СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по географии для 6-11 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры олимпиадных заданий с ключами по географии для 6-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по географии для 6-11 классов»

Олимпиадные задания по географии

6 класс

  1. Имеются ли на Земле точки, для определения географического положения которых достаточно только одной координаты ?

  2. Какие породы образовались первично, а какие вторично: магматические, осадочные или метаморфические? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. Что называется озером? Чем озеро отличается от реки, пруда, моря?

7класс

  1. В одном литре воды Балтийского моря содержится в среднем 18гр. соли, в Красном море-42гр.. Чем объясняются отклонения от средней солености вод Мирового океана?

  2. В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких условиях питаются животные?

  3. Север Северной Америки омывается водами СеверногоЛедовитого океана, и, казалось бы, с океана должен приходить влажный воздух. Однако там осадков выпадает меньше, чем на внутренних плоскогорьях Кордильер. С чем это связано?



8 класс

  1. В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России (12 или 13). С какими причинами связано это несоответствие? Какова ваша точка зрения?

  2. На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество влаги (300мм). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи).С чем это связано?

  3. Почему Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования?



9 класс

  1. Почему для европейского Юга характерно тяжелое машиностроение, в то время как на его территории отсутствует металлургия?

  2. Почему трубопроводный транспорт, несмотря на ограниченный состав грузов, вышел на первое место по грузообороту в России?

  3. На Дальнем Востоке имеются руды цветных металлов, велики запасы древесины. Однако бумаги производится очень мало, а производство цветных металлов вообще отсутствует. Почему?

10 класс

  1. На какие группы подразделяются страны на политической карте по следующим признакам: величина территории, численность населения, географическое положение, формы административно-территориального устройства, формы правления? Приведите примеры стран, относящихся к каждой группе.

  2. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. Какой из регионов мира производит больше всего автомобилей? Как различается автомобильная промышленность различных регионов по характеру рыночной ориентации?



11 класс

    1. В чем заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

    2. Назовите страны – главные в мире производители (по 3 - 4 примера):

пшеницы____________________________________________

кукурузы____________________________________________

кофе________________________________________________

    1. Назовите главные отрасли промышленности США, Японии и Китая, определяющие место этих стран в международном разделении труда.



Ключ к олимпиадным заданиям по географии

6 класс



  1. Это Северный и Южный полюса с координатами 90 *с.ш. и 90*ю.ш. Долготы не определяются, поскольку через полюса проходят все меридианы.

  2. Первичными по времени образования следует считать магматические горные породы. Осадочные горные породы образуются из магматических в результате процессов выветривания. Метаморфические образуются под воздействием температуры и давления из уже имеющихся горных пород и тоже не могут считаться первичными.

  3. Озером называется замкнутое естественное углубление на поверхности земли, заполненное водой. От реки озеро отличается замкнутостью, отсутствием направленного перемещения вод. От пруда – естественным происхождением котловины. Море – часть Мирового океана, а озеро входит в состав вод суши.

7 класс

  1. Красное море располагается в тропическом поясе, где выпадает мало осадков. Высокие температуры приводят к большому испарению воды, а соли при этом остаются, поэтому соленость Красного моря значительно выше среднеокеанической. Балтийское море располагается в умеренном поясе. Здесь выпадает больше осадков и меньше испарение. Кроме того, значительное количество пресной воды приносится реками, поэтому соленость воды одна из самых низких. И Балтийское и Красное – внутренние моря, слабо связанные с океаном, что препятствует перемешиванию вод и сохраняет их особую соленость.

  2. В условиях отсутствия растительности (начального звена в цепи питания) животные питаются тем, что дает океан (в основном планктон и рыба).

  3. Воздушные массы, которые формируются над Северным Ледовитым океаном, имеют низкую температуру, а холодный воздух не содержит в себе много влаги. Продвигаясь в глубь материка, он прогревается и становится еще суше. Кроме того, здесь в течение года господствует область повышенного давления.





8 класс

  1. Расхождение в количестве морей, омывающих берега России, связано с Каспийским морем. Его называют морем – озером. Если считать Каспий морем, то будет тринадцать морей, если озером, то на одно меньше.

