ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.С.Струкова, С.В.Струков, г.Омск.
Ключевые слова: физическая культура, олимпийское образование, спорт, здоровый образ жизни.
Школьное образование на идеалах и ценностях олимпизма выступает как олимпийское образование, оно базируется на использовании теории и практики олимпизма, его идеалов и ценностей, олимпийских соревнований, ритуалов, обычаев и традиций, фактов и документов, произведений искусства, относящихся к истории олимпийского движения и к современному олимпизму, а также предполагает активное вовлечение обучающихся в олимпийское движение и использование для их воспитания других участников этого движения-олимпийцев
Термин «Олимпийское образование» используется и у нас в стране, и за рубежом как характеристика педагогической деятельности, которая призвана сформировать знания об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх. В основе ценностного подхода к решению проблемы модернизации школьного образования лежат две предпосылки. Во-первых ,предполагается, что олимпийские идеалы и ценности есть та основа, на которой должна формироваться культура поведения детей и подростков, воспитываться гармонически сформированная личность. Во-вторых, учитывается, что, согласно ранее проведенных педагогических и социологических исследований, школьники, как правило, имеющие высокий уровень олимпийской образованности, обладают достаточно глубокими знаниями об истории олимпийского движения и, особенно, об олимпийской философии, о целях и задачах олимпийского движения, об идеалах и ценностях олимпизма, что, безусловно, способствует их ориентации в спорте и жизни на гуманистические культурные ценности. Приобщение школьников к олимпийским ценностям способствует созданию стимулов ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь.
О необходимости развертывания и активизации олимпийского образования детей и молодежи говорится во многих международных официальных документах последних лет. Еще в Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включить в государственные программы социального и культурного развития воспитание детей и молодежи в духе принципов олимпизма, высказано пожелание ко всем государствам-ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах в соответствии с их собственной системой образования. В Олимпийской хартии в главе, где характеризуется «миссия и роль НОК», специально подчеркивается, что они «должны пропагандировать на национальном уровне, в рамках спортивной деятельности, основополагающие принципы олимпизма и способствовать, помимо прочего, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах. НОК способствует созданию организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию» (Олимпийская хартия, 1996,с.40). Решение этого вопроса становится особенно значимым с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.
Олимпийское образование органично вписывается в процесс физического воспитания и приобретает значение, выходящее за рамки одного лишь олимпийского движения. Эта социально-педагогическая деятельность призвана формировать и совершенствовать у молодежи определенную, связанную со спортом гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей .При достаточно продолжительном и эффективном воздействии олимпийского образования данная система может занять столь прочное место в общей системе личностных качеств человека, что может превратиться в философию жизни ,которая ориентирует его во всех делах и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми на приоритет свободы и достоинства человеческой личности, кооперацию сотрудничества и другие духовно-нравственные ценности. Эта философия имеет огромное значение для подрастающего поколения нашей страны .Во-первых, она соответствует тем задачам, которые решаются на современном этапе общественного развития. Общество нуждается в активных, творчески одаренных, здоровых и физически развитых людях, стремящихся к разностороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающих на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Именно на эти жизненные ценности и ориентирует философия олимпизма. Во-вторых, олимпизм в определенной мере способен заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике страны. Основной целью олимпийского образования является приобщение детей и молодежи к гуманистическим идеям олимпизма, к его духовным, нравственным идеалам и ценностям.
В процессе формирования интеллектуального творческого потенциала личности важнейшими принципами ее жизнедеятельности становятся идеи олимпизма. Используя средства, методы и формы олимпийского образования, осуществляется реализация индивидуальных творческих способностей учеников и в обучении, и в воспитании. В ходе углубленного изучения предметов образовательной области «Физическая культура», преподаватели стремятся воспитывать у школьников творческое отношение к знаниям и к окружающей действительности, а также самостоятельность в выборе решений и оценок по различным проблемам, интеллектуальную и духовную свободу. Решение поставленных воспитательных задач осуществляется не только в сфере физической культуры и спорта, но и при изучении учебных дисциплин других образовательных областей. Актуализация олимпийских знаний в различных предметах, а также интегрированная информация по олимпизму выступают важнейшим регулятором активности индивида. В свою очередь межпредметные связи в системе олимпийского образования выполняют следующие функции: образовательную, воспитательную и мотивационную. Образовательная ценность межпредметных связей олимпийской системы обучения заключается как в интегрирующей роли, так в насыщенности конкретным содержательным материалом по истории олимпийского движения, олимпийским идеалам и ценностям.
