Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку»
Задания для проведения Олимпиады в 7 классе
Предмет – русский язык
(Время выполнения – 120 минут)
Вопрос № 1
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1) дневнОе – днЕвное, 2) щепОть – щЕпоть, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) Атлас – атлАс, 5) флюорогрАфия – флюорографИя, 6) рукИ – рУки, 7) бЕлки – белкИ, 8) киломЕтр – киломЕтр, 9) начАть – нАчать, 10) Учите – учИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
№ | Функции ударения | Номера пар слов |
1 | Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). | |
2 | Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. | |
3 | Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова | |
4 | Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. | |
5 | Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. | |
6 | Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы. | |
7 | В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) | |
Итого: 10 баллов максимум.
Вопрос № 2
Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
а) редкая птица ‘о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих’(лат.) –
б) по когтю льва (лат.) –
в) до греческих календ ‘на неопределенный срок’ (лат.) –
г) все равно что по-гречески ‘совершенно непонятно’ (англ.) –
д) всякая вещь хороша в свое время года (англ.) –
Итого: 7 баллов максимум.
Вопрос № 3
В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: дуб, олень, яркий, принёс, объезд? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
Итого: 10 баллов.
Вопрос № 4
Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
Главное слово | Предлог | Зависимое слово | Вопрос | Смысловые отношения |
приехал | ИЗ | города | | |
| ИЗ | | | обстоятельственные причины |
| ИЗ | | из чего? | |
корзина | ИЗ | | | определительные |
Итого: 5 баллов максимум
Вопрос № 5
Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: снежинка, травинка, слезинка, паутинка.
Итого: 6,5 баллов максимум.
Вопрос № 6
Прочитайте предложения:
Подросток согласно кивнул. – Согласно приказу директора школы участники спортивных соревнований были освобождены от занятий по математике.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
Итого: 5 баллов максимум.