СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания + ответы. 9 класс. часть 1 (блоки 1-5)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания + ответы. 9 класс. часть 1 (блоки 1-5)

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания + ответы. 9 класс. часть 1 (блоки 1-5)»

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 1)

9 класс


1. Расставьте ударение в словах.

Балованный, вероисповедание, закупорить, столяр, украинец, каучук, облегчить, исподволь.


2. Определите, сколько раз звуки слова «нож» встречаются в данном предложении.

Образец ответа: [р`эч`]

3 4 1

Он верил, что душа родная

соединиться с ним должна (А.С.Пушкин)


3. Определите, одним или разными способами образованы прилагательные батальонный и дивизионный. Свой ответ обоснуйте.


4. К какой части речи (разряду внутри части) относится слово, обладающее приведённым набором грамматических признаков.

  1. Род, число, падеж, степень сравнения;

  2. вид, время, род, число, падеж;

  3. вид, время, число, род;

  4. падеж;

  5. вид.


5. Составьте простые предложения, в которых есть:

а) две запятые и тире;

б) две запятые, тире и двоеточие.


6. Назовите не менее 10 крылатых выражений из произведений А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова.


7. Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов.

  1. Шутила зрелость, пела юность. (А.Т.Твардовский)

  2. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.С.Пушкин)

  3. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С.А.Есенин)

  4. Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна. (Н.А.Некрасов)

  1. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (С.А.Есенин)


8. Спишите сложные слова, раскрывая скобки. Распределите их в три колонки.

Раздельное написание

Слитное написание

Через дефис


(Пол) Западной Европы, (пол) стакана, (пол) оборота, (пол)одиннадцатого, (пол) Европы, (полу) вековой, (пол) земли, (пол) ложки, (полу) круг, (пол) фруктового сада, (пол) айсберга, (пол) неба, (пол) лета, (пол) Минска, (пол) прожитой жизни, (пол) арбуза, (пол) версты, (пол) света, (пол) минутки, (пол) красного яблока, (пол) листа, (пол) оврага, (пол) часа, (пол) луга, (пол) избы, (пол) Крыма, (пол) изгороди, (пол) жёлтого лимона, (пол) года.













ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 1)

9 класс

Ответы

1. Балованный, вероисповедание, закупорить, столяр, украинец, каучук, облегчить, исподволь.

2. [н о ш]

3 2 2

3. Батальон + н  батальонный (суф.) образованы одним способом при различных средствах образования.

Дивизия + онн  дивизионный (суф.) образованы одним способом при различных средствах

образования.


4.

  1. Качественное прилагательное;

  2. причастие;

  3. глагол прошедшего времени;

  4. количественное числительное;

  5. деепричастие.


5. Например: а) Деревья, цветы, птицы – все радовались дождю.

б) Все вокруг: деревья, цветы, птицы – радовались дождю.


6. Ответ:

А.С.Пушкин

  1. «Я к вам пишу, чего ж боле?»

  2. «Гений чистой красоты»

  3. «Не бойся, Маша, я Дубровский»

  4. «Я помню чудное мгновенье!»

  5. «Чего тебе надобно, старче?»


А.С.Грибоедов

  1. «А судьи кто?»

  2. «Счастливые часов не наблюдают»

  3. «Где ж лучше? Где нас нет»

  4. «Карету мне, карету!»

  5. «Что скажет Марья Алексевна?»

  6. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»


7.

  1. Олицетворение.

  2. Олицетворение, эпитеты.

  3. Эпитеты, сравнение.

  4. Гипербола.

  5. Оксюморон.


8.

Раздельное написание

Слитное написание

Через дефис

Пол Западной Европы, пол фруктового сада, пол прожитой жизни, пол красного яблока, пол жёлтого лимона.

Полстакана, полувековой, полземли, полкруга, полнеба, полверсты, полсвета, полминутки, полчаса, полгода.

Пол-оборота, пол-одиннадцатого, пол-Европы, пол-ложки, пол-айсберга, пол-лета, пол-Минска, пол-арбуза, пол-листа, пол-оврага, пол-луга, пол-избы, пол-Крыма, пол-изгороди.
















ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 2)

9 класс

Из кн. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: - М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006


1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объем, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

2. В стихотворении В. Маяковского «Канцелярские привычки» есть такие строки:

На кипарисе,

стоящем века,

весь алфавит:

а б в г д е ж з к.

а) Вставьте буквы, пропущенные автором в данном отрезке алфавита.

б) Постройте в алфавитном порядке следующие буквы: у т р ф с х ш ц ь э ю ы я ъ ч ш.

3. Укажите слова, написание которых подчиняется традиционному принципу русской орфографии. Какие еще принципы орфографии вы знаете?

Цифра, зенит, отзвук, розыгрыш, настежь, бесполезный, ковш, зарядить, экзамен, фонарь, почтальон, скажешь, примерять, просьба, широкий, вокзал.

4. Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

1) Ты румян, как маков цвет,/ Я, как смерть, и тощ, и бледен. – Князь для белочки потом/ Выстроил хрустальный дом,/ Караул к нему приставил/И при том дьяка заставил/ Строгий счет орехам весть. (А.С. Пушкин)

2) Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. (К.Г. Паустовский). – неуклюжие постройки клетки лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно. (Д.С. Мережковский)

3) И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. – кабинет был огромный. чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк. (Ю.О. Домбровский)

5. Отгадайте загадку, написанную в начале XIX века Ю.А. Нелединским-Мелецким, автором изящных, легких салонных стихов и подражание фольклорным произведениям (им написаны. в частности, песни «Ох, тошно мне на чужой стороне…», «Выйду я на реченьке…» и другие, ставшие народными.) Какое слово-подсказка имеется в заголовке этого текста?

ЗАГАДКА АКРОСТИЧЕСКАЯ

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями – не быть я создана.


















ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 2)

9 класс

Ответы

1. Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл.

2. Пропущены три буквы: Ё, И, Й. «Весь алфавит» должен начинаться рядом: а б в г д е ѐ ж з и й к.

Правильная последовательность данных букв в современном алфавите: р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я.

3. Традиционный принцип орфографии определяет написание, узаконенное традицией, такое написание часто может быть объяснено лишь с исторической точки зрения, поэтому данный принцип орфографии называется также историческим.

Традиционные написания в данном списке слов: цифра, зенит, настежь, ковш, экзамен, фонарь, почтальон, скажешь, широкий, вокзал.

Другие принципы орфографии: фонетический, при котором пишущий следует за произношением слова (расписать – роспись); морфологический, предполагающий однообразное написание морфем (пять-пятак-пяточок – единообразное написание гласного в корневой морфеме).

4. 1) тощ-счет; 2) лещ-щель; 3) краб – парк. Слова состоят из одних и тех же звуков, но различаются их последовательностью.

5. Дружба.

Текст называется «Загадка акростическая». Акростих, или акростический стих, - стихотворение, начальные буквы строк которого, прочитанные сверху вниз, образуют какое-либо слово.




































ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 3)

9 класс


1. Выпишите из текста слова, в которых есть звук [й], но нет буквы й. Затранскрибируйте их. Тихая моя родина! Ива, река, соловьи...


2. Выделенное слово или словосочетание замените одним словом, выраженным именем прилагательным, обязательно с чередующейся гласной в корне.

1. Число больше нуля;

2. бомба, которую бросают для того, чтобы вызвать пожары;

3. очень хорошая речь;

4. закон о выборах;

5. госпиталь, который обору­дован на пароходе;

6. интересный рассказ;

7. фото­графироваться;

8. находить в лесу грибы и ягоды.

Образец: делать бельё чистым стирать бельё.


3. Завершите двустишия, придумав вторую строку с рифмой-омофоном (слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание):

Сменю я копию с меню

___________________

Запомни: вор иной прочесть

___________________

Сберёгши деньги от куренья

__________________

Любое выкупит издание

__________________

У начальника замашка:

_________________

Любил кормило

________________

Кара там, кара сям

_______________

Обратимся к анекдотам,

________________


4. Разграничьте выделенные морфемы с учётом вы­полняемой ими функции (образование слова или его изменение).