Воспитательная функция межпредметных связей особенно велика в формировании сознания учащихся на основе научной и философской концепции олимпизма. Осуществление межпредметных связей усиливает нравственное, эстетическое, интеллектуальное, физическое, творческое воспитание средствами учебных предметов. Межпредметные связи в контексте олимпийского образования выполняют и развивающую функцию, позволяя сформировать обобщенные способы действия. Особенное значение при этом приобретает историко-генетический подход к раскрытию олимпийских знаний, осознанию взаимосвязи сущности олимпийских понятий и способов добывания. Совершенствуются навыки оперирования способами познания общенаучного характера, обобщение, конкретизация. В условиях осуществления межпредметных связей в структуре олимпийского воспитания мотивация имеет не только прямое отношение к умственному, физическому развитию, формированию эмоционально-волевой сферы школьника, но и к воспитанию устойчивых познавательных интересов, активности и целеустремленности в выработке жизненных позиций. Итак, роль отдельных предметов определяется их вкладом в познавательно-воспитательный процесс, основанный на олимпийских идеалах и ценностях и , следовательно, носит всеобщий характер, а не замыкается на каком-то одном укопрофильном методе, организующим связь между предметами.
Проведенный анализ теоретических аспектов физической культуры позволил выявить тенденцию к дальнейшему повышению ее роли в развитии личности школьника. Социализация подрастающего поколения осуществляется, прежде всего, в процессе воспитания, где главная роль отводится образовательным системам. На сегодняшний день образовательные стандарты физического воспитания не удовлетворяют большого разнообразия индивидуальных потребностей личности. Данные наших исследований, в рамках научно-исследовательской работы совместно с СибГУФК( кафедра методики преподавания физической культуры),по теме «Отношение учащейся молодежи к спорту как ценности» (2012-2015 г.) о потребностях учащихся в знаниях методических основ занятий физическими упражнениями являются подтверждением и необходимым основанием разработки различных подходов, где воспитанию отведена значительная роль. Потребность в олимпийских знаниях также подтверждается выводом о том, что даже относительно регулярно занимающиеся физической культурой и спортом далеко не всегда имеют достаточный уровень физкультурной образованности .Школа ведет последовательную и систематическую работу по формированию здорового образа жизни и включает в процесс физической подготовки учащихся такие важные компоненты, как духовное совершенствование личности, воспитание морально-волевых качеств, формирование гуманистических отношений, социализация школьников, стремление к самосовершенствованию .Однако следует заметить, что 60-65% занимающихся, создавая собственные представления об опыте спортивной подготовки, не знают основы самоконтроля и не осуществляют его во время организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Развитие представлений о целостном потенциале опыта олимпийского образования расширяют методологические изыскания в области теории и методики физического воспитания, существенно усиливая их культурологическую ориентацию .Между тем, традиционный путь освоения ценностей физической культуры, связанный только с физической подготовкой, это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями человека. Современная система образования в области физической культуры, детерминированная в основном обеспечением прикладной физической подготовки без учета системного подхода в реализации всех имеющихся ценностей физической культуры, не обеспечивает их использование для адаптации ребенка к современным условиям жизни.
