СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для выявления одаренных детей в классе необходимо предлагать учащимся задания повышенной сложности.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку»

Задания для проведения Олимпиады в 7 классе

Предмет – русский язык

(Время выполнения – 120 минут)


Вопрос № 1


Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) дневнОе – днЕвное, 2) щепОть – щЕпоть, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) Атлас – атлАс, 5) флюорогрАфия – флюорографИя, 6) рукИ – рУки, 7) бЕлки – белкИ, 8) киломЕтр – киломЕтр, 9) начАть – нАчать, 10) Учите – учИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:

Функции ударения

Номера пар слов

1

Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).


2

Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.


3

Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова


4

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.


5

Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова.


6

Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы.


7

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)



Итого: 10 баллов максимум.



Вопрос № 2


Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:

а) редкая птица ‘о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих’(лат.) –

б) по когтю льва (лат.) –

в) до греческих календ ‘на неопределенный срок’ (лат.) –

г) все равно что по-гречески ‘совершенно непонятно’ (англ.) –

д) всякая вещь хороша в свое время года (англ.) –

Итого: 7 баллов максимум.



Вопрос № 3


В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: дуб, олень, яркий, принёс, объезд? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.

Итого: 10 баллов.




Вопрос № 4

Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.


Главное слово

Предлог

Зависимое слово

Вопрос

Смысловые отношения

приехал

ИЗ

города




ИЗ



обстоятельственные

причины


ИЗ


из чего?


корзина

ИЗ



определительные


Итого: 5 баллов максимум


Вопрос № 5


Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: снежинка, травинка, слезинка, паутинка.

Итого: 6,5 баллов максимум.



Вопрос № 6


Прочитайте предложения:

Подросток согласно кивнул. – Согласно приказу директора школы участники спортивных соревнований были освобождены от занятий по математике.

Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?

Итого: 5 баллов максимум.