Кого-то

Новейшего

Усталый

Устал

Взятый

вымытый

Колеблющий

Злющий

Горючий

Высоченный

Одобренный

бритвенный

Насухо

Выстирано

Расположен

Глаженый

Пряча

изредка

Образование слова:

Изменение слова:


5. Образуйте все возможные формы от глаголов

а) успокоиться

б) перечитать

в) запевать


6. Подчеркните сказуемое, определите его тип.

A.

1. И был готов я странствовать и впредь. (Н. Заболоцкий.)

2. Вопрос мой будет краток. (Н. За­болоцкий.)

3. Будут сосны гореть, словно свечи. (Н.За­болоцкий.)

4. Половцев долго хранил молчание. (М.Шолохов.)

5. Проклятье века это спешка. (Е. Евту­шенко.)

Б.

1. Есть в болоте странный мох. (Н. Заболоц­кий.)

2. Кажется, на нашем направлении прорван фронт. (К. Воробьев.)

3. И всё же он не впадал в отчая­ние.

4. И вся природа начинает леденеть. (Н. Забо­лоцкий.)

5. Моё прибежище это работа.

B.

1. Он просит мудреца решить тот важный спор. (И. Крылов.)

2. Лиса под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час. (И. Крылов.)

3. Вся клавиатура пойдёт плясать под музыку дождя. (Ю. Левитанский.)

4. А к ночи всё становится синей. (Ю. Левитанский.)

5. Часы в доме были с кукушкой. (В. Крупин.)





ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 3)

9 класс

1. Фонетика

Тихая (2) — [т'йхайа]; моя (4) — [майа]; соловьи — [салав'йй]; детские— [д'эцк'ийэ]; мои— [майи]; я (2) — [йа]; проехал— [прайэхал]; яркой— [йаркай], травою — [травбйу]; школою— [шкблайу]; весёлая— [в'эс'блайа]; деревянная— [д'эр'эв'анайа]; уезжать— [уй'эжат]; мною— [мнбйу]; туманная— [туманайа]; избою— [избойу]; тучею— [туч'эйу]; чувствую— [ч'уствуйу]; са­мую— [самуйу]; жгучую— [жгуч'уйу]; смертную — [см'эртнуйу].

2. Орфография

Слова для замены: положительное, зажигательная, блестящая, избирательный, плавучий, занимательный, сни­маться, собирать.

3. Лексика. Возможные решения:

Сменю я копию с меню Само ж меню я не сменю.

Запомни: вор иной прочесть Сумеет лекцию про честь.

Сберёгши деньги от куренья, Себе построил бы курень я.

Любое выкупит издание, Лишь бы из Польши иль из Дании.

У начальника замашка: «Недостаток есть? Замажь- ка!»

Любил кормило: Оно кормило.

Кара там, кара сям Нет спасенья карасям.

Обратимся к анекдотам, А не к дотам.

4. Словообразование

Образование слова: усталый, злющий, горючий, высо­ченный, бритвенный, насухо, глаженый, изредка.

Изменение слова: кого-то, новейшего, устал, взятый, вымыты, колеблющий, одобренный, выстирано, расположен, пряча.

5. Морфология

а) Формы изъявительного наклонения. Настоящее время не образуется (глагол совершенного вида). Прошедшее время: успокоился, успокоилась, успокоилось, успокоились

будущее время: успокоюсь, успокоишься, успокоится, успоко­имся, успокойтесь, успокоятся.

Формы сослагательного (условного) наклонения: успоко­ился бы, успокоилась бы, успокоилось бы, успокоились бы.

Формы повелительного наклонения: успокойся, успокой­тесь, давай успокоимся, давайте успокоимся, пусть успоко­ится, пусть успокоятся.

Формы причастий. Образуется только страдательное при­частие прошедшего времени: успокоившийся, успокоившаяся, успокоившееся, успокоившиеся и их падежные формы.

Форма деепричастия: успокоившись.

б) Формы изъявительного наклонения. Настоящее время не образуется. Прошедшее время: перечитал (-а, -о, -и); будущее время: перечитаю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют).

Формы условного наклонения: перечитал (-а, -о, -и) бы.

