б) Воздух, вода, камни, песок – это____________________
В) Растения, животные, человек – это_______________________________
Слова –подсказки: тела неживой природы, тела природы, тела живой природы
Перечислите царства живой природы_____________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы: Растения, животные, грибы, бактерии, вирусы.
Подчеркните главные признаки живой природы.
Свистит, дышит, питается, гремит, размножается. Поёт, двигается, шумит, льётся, развивается, растёт, любит.
Ответ: Дыши, питается, размножается, двигается, развивается, растёт.
*
Вставь пропущенные слова:
Все предметы, которые нас окружают, и мы сами - это____________________. Учёные договорились считать тела на Земле - ________________________ телами, а находящиеся вне пределов Земли________________________________________. Среди тел природной среды различают___________________(одушевлённые) и __________________( неодушевлённые) тела. Живые тела называют также____________________________________________________.
Ответ: Слова- подсказки: тела, земными, космическими. живые, неживые, организмами.
Подчеркни одной чертой названия земных тел, двумя чертами – космические тела.
Берёза, облако, Луна, заяц, гора, яхта, Полярная звезда, озеро, космический корабль, гриб, Солнце, комета, ромашка, дом, Марс.
*
На какой планете есть жизнь?
Вспомни, какие условия необходимы для жизни растений. Животных и человека. На какой из сказочных планет - на Посейдоне, Урании, Эоле или на Гее – возможно существование жизни?
На планете Посейдон есть вода, тепло, но нет воздуха.
На планете Урания есть вода, воздух, но нет тепла.
На планете Эол есть воздух, тепло, но нет воды.
На планете Гея есть воздух вода и тепло.
Запиши свой ответ.
1 Жизнь возможна на планете________________, т. к. на ней есть_______________________________________. 2. ____________________________________------это необходимые условия жизни на нашей планете.
Ответ: Жизнь возможна на планете ГЕЯ. Необходимые условия для существования большинства живых организмов ---- вода, воздух, свет. Тепло. Для развития растений необходима плодородная почва.
*
Отметь правильные утверждения:
А) Горы, вода, песок и растения относятся к неживой природе.
Б) Всё, что нас окружает. называют телами природы.
В) Человек, растения, животные, грибы, бактерии__ тела живой природы..
Ответ : Б), В.
*
Чем различаются тела живой и неживой природы? Заполни таблицу, разделив признаки из приведённого ниже списка в две колонки.
Признаки тел живой природы | Признаки тел неживой природы |
| |
| |
| |
| |
Дышат воздухом, не способны передвигаться, питаются, не дышат, размножаются, растут и развиваются, способны передвигаться, не способны расти и развиваться.
*
Отметь три примера, показывающие влияние неживой природы на живуб природу:
А) Многие животные днём бодрствуют, а ночью отдыхают.
Б) Зимой идёт снег.
В) Осенью птицы улетают на юг.
Г) С наступлением темноты цветки одуванчика закрываются.
Д) Вода постепенно размывают берега
Ответ: А), В), Г)
*
Распредели данные объекты неживой природы на группы:
Сосульки, года, снега, овраги, сугробы, воды, облака, сталактиты, ручьи, озёра.
Ответ :Ручьи, года, воды, облака ____ бегут. Овраги, сосульки, сугробы, сталактиты__ растут. Снега, озёра умирают.
*
Соедини тела и вещества. Используй цветные карандаши.
Металл меч бокал пробирка
Стекло стол шина нож
Дерево кувшин гвоздь надувной шар
Глина стакан бумага шкаф
Резина самолёт кирпич цветочный горшок
*
На Земле постоянно происходит круговорот веществ. Вода переносится с одного места планеты на другое. В ходе круговорота из жидкой вода становится твёрдой, газообразной, и наоборот.Получается, что вещества в природе как бы» путешествуют» по кругу: из воздуха и почвы _ в растения, из растений _ в животных и снова в воздух и почву. Происходит круговорот веществ.
Изобрази это на схеме.
*
Выбери правильный ответ.
Растения своими корнями разрушают скалы. Это говорит о том, что….
А)корни растений более твёрдые, чем скалы;
Б) живые и неживые тела природы не влияют друг на друга;
В) живые организмы влияют на неживую.
Ответ: Живые организмы влияют на неживую природу.
*
Зачеркни лишнее слово: объясни свой выбор.
Песок, глина, вода, камень, железо.
Рыба, кошка, собака, бабочка, солнце.
Камень, дом, кирпич, машина, гвоздь,
Кусок сахар, капля воды, капля молока, вода.
Стол, ручка, ваза, цветок, печенье, бумага, подушка.
Ответ; Железо, солнце, камень, вода, цветок.
*
Заполни таблицу, распределив приведённые ниже ответы в две колонки. Деятельность человека в природе.
Человек разрушает природу | Человек восстанавливает природу |
| |
| |
| |
| |
| |
Ответ: осушение болот, вырубка леса, строительство городов, распашка земель, создание заповедников, Красная книга, создание ботанических садов, охота, браконьерство, восстановление лесов, питомники для разведения редких растений и животных.