СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»











Система развивающих заданий на уроках русского языка как один из способов формирования метапредметных умений и навыков учебной деятельности








Учитель начальных классов

Тесёлкина Светлана Юрьевна






2013 – 2014 учебный год



Задача современной школы – подготовить человека думающего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни. Цель педагога – не столько передача суммы знаний, сколько обучение навыкам самостоятельного их добывания, способности продуктивно мыслить, умению самостоятельно решать поставленные проблемы. В связи с изменением цели обучения определилось и новое его назначение: формирование учебной деятельности, которая реализуется в общеучебных интеллектуальных умениях.

Общеучебные интеллектуальные умения – это универсальные учебные действия, которые обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и тесно связаны с достижением метапредметных результатов.


Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.



























1. Задание на установление сходства или различия языковых явлений

Упражнение. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.


(до)брался (до)берега

(по)шёл (по)тропинке

(от)плыл (от)берега


Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом сравнивают морфологический состав слов, определяют принадлежность слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. Считаю, что в этой ситуации учитель не должен спешить с утверждением правильного и полного ответа. Пусть выскажутся все, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики, которых нужно ободрить, поддержать, похвалить даже за попытку ответить на вопрос. Это задание я использую на этапе формирования умений обучающихся по теме «Правописание предлогов и приставок».


2. Задание на выявление аналогии языковых явлений


Упражнение. Дополните начатые цепочки до 4-5 слов по трём признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.


Лесников, грибников, … .

Вокзалы, салюты, … .

В упражнении, на станции, … .


Ученики самостоятельно подбирают слова по трём признакам, учитывая:

наличие определённых орфограмм;

категорию числа имён существительных;

падежные формы существительных.

Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.

Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.




3. Задания на классификацию языковых явлений

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщённое значение.


Занимаясь группировкой, ученик должен предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом я подбираю такой материал на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отработать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.


Упражнение. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.


Плач_, скрипуч_, брош_, наотмаш_, роскош_, реж_, суш_, могуч_, намаж_, настеж_.


Варианты выполнения задания:

по написанию (с ь после шипящих и без ь);

по частям речи (существительные, прилагательные в краткой форме, наречия, глаголы в повелительном наклонении).


Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.


4. Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями


Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении обучающимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.


I вариант упражнения: «Найди четвёртое лишнее».


Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: я предлагаю ученикам такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из данных.


Упражнение. Из данного перечня слов найдите четвёртое лишнее.


Белый, зелёный, серебристый, юный.


Варианты ответов учеников:

Юный – лишнее, т.к. все остальные обозначают цвет.

Серебристый – лишнее, т.к. состоит из корня, суффикса и окончания.

Юный – лишнее, т.к. это относительное прилагательное, остальные – качественные.


II вариант упражнения.

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из неё постепенно по одному слову.


Упражнение. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.


Варианты ответов учеников:

Объединить – это глагол, остальные – существительные.

Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.

Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч.

Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.

Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл..


Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления обучающихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний, в условиях, требующих самостоятельного вывода, обобщения

5. Логическо - поисковые задания:


Упражнение. Найдите (устно) обобщающее понятие к определениям. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:


личные, притяжательные (местоимения);

порядковые, количественные (числительные);

глухой, звонкий (согласные);

повествовательное, вопросительное (предложения);

прямое, косвенное (дополнения);

простое, сложное (предложения);

гласный, согласный (звуки);

настоящее, прошедшее (время);

полное, неполное (предложения).

Ответы: 4,5,6,9.


Данные типы упражнений развивают у обучающихся умение обобщать, анализировать и синтезировать понятия.


Упражнение. Буквенный диктант


Задание: выпишите в порядке следования первые буквы грамматических основ (предложения воспринимаются на слух):


Московские магистрали освещены всю ночь.

Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.

Лесная ежевика царапала руки.


Если получилось слово молодец – основы найдены правильно. (Эту работу я использую также при необходимости быстро вспомнить, что такое грамматическая основа предложения).


Упражнение. Числовые диктанты


Он шёл и весело пел.

От количества главных членов в предложении отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3-0=3.)





Упражнение. Цифровой диктант (иначе – игра «Блеф-клуб»)


Предлагаю детям утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если они согласны со сказанным – ставят цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверяют свои ответы.


Слово пунктуация произошло от пунктуальный.


В предложении (Мы живём в новом доме) подлежащее выражено местоимением.

В предложении (Скоро будет лето) нет сказуемого.


В предложении (Ученики пишут диктант) сказуемое выражено глаголом

1 - ого спряжения


Ответы: 0 1 0 1

Использование подобных приёмов позволяет избавиться от необходимости фронтальных опросов, включить в работу всех обучающихся и получить мгновенную диагностику. Кроме того, такие задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание, а также предполагают систематизацию, обобщение знаний.


Вывод

Использование на уроках развивающих заданий обеспечивает не только прочное усвоение знаний и формирование умений и навыков, но и развитие метапредметных навыков и умений, то есть учит осмысливать теоретические сведения, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные отношения, развивает воображение, память, силу воли. Совершенствуются и коммуникативные умения (владение видами речевой деятельности, развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов), и информационные (умения осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, работать с текстом), и организационные (умения формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Дети учатся высказываться, отстаивать свою точку зрения, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. Повышается мотивация обучения, развиваются самостоятельность, наблюдательность, воображение.