Формы повелительного наклонения: перечитай, перечи­тайте, давай (-те) перечитаем, пусть перечитает (-ют).

Формы причастий: перечитавший (-ая, -ее, -ие), перечи­танный (-ая, -ое, -ые) и их падежные формы, перечитан (-а, -о, -ы).

Форма деепричастия: перечитав.

в) Формы изъявительного наклонения. Настоящее время: запеваю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют); прошедшее время: запе­вал (-а, -о, -и); будущее время: буду (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут) запевать.

Формы условного наклонения: запевал (-а, -о, -и) бы.

Формы повелительного наклонения: запевай (-те), давай (-те) запевать, пусть запевает (-ют).

Формы причастий: запевающий (-ая, -ее, -ие), запевавший (-ая, -ее, -ие), запеваемый (-ая, -ое, -ые) и их падежные формы.

Форма деепричастия: запевая.

6. Синтаксис

А. /. Составное глагольное сказуемое (был готов странствовать); 2. составное именное сказуемое (будет кра­ток); 3. простое глагольное сказуемое (будут гореть); 4. простое глагольное сказуемое (хранил молчание); 5. со­ставное именное сказуемое (проклятье).

Б. Л Простое глагольное сказуемое (есть); 2. составное именное сказуемое (прорван); 3. простое глагольное сказуе­мое (не впадал в отчаяние); 4. составное глагольное сказуе­мое (начинает леденеть); 5. составное именное сказуемое (прибежище).

В. /. Простое глагольное сказуемое (просит); 2. простое глагольное сказуемое (прилегла); 3. составное глагольное сказуемое (пойдёт плясать); 4. составное именное сказуемое (становится синей); 5. составное именное сказуемое (были с кукушкой).






































ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 4)

9 класс


Задания для проведения I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2010 году, автор: Савенкова С.В., учитель МБОУСОШ№15 г. Мичуринска Тамбовской области

1. Расставьте ударения (в необходимых случаях дайте комментарий).

Апостроф, вероисповедание, карфагеняне, каталог, ободрить.

2. Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

3. В стихотворении А. Тарковского «Петровские казни» читаем:

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

4. В словенском языке есть пословица: Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной). Найдите ей русский фразеологический эквивалент.

5. В церкви во время богослужения можно иной раз услы­шать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте свой ответ.

6. Все ли предложенные слова являются однокоренными? Вычеркните лишние и объясните свой выбор.

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, пер­чик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

7. Произведите морфемный анализ словоформ: выполните, вылечите, выкупите.

8. Можно ли однозначно определить синтаксические функ­ции зависимых слов в данных словосочетаниях: чтение книги, желание подкрепиться, завтрак на траве? Дайте мотивиро­ванный ответ.

9. Чем является в данных предложениях слово известно? Обоснуйте свой ответ. 

1) Известно, что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов

2) Слоны, известно, в диковинку у нас.

10. Прочитайте предложение, найдите в нем сравнительный оборот и сравнительное придаточное предложение. Как их отличить друг от друга?

Я таю сам, как тает снег.     

Я сам, как утро, брови хмурю. (Б. Пастернак)

11. Определите вид придаточного предложе­ния; объясните свой ответ.

  1. Татьяна Андреевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.

  2. Предметы на письменном столе были рас­ставлены так, что самые необходимые из них были под рукой.

  3. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.

  4. Я поместил в этой книге только то, что от­носилось к пребыванию Печорина на Кавка­зе.

  5. Капустин обещал договориться с начальни­ком школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов.

12. Напишите по памяти поэтический текст (или отрывок). Какие средства языка (тропы, стилистические фигуры) имеются в нем? Приведите примеры (2-3).

12. Напишите творческую работу на тему «Читайте! Читайте! Читайте!» (150 слов).















ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 4)

9 класс

Ответы

Задание 1

Ответ: апостроф и устар. апостроф; вероисповедание (неправ. вероисповедание); карфагеняне; каталог (не рек. каталог; час­то встречается в речи библиотечных работников); ободрить, ободрю, ободрит (неправ, ободрить, ободрю, ободрит).