Создавшееся противоречие между необходимостью включения олимпийского образования в процесс формирования физической культуры человека и недостаточно разработанными технологиями реализации этого процесса во многом предопределило ситуацию, характерную для современной системы физического воспитания молодежи Возможный путь разрешения поставленной проблемы школе видится в разработке принципиально нового подхода использования средств олимпийской практики в интересах подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения. Проведенные исследования, в рамках научно-исследовательской работы «Отношение учащийся молодежи к спорту как ценности», свидетельствуют об огромных резервах, имеющихся в современном физическом и спортивном воспитании, реализация которых позволяет коренным образом изменить его содержание и эффективность и, что особенно важно, изменить отношение детей, подростков и молодежи к спортивным и физкультурным занятиям .Сущность этого подхода заключается в переориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося. На возможно более полный учет его индивидуальных морфофункцинальных и психологических особенностей, на обязательное соответствие содержания активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала. Освоение ценности олимпийского опыта позволяет понять и объяснить устойчивость системы и ее универсальный механизм существования. При этом познавательная активность и освоение олимпийских знаний в единстве с практическими навыками и умениями, являются условиями духовного развития человека и оказывают большое влияние на иерархию потребностей, мотивов, интересов, определяя качество не только организации учебного процесса, но и занятий в свободное время. Потребность в освоении олимпийских знаний с целью физического совершенствования можно рассматривать как объективную необходимость, которая, отражаясь в той или иной степени в сознании людей, является источником деятельности, направленной на физическое и духовное развитие. Сохранение и укрепление здоровья. При всем многообразии потребности личности они не существуют в отрыве друг от друга. Они внутренне связаны между собой в одну естественную систему. Чем сильнее высокодуховные потребности, тем выше ответственность обучающегося за свою физическую способность реализовать их, а значит, тем быстрее и устойчивее процессы формирования потребности в физическом совершенствовании.
Олимпийские знания в разделах физической культуры как учебной дисциплины предусматривает познавательную деятельность в процессе обучения и рассматривается как система развивающаяся. В настоящее время как в массовом, так и в теоретическом сознании господствует узкое понимание физической культуры лишь как двигательной активности человека. Однако история и практика олимпийского образования позволяют расширить представление и осуществить серьезную аналитическую работу в переосмыслении социокультурного статуса физической культуры в современном обществе. В этой связи определены стратегические задачи управления развитием физической культуры во всей совокупности ее общественных и индивидуальных проявлений. Выявлены ключевые вопросы организаторской работы школы: всемерное развитие олимпийского образования и его интенсивное внедрение в практику физической и спортивной деятельности; организация поиска эффективных форм, средств и методов освоения олимпийских знаний; обеспечение интеграции практики олимпийского образования и развития массовых форм освоения ценностей физической культуры и спорта. Перестройка физического воспитания по этому пути позволяет переосмыслить его сущность, цели, содержание и организацию. С учетом этого освоение мобильного комплекса ценностей физической культуры становится мощным стимулом самореализации человеческой личности через новые возможности достижения функциональных и психологических кондиций , приобретенных на основе личностно ориентированного содержания олимпийского образования. Новизна такого подхода в развитии мотивации физического самосовершенствования учащихся заключается в том, что в качестве доминирующей выдвигается не только общественно детерминированная, но и личностно детерминированная мотивация, формируемая с помощью обучения школьников технологиям олимпийского образования. В ходе оценки сформированности олимпийских знаний рекомендуется использовать следующие критерии: 1)качество выполнения норм олимпийского зачёта; 2) способность применения олимпийских знаний в планировании, организации и осуществлении самостоятельных программ двигательной активности; 3) уровень сформированности умений физического самосовершенствования, достижения физической подготовки в соответствии с возрастными нормативами. При этом основным является движение от технологических способов освоения олимпийских знаний через осознание каждым учащимся своего совершенства к смысловому началу, выражающемуся в построении здорового образа жизнедеятельности, адекватного целям и особенностям организма. Можно утверждать, что сформированность физической культуры личности посредством освоения олимпийских знаний предопределяет её высокую социальную активность во многих аспектах личной и общественной жизни.
В результате анализа состояния физкультурного образования учащейся молодёжи выделены основные пути обновления учебно-воспитательного процесса школы:
-разработка и внедрение идеи объективной потребности современной школы в новой спортивной доктрине, которая составит теоретическую основу школьной физической культуры и массового детско-юношеского спорта, ориентированных на гуманистические идеалы олимпизма в воспитании подрастающих поколений;
-обоснование целостной модели образовательной системы, конкретизированной с учётом ценностей и идеалов физической культуры, спорта и олимпийского движения;
-апробация педагогических технологий обучения, обеспечивающих единство интеллектуального, нравственного и физического развития школьников.