  2. Север и юг Западно – Сибирской равнины, имея примерно одинаковое количество влаги (300мм), получают различное количество солнечной радиации. Из-за недостатка тепла на севере влага не может испариться, остается на поверхности и переувлажняет ее. На юге тепла больше, чем требуется для испарения 300мм осадков, т.е. не хватает влаги и увлажнение территории недостаточно.

  3. Высота территории связана не только с ее возрастом, но также и с характером и интенсивностью вертикальных движений во время неогенового и четвертичного периодов. Из-за взаимодействия литосферных плит вся восточная часть России оказалась приподнятой, поэтому Среднесибирское плоскогорье выше Восточно – Европейской равнины.

9 класс

  1. Продукция машиностроения европейского Юга (комбайны, локомотивы, ядерные реакторы) отличается повышенной металлоемкостью. Это объясняется близостью заводов центральной металлургической базы (Липецк, Старый Оскол) и развитой транспортной сетью, позволяющей привозить металл.

  2. Трубопровод – наиболее выгодный способ транспортировки жидких грузов – нефти и газа. Эти важнейшие виды ресурсов располагаются на востоке страны, а их потребители - на западе. Нити магистральных трубопроводов тянутся из Западной Сибири и европейского Севера к центру России и к портам. Кроме того строительство одного километра трубопровода обходится значительно дешевле, чем прокладка железной дороги, а тем более шоссе.

  3. В связи с большой удаленностью от европейской части с Дальнего Востока неэкономично везти массовую продукцию (уголь или круглый лес). Целесообразно транспортировать либо уникальную продукцию (икра), либо продукцию глубокой переработки (бумага, цветные металлы). Но на Дальнем Востоке даже при наличии соответствующих ресурсов эта продукция не производится. Одним из сдерживающих факторов является отсутствие дешевой электроэнергии и дефицит трудовых ресурсов.



10 класс

  1. По размерам территории выделяют 7 больших стран мира (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия), крупные, средние, небольшие страны, микрогосударства (Андорра, Лихтенштейн и др.). По количеству населения выделяют 10 стран с числом жителей более 100млн. человек в каждой – Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. По особенностям географического положения различают: приморские (Франция, Португалия), полуостровные (Швеция, Норвегия), островные страны (Великобритания) и страны архипелага (Япония, Индонезия, Филиппины). Особую группу составляют страны (всего их 36), которые не имеют выхода к морю (Боливия, Парагвай, Монголия, Афганистан и др.). По формам правления: республики (Франция, Мексика, Китай, США и др.), конституционные (Бельгия, Великобритания, Япония и др.) и теократическая (Ватикан). По формам административно – территориального устройства: федеративные государства (ФРГ, Швейцария, США и др.) и унитарные государства (Италия, Болгария, Алжир, Колумбия и др.).

  2. Ресурсный потенциал страны может являться одним из условий ее развития. Но более важно, каким образом эти ресурсы используются. Среди высокоразвитых стран имеются государства, бедные природными ресурсами. Ресурсы, даже дорогие, можно купить, поскольку стоимость продуктов их переработки окажется все равно выше.

  3. Сегодня мировым лидером в производстве автомобилей является Япония, а среди регионов – Западная Европа. Американское и европейское автомобилестроение ориентировано в первую очередь на внутренний рынок, а японское – на внешний. То есть Япония вторгается на рынки Европы и США и ведет «автомобильные войны». Из-за низкой себестоимости японских автомобилей они вполне конкурентоспособны на рынках Западной Европы и особенно США, несмотря на высокие таможенные пошлины.

11 класс

  1. Местные топливные ресурсы имеются лишь в Польше, Чехии (уголь), Румынии (нефть, газ). В основном же топливо – энергетическое хозяйство большинства восточноевропейских стран ориентируется на привозное топливо (по нефте – и газопроводам из России).

  2. Пшеница – Китай, США. Индия, Россия, Канада.

Кукуруза – США, Китай, Бразилия, Франция, Мексика.

Кофе – Бразилия, Колумбия, Индонезия, Мексика и др.

  1. США – машиностроение (в т.ч. электроника, особенно производственная; авиа – ракето – космическая промышленность; энергетическое машиностроение; оружейная промышленность), химия и др.

Япония – машиностроение (в т.ч. электроника, особенно бытовая; автомобилестроение; судостроение), черная металлургия и др.

Китай – легкая промышленность (текстильная и швейная отрасли).