Оценка: 1 балл за каждый правильно данный ответ, за пра­вильный комментарий — дополнительный балл.

Задание 2

Ответ: 1) Основное значение мягкого знака в позиции перед гласными разделительное, то есть указание на то, что следу­ющая буква обозначает j + гласный. Такими гласными явля­ются Е, Ё, И, О, Ю, Я.

2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция мягкого знака такая же, как в положении перед со­гласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

Оценка: по 2 балла за каждую верную позицию ответа.

Задание 3

Ответ: 1) Червонный 'красный, алый'.

  1. Прилагательное червонный древнерусское чьрвенъ 'красный'.

  2. В современных словарях слово червонный имеет помету «устаревшее». Оно использовано автором для создания исто­р. колорита. Судя по названию, речь в стих-и идет о времени восхожде-ния на престол Петра I, казни стрель­цов, выступивших на стороне сестры Петра I — Софьи.

Оценка: 1 балл за первую часть вопроса, 2 балла за вторую часть, 1 балл за третью часть.

Задание 4

Ответ: Фразеологический эквивалент: Сапожник без сапог.

Оценка: 2 балла за найденный фразеологический эквивалент.

Задание 5

Ответ: В церковнославянском языке глагол гнати означал не только 'прогонять', но и 'догонять', 'преследовать', 'соблюдать' (ср.: в русском гон, гончая — собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). В данной ситуации речь идет как раз о «преследовании», то есть о соблюдении правды.

Оценка: 3 б. за правильное толкование слова, 3 б. за правильное историко-лингвист. объяснение.

Задание 6

Ответ: Однокоренными словами являются перстень и напер­сток. Они имеют корень перст- (ср.: устаревшее слово перст 'палец'; поговорка Один как перст и т. п.). Исторически к это­му же корню восходит и слово перчатка (

Оценка: 2 балла за правильное указание однокоренных слов, 2 балла за указание на этимологическое родство со словом перчатка; за неверное указание родственных связей снимать 1 балл за каждую ошибку.

Задание 7

Ответ: Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой будущего времени 2-го лица множественного числа и формой повелительного наклонения множественного числа, поэтому их морфемное членение мо­жет быть двояким:

вы-полн-ите / вы-полн-и-те; вы-лет-ите / вы-лет-и-те; вы-куп-ите / вы-куп-и-те.

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно разобранную слово­форму.

Задание 8

Ответ: Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они отно­сятся к главным — существительным. Но в словосочетании чтение книги слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным словом — отглагольным существительным; словосочетание же­лание подкрепиться вообще может быть признано нечлени­мым, так как у главного слова — отглагольного существитель­ного сохраняется модальное значение, а в словосочетании завтрак на траве добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

Оценка: по 1 баллу за верный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий.

Задание 9

1) известно – односоставное предложение; 

2) вводное слово. 

Задание 10

Сравнительное придаточное предложение как тает снег; сравнительный оборот как утро.

Если в сравнительной конструкции нет сказуемого или членов предложения, зависящего от него, это – сравнительный оборот.





Оценка: 2 балла за текст, за каждый пример по 1 баллу.

Задание 10 - максимум 10 баллов






































ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 5)

9 класс

Окружной тур Московской региональной олимпиады по русскому языку, 2006 год


I. Нормы русского литературного языка

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:

Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш

Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргумен-тируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое

3. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным: [шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

4. Даны слова: моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница. В каких словах пропущена буква н?


II. История русского языка

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.

А) Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Иную жизнь и берег дальний. (А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…")

Б) Медлить нечего: "Скорее!

Люди, на конь! Эй, живее!» (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Слово «инженер» является заимствованным.

А) Из какого языка заимствовано слово «инженер» и каково его первичное значение?

Б) В 1647 г. в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается уже в другом значении.

В) Определите, в каком значении слово «инженер» употреблялось в 1647 г., а также в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».

-А каков Германн!- сказал один из гостей, указывая на молодого инженера…

- Вы его знаете? – спросила Лизавета Ивановна.- Нет! Он военный или статский?

- Военный.

- Инженер?

- Нет. Кавалерист.