Литература
Ниясова Н.С. Олимпийское образование учащихся Омских школ: учеб.-метод. Пособие Омск: СибГАФК, 2002. С. 62
Сучилин А.А. Олимпийское образование: учебник А.А.Сучилин, Н.В.Печерский.
Волгоград: ООО «Принт», 2001.-С-134
Симаков Ю.П. Олимпиада и олимпийцы: учеб.-метод. Пособие Омск СибГУФК 2003. С72
Струков С.В. Спортивные праздники в школе: учеб.-метод. Пособие/Е.С.Струкова, С.В.Струков Омск СибГУФК 2016. С 106
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ ДЛЯ КОНТИНГЕНТА
РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА .
С.В.Струков , г. Омск.
Ключевые слова: Физическая культура и спорт, здоровый образ жизни, спортивный праздник. сценарии, эстафеты.
В современном мире роль физической культуры и спорта трудно переоценить: они стали не только важными социальными , но и политическими факторами. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации. На всех уровнях государственного управления в последнее время растет необходимость решения проблем организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом, обеспечения их массовости и доступности, как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений.
Значение занятий физической культурой и спортом в современном обществе стремительно возрастает в связи с тем, что они являются универсальным механизмом оздоровления людей , способом самовыражения человека . а также средством борьбы против асоциальных явлений. Кроме этого . во всем мире наблюдается тенденция повышения социальной роли физической культуры и массового спорта. В современном обществе происходит изменение общественного сознания, возрастают идеалы здорового образа жизни, особенно среди молодежи. Изменения характеризуется увеличением количества занимающихся физической культурой и спортом, массовых спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и молодежи, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Современное общество характеризуется как информационное и сфера физической культуры и спорта не является исключением. Не вызывает сомнений то, что при отсутствии информации невозможна популярность и позитивные сдвиги в любой сфере. Следовательно, необходимо заинтересовать и сформировать отношение к спорту как модному явлению. Одним из направлений организации физкультурно-оздоровительной работы с населением и привлечения к занятиям спортом контингента различного возраста является проведение спортивно-массовых, зрелищных мероприятий, организация которых должна быть связана с учетом особенностей участников, а программа во многом зависит от возраста и подготовленности контингента, что влияет на разработку сценария, подбор игр, эстафет и конкурсов. Подготовка начинается с разработки плана-сценария Непосредственная подготовка к проведению мероприятия включает художественное оформление места проведения праздника и детальную подготовку инвентаря, проведение мероприятия осуществляется в соответствии со сценарием, который разрабатывается на основе сценарного плана. Творческая работа по написанию сценария учитывает интересы и возраст участников мероприятия и предполагаемых зрителей . В каждом конкретном случае подбирается соответствующий сюжет, музыкальное сопровождение, конкурсы, эстафеты, варианты показательных выступлений. Умение составить эстафетную программу праздника является важной составляющей. Необходимо проанализировать соответствие условий проведения мероприятия правилам техники безопасности и грамотно подобрать спортивный инвентарь. Эстафеты , входящие в программу соревнований . являются достаточно эмоциональным и зрелищным видом состязания. В целом, следует отметить, что зрелищность эстафет с различными предметами значительно выше, чем у эстафет без предметов. Учитывая результаты по оценке зрелищности различных эстафет, можно более целенаправленно осуществлять разработку программы соревнований.
ЛИТЕРАТУРА
Струков С.В.. Струкова Е.С. Сценарии спортивных праздников « Дружим с физкультурой» / С.В.Струков, Е.С.Струкова-Омск. Изд-во СибГУФК 2016-с 23-35.
Струкова Е.С., Стукоков С.В. История развития зимних видов спорта в Омском Прииртышье/ Е.С.Струкова, С.В. Струков-Омск. Изд-во СибГУФК 2018-с 20-34, 45-48.
Струкова Е.С.,Струков С.В. Марафон и марафонцы/ Е.С.Струкова, С.В.Струков- Омск-Изд-во СибГУФК-2017- с15-23. 34-40.