«Реализация валеологического направления
в процессе обучения биологии на уроках
и во внеурочной деятельности»
Буржалиева Меглият Абдулмуталибовна
Учитель биологии МБОУ «СОШ №2»
г.Каспийск
(Выступление на ГМО)
Актуальность исследования. Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков. Кризис гуманизма особенно характерен для нашей страны, переживающей тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, культуры, образования, серьезное изменение, традиционного образа жизни. Условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисном обществе неблагоприятны. Вызывает тревогу состояние здоровья детей. Так, по данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35— 40% — хронические заболевания. По оценке врачей до 80 % учащихся школ страдают различными заболеваниями. Общий рост хронических заболеваний детей за последние 10 лет вырос в 2,5 раза. Примерно 88 % учащихся находятся в школах в состоянии разной степени психического неблагополучия.
В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения.
Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности.
Ребенок, проживая в большом городе, постоянно подвержен стрессам, особенно в больших городах, для которых характерно множество факторов, негативно влияющих на здоровье, стрессоустойчивость детей и подростков. Ежедневно школьник подвержен стрессам вследствие неблагоприятной экологической обстановки: интенсивности жизни, разнообразия социальных сред, уменьшения роли семьи как средства защиты ребенка, практически отсутствия патронирования ребенка старшими в социуме, насыщенности этих негативных факторов влияния (среди которых особое место занимают социальные - наркомания, алкоголизм, игорный бизнес, зависимости, связанные со сбоями адаптационных механизмов личности - музыкальная, компьютерная и др.)
Даже позитивные факторы в условиях большого города могут трансформироваться в негативные. Так, например, мобильность, насыщенность жизни усиливает влияние на психику, и как следствие - разнообразные стрессы, сокращение времени детства, негативизм (состояние от апатии к агрессии), который часто проявляется как фон повседневной жизни.
Современная школа сама становится фактором снижения здоровья школьников, увеличения психологических нагрузок.
Уникальный парадокс: с одной стороны, школа может оказать существенное влияние на образ жизни ученика и способствовать его оздоровлению в процессе обучения. С другой стороны, здоровых детей в школе крайне мало. Следовательно, обучение и воспитание ребёнка должны иметь оздоровительный характер. Но в последнее время, одним из факторов, влияющих на снижение здоровья детей, является и сама современная система образования.
Исторически сложилось так, что профессия учителя стала массовой. Много педагогических трактатов написано о педагогической профессии. А между тем каждому выбравшему профессию учителя, подобно врачу, следовало бы руководствоваться девизом «Не навреди!».
Поэтому сегодня в школе для меня главное – это здоровье ребёнка. В моём
понимании миссия учителя – не только научить своему предмету, но и дать знания, которые пригодятся детям в жизни.
В течение 5-ти лет, учитывая возрастные особенности школьников, их
способности и интересы, жизненные планы, я формирую у них мировоззрение, основанное на культуре ценности здоровья и здорового образа жизни, а также установку ответственно относиться не только к своему здоровью, но и к здоровью других людей и к сохранению среды обитания.
Тема моей методической работы «Реализация валеологического направления в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочной деятельности». Почему именно валеология актуальна сегодня, на мой взгляд, в отличие от традиционной медицины, которая лечит, валеология занимается укреплением, развитием базовых функций организма; формирует оптимальное отношение к своему здоровью, здоровью каждого ученика и позволяет сформировать здоровьесозидающую среду в школе.
Цель: формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью на основе здоровьесберегающей среды на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Задачи: 1. Изучить, что такое валеологическое направление и способы его реализации в процессе обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
2. Разработать уроки и мероприятия по биологии для создания здоровьесберегающей среды и формирования осознанного отношения школьников к своему здоровью.
Новизна: 1. Системность работы по валеологическому образованию;
2. Разработаны: элективный курс для 9-х классов «В человеке всё должно быть прекрасно»; и элективный курс для 10-11классов «Здоровый образ жизни».
3.Применение здоровьеукрепляющих приёмов на различных уроках.
В своей работе с детьми я рассматриваю все 4 фактора, влияющих на здоровье и на первое место ставлю необходимость формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать учеников на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать яркие, положительные примеры из окружающей жизни….