- А почему вы думали, что он инженер?

Г) В каком значении слово «инженер» употребляется в современном языке?

3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.


III. Язык художественных произведений

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Прощанье».

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой


Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его (1830 г.).

А) Проведите лингвистический анализ стихотворения ( речеведческий, языковой).

Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе.


IV. Современный русский язык

1. Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный».

- Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

- Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь.

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».

2. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:

glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.

Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься?

3. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?

Рвать - … прерывистый

4.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.

Много - ….

Обмануть - …

5. Прочитайте фрагмент поэмы Е. Баратынского «Бал».

Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух!

О каком очерке идет речь? Какие значения слова «очерк» вы знаете?

6.Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

7. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

Свой ответ аргументируйте.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)


V. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре очерк на тему «Книга».









ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (ч. 5)

9 класс

Ответы

I. Нормы русского литературного языка

1.

Приведённые слова с таким ударением употребляются только в профессиональной деятельности людей. Однако такое ударение является ошибочным, потому что есть литературные орфоэпические нормы языка. Согласно этим нормам  слова надо произносить так:

КОмпас, арЕст, полифонИя, дело возбужденО, торЕц, коклЮш.

2.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал,  что смутно надеялся увидеть.

Б)  Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В этом предложении грамматической ошибки нет.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

В этом предложении грамматической ошибки нет.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое. 

Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

3.

Старомосковские: шыгат’,падм’иг’ават’,мойус.

Современные: шагат’; падм’иг’иват’; мойус’.

Полностью или частично оказались утраченными к настоящему времени:

1. Произношение редуцированного Ы вместо современного редуцированного А (обычно он обозначается значком «крышечка» ^ ) в первом предударном слоге на месте ударного А - см. 1 пара.

2. Произношение твердых заднеязычных к, г, х  с последующим редуцированным гласным на месте а вместо современных мягких  к’, г’, х’ с последующим гласным и.

3. Произношение твердого с  вместо современного мягкого  с’ в возвратных формах глагола.

4.

Мошенник, племянник, бесприданница.

 

 

 

 

 

II. История русского языка

1.

А) Оне -  во времена А.С. Пушкина (и в современном русском языке) форма устарела. Оне – местоимение 3 лица женского рода множественного числа. Оне – она.

Б) На конь – устаревшая форма существительного 3 склонения в В.п.
На конь – на коня.

2.

А) Слово «инженер» является заимствованием из немецкого языка.В XVIII веке это слово пришло в немецкий из старофранцузского, где слово «инженер» означало «искусный изобретатель, остроумный выдумщик» (это первое значение слова).
Б)  В 1647 г. в «Актах Московского государства» и в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей»  это слово встречается  в значении «специалист по военной технике, по осаде крепостей или их защите». ( Это значение можно  определить по названию документа «Учение о хитростиратного строения пехотных людей».) В эпоху Петра I слово «инженер»  в значении «специалист по военной технике, по осаде крепостей или их защите» окончательно было освоено русским языком.
В) В повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» слово «инженер» обозначает прежде всего  военного специалиста. Герман – сапёр. В 1881 г. слово инженер закрепилось в значении «ученый строитель». В словаре В.И. Даля мы найдем: военный инженер, гражданский инженер, горный инженер, корабельный инженер, инженер – механик.
Г) В современном русском литературном языке инженером называют специалиста в какой-либо области техники с высшим образованием. Наряду с наименованием типа инженер-электрик, инженер-строитель и т.п. появились новые названия инженерных профессий: инженер-программист, инженер-электронщик, бортинженер.

3.

1. Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть  такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма - отделять плевелы от пшеницы.

2. Современное значение - отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

        

 

 

III. Язык художественных произведений

1.

Скороговорка – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях: на умышленном повторе трудных для произношения  звуков в словах. В этом состоит комический эффект. Например: На дворе трава, на траве  дрова. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

2.

Ответ на вопрос носит творческий характер.

Б) Душевное состояние героя и характер его отношения к возлюбленной выражены в первой строфе с помощью глаголов дерзаю мысленно ласкать, будить мечту…, …лю­бовь воспоминать. Выбор слова дерзать очень знамена­телен. Слово это книжное, окруженное высоким ореолом: проявление воли, которое можно назвать «дерзновенным», требует отваги, большого напряжения душевных сил. «Дерзно­венность» вызова «образа милого» может быть связана с «сердечной болью», требовать от героя напряжения его душевных сил. Глагол будить (мечту сердечной силой) в своем переносном употреб­лении вошел в общий язык со значением «возбуждать какое-нибудь чувство, состояние». Представляется, что здесь мы сталкиваемся у Пушкина с оживленной метафорой, опирающейся на прямое значение слова «заставлять про­снуться», что сообщает действию большую напря­женность («сердечной силой»). По суще­ству каждое из этих сочетаний — повтор одного широко­го смысла, различное лексическое выражение которого обогащает выражение психологического состояния героя и его отношения к возлюбленной. (См. книгу А.Д. Григорьевой и др. «Язык русской лирики 19 века», Просвещение, М., 2002 г.)

 

4. Современный русский язык

1.

Разговорный стиль проявляется в следующих особенностях:

Диалог.

Лексика, имеющая разговорную окраску:  помилуй, дурак; глаголы повелительного наклонения -  не хитри, отвяжись.

Экспрессивно-эмоциональная лексика:  междометия -  ей-богу, эй, ох.

Риторические обращения, вопросы, восклицания.

Порядок слов в предложении свободный.

Неполные предложения.

2.

Не прижиматься – nesiglausti,   беречься-saugotis.

Глаголы не прижиматься и беречься – возвратные, значит надо выяснить, как образуются возвратные глаголы в литовском языке. Сравнивая  формыrodytis- nesirodyti, можно понять, что  возвратность выражается с помощью показателя –s, присоединяемого к  положительной форме глагола, или  при помощи показателя –si, вставляемого  между отрицательной приставкой и корнем. Такие показатели (их называют в лингвистике амбификсами) могут «гулять» по слову и ставиться то перед корнем, то после него. Это мы и видим в приведённых глаголах. Осталось построить требуемые формы:  не прижиматься  = ne +  возвратность si + корень glausti = nesiglausti,  беречься – saugoti + возвратность is  = saugotis

3.

Не хватает двух звеньев:    прервать – прерывать. Полная цепочка выглядит так: рвать -  прервать – прерывать – прерывистый.

4.

Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т.д. (17 фразеологизмов).

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом,  оставить ни с чем и т.д. 

(34 фразеологизма.)

5.

Волшебный очерк – контур.

В современном русском языке слово очерк имеет три основных значения:

1. Контур, очертание.

2. Описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сути какой-нибудь темы, проблемы, вопроса.

3.Небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-нибудь.

6.

Балашиха - балашихинцы,  Видное - видновцы, Дубна - дубнинцы, Зарайск - зарайцы и зарайчане, Клин - клинчане и клиняне, Луховицы - луховичане, Подольск - подольчане, Люберцы - люберчане, Реутово - реутовцы, Химки - химкинцы, Руза - ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

7.

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи.  

[С]коро мы  [з] друзьями будем ра[ш ]ифровывать  [с]тарые рукопи[с]и.

Звук [с ] повторяется в предложении два раза: в словах «скоро» и «старые».

Звук в  предлоге  с перед звонким д  (с друзьми) обозначает звук  [з]. В слове «расшифровывать» мы слышим долгий звук  [ш ], который образовался в результате соединения звуков  [с ] и  [ш ], а в слове «рукописи» звук  [с ] мягкий.

8.

А) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Ю. Тынянов.) Прид. изъяснительное: …не любил чего? (вопрос косвенного падежа); относится к глаголу, выражающему чувство; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

Б). И  он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой,  с природой жизнию одной. (М.Лермонтов.) Прид. Определительное: ….о днях каких? относится к существительному; присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова когда; всегда стоит после определяемого существительного.

3). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин.)

Прид. Обстоятельственное (времени): Я вернусь  когда? (вопрос обстоятельства времени); относится ко всему предложению; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

 

         V. Творческая работа

Оценивается

        качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

        языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

        эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.