Для этого мною создан элективный курс ( по интересам) для учащихся 9-х классов: «В человеке всё должно быть прекрасно», целью которого я ставила сформировать у учащихся чёткое представление о том, что духовное и физическое здоровье человека зависит от его образа жизни. Темы занятий звучат так: «Как влияет окружающая среда на здоровье человека», «Как стать здоровым и красивым», «Как правильно питаться, чтобы быть здоровым и красивым», «Соблюдение гигиенических правил – основные условия красоты и здоровья» и т.д.
Также мною создан элективный курс для учеников 10-11-х классов «Здоровый образ жизни». Содержание программы предназначено для формирования у школьников мышления, лежащего в основе практической деятельности по формированию собственного здоровья.
Я структурировала учебный процесс таким образом, чтобы он создавал для ребёнка ощущение комфорта и доброжелательности. На основе анализа влияния обычных уроков на функциональное состояние учащихся мною были разработаны и введены в учебный процесс уроки с включением в них оздоровительных приёмов. Методические принципы построения содержания уроков направлены на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, они включают усиление практической части изучаемого материала. Модели этих уроков, реализованных на практике, были разработаны на основе обычных, базисных уроков, темы которых взяты по тематическому планированию. В обычные уроки были добавлены различные здоровьетворящие приёмы, которые распределялись по временным отрезкам. Введение в содержание уроков оздоровительных приёмов, предусматривающих благоприятное воздействие на функциональное состояние учащихся (снятие нарастающего утомления, развитие внимания, мелкой моторики руки, речи), имеет большое профилактическое значение, особенно в работе с детьми 5-6 классов.
Сейчас я очень часто провожу уроки с применением оздоровительных приёмов ( физкультминутки стоя, физкультминутки сидя, гимнастика для пальцев, упражнения для глаз, «оживлялки»…)
Постепенно этот опыт перенимают и мои коллеги. Детям очень нравятся такие уроки. А положительный настрой зависит от личностного отношения к уроку. Но и содержание учебного материала, структура урока влияет на заинтересованность в нем учащихся. В среднем же влияние уроков с минутами отдыха, с применением оздоровительных приемов на функциональное состояние учащихся можно оценить как положительное. Применение таких моментов способствует повышению работоспособности; дети принимают активное участие в уроке, повышается уровень их заинтересованности.
Изучение успеваемости учащихся на этих уроках показывает, что количество «4» и «5» увеличивается, а «3» значительно снижается по сравнению с оценками за обычные уроки. Снижение уровня усталости повышает уровень нормальной работы учащихся.
Помимо обычных уроков, я часто провожу нетрадиционные:
- уроки-конференции: «СПИД – сущность и проблемы», «Я и моё здоровье», «Мой режим дня», «Вино вину творит»…
- уроки-дискуссии: «Болезни века», « Наркотики: мифы и реальность», «Дороги, которые мы выбираем»…
Формирование валеологической грамотности у учащихся мною мы осуществляется на уроках биологии в разных классах. Вместе с ребятами разработали валеологический глоссарий. На моих уроках учащиеся получают знания, умения и навыки, касающиеся проблем ЗОЖ и охраны здоровья. В разных классах, с ребятами разных возрастов, я провожу уроки, на которых мы учимся понимать значение образа жизни для лучшего здоровья, успехов в учёбе; уметь измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса; соблюдать правила личной гигиены. Умению оказывать первую помощь при небольших ранениях, ожогах, уши-бах, обморожениях и выполнять правила профилактики различных заболеваний мы учимся с ребятами на внеклассных мероприятиях.
Отдельным разделом моей концепции является профилактика вредных привычек у ребят. На уроках мы выясняем какие привычки и почему представляют вред для здоровья. С учащимися 10 классов мы разработали курс бесед для ребят 5-9 классов:
«Курение: дань моде, привычка, болезнь», «СПИД – сущность и проблемы»,
«Я выбираю здоровье», «Мои проблемы и мои поступки»…
На уроках и занятиях элективного курса я знакомлю учащихся с основными правилами рационального питания с учётом их возраста.