МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по учебно-производственной работе
__________ Т. А. Исакова
«30» августа 2022 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.03. Родной русский язык
основной образовательной программы
среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
11.02.17 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ
Каменск-Уральский, 2022
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, с учетом изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №732 от 12.08.2022) и учебного плана основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ООД.03. Родной русский язык.
Эксперт: Зарипова М. М., зам. директора ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания ЦК №1 от «_30_»___августа____2022 г.
Председатель ЦК ______________/ А.Н. Аркушина
Рекомендована к утверждению на заседании методсовета
Протокол заседания методсовета № 1 от 30.08. 2022 г.
Председатель методсовета ______________/М.М.Зарипова
Автор:
Балдина Т.И., преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина ООД.03. Родной русский язык относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.11. Родной русский язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы.
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
- сформированность представлений о роли и значении родного языка в жизни человека, общества, государства; сформированность ценностного отношения к родному языку; представлений о взаимосвязи родного языка и родной культуры, об отражении в родном языке российских традиционных духовно-нравственных ценностей;
- совершенствование умений аудирования, чтения, говорения и письма, обеспечивающих эффективное взаимодействие в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения, умений свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы; использовать языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой общения;
- формирование умений переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая тексты разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие); создание вторичных текстов, редактирование собственных текстов;
- систематизация знаний о функциональных разновидностях родного языка и функционально-смысловых типах речи; совершенствование навыков анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности на родном языке;
- систематизация знаний об изобразительно-выразительных возможностях родного языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
- систематизация знаний о родном языке как системе и развивающемся явлении, его уровнях и единицах, закономерностях его функционирования; формирование представлений о формах существования родного языка;
- развитие культуры владения родным языком с учетом его функциональных возможностей; свободное использование активного словарного запаса, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка;
- систематизация знаний о языковых нормах родного языка; применение знаний о них в речевой практике; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения правильности использования языковых средств и соответствия языковым нормам;
- совершенствование умений использовать правила речевого этикета на родном языке в различных сферах общения, включая интернет-коммуникацию;
- развитие умений переводить текст (фрагменты текста) с родного языка на русский язык и наоборот; развитие умений применять словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме (при их наличии).
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной учебной дисциплины
В рабочей программе представлено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций по квалификации «Техник» специальности 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины ООД.03. Родной русский язык реализуется за счёт отбора профильно-дидактических единиц, адекватных форм внеаудиторной самостоятельной работы, использования потенциала межпредметных связей. Курс дисциплины ООД.03. Родной русский язык связан с такими общеобразовательными дисциплинами, как литература, история, иностранный язык, обществознание, и с профильными дисциплинами.
Специфика изучения учебной дисциплины ООД.03. Родной русский язык при овладении данной специальностью отражена в следующих разделах:
• толкование профессиональной лексики, терминологии, происхождения и современного значения фразеологизмов, относящихся к данной профессиональной области;
• правописания профессиональной лексики и терминов ;
• специфики словообразования и морфемного состава профессиональных слов.
• специфики оформления деловой документации.
Большое внимание уделяется развитию навыков эффективного общения, формированию навыков самоорганизации и самообучения при выполнении разных видов информационной переработки текста, формированию потребности обращения к справочной литературе при выполнении заданий для внеаудиторной работы студентов (работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование статей на лингвистические темы, разные виды анализа и информационной переработки текста); составление текстов для самоконтроля; подготовка сообщений на лингвистические темы; работа со словарями, справочниками (лексическая, лексико-фразеологическая, орфоэпическая, орфографическая работа, словообразовательный анализ).
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать в коллективе;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие и профессиональные компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Распознаёт сложные проблемы в знакомых ситуациях. Выделяет сложные составные части проблемы и описывает её причины и ресурсы, необходимые для её решения в целом. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; правильно определять и находить информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия. | Знать основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; |
ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; | Формулирует информационный запрос. Извлекает необходимую информацию из выявленных информационных массивов. Проводит обзор, сортировку информации по определённым основаниям, классифицирует, группирует информацию | Формулировать информационный запрос; пользоваться различными информационно-справочными системами для поиска информации | Знать принципы и виды поиска информации в различных поисковых системах; Знать правила обработки информации; Знать формы представления информации. |
ОК.04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; | Выполняет различные функциональные роли в процессе учебно-производственной деятельности Достигает необходимых результатов при выполнении учебно-производственных задач. | Применять этические нормы к практике деловых отношений | Знать профессионально - этические принципы и нормы в профессиональной деятельности. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | Грамотно устно и письменно излагает свои мысли по профессиональной тематике на государственном и изучаемом языках. | Излагать свои мысли на государственном и изучаемом языках Оформлять документы. | Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 39 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 39 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Элементы формируемых компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема. 1. Язык и культура | Практическая работа № 1. Обобщение знаний о роли и значении родного языка в жизни человека, общества, государства. Анализ взаимосвязи родного языка и родной культуры. Роль русского языка в профессиональной деятельности. | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.05 |
Практическая работа № 2. Выполнение анализа отражения в родном языке российских традиционных духовно-нравственных ценностей. | 2 |
Тема 2. Функциональные стили современного русского литературного языка. | Практическая работа № 3. Взаимодействие в ситуациях формального межличностного и межкультурного общения. Аудирование, чтение, говорение и письмо. | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.05 |
Практическая работа №4. Взаимодействие в ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения. Аудирование, чтение, говорение и письмо. | 2 |
Практическая работа № 5. Применение языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой общения. | 2 |
Практическая работа № 6. Переработка прочитанных и прослушанных текстов, включая тексты разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие); | 2 |
Практическая работа № 7. Создание вторичных текстов, редактирование собственных текстов. | 2 |
Практическая работа № 8. Обобщение знаний о функциональных разновидностях родного языка и функционально-смысловых типах речи. | 2 |
Практическая работа № 9. Выполнение анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности на родном языке. | 2 |
Тема 3. Речь. Речевая деятельность | Практическая работа №10. Обобщение знаний об изобразительно-выразительных возможностях родного языка. Определение изобразительно-выразительных средств языка в тексте. | 2 | ОК.01 ОК.02 ОК.04 ОК.05 |
Практическая работа № 11. Составление таблицы «Родной язык как система и развивающееся явление, уровни и единицы языка, закономерности его функционирования» | 2 |
Практическая работа № 12. Формирование представлений о формах существования родного языка при анализе различных текстов. | 2 |
Практическая работа №13. Анализ культуры владения родным языком с учетом его функциональных возможностей. Развитие активного словарного запаса. Изучение основных стилистических ресурсов лексики и фразеологии родного языка в профессиональной литературе. | 2 |
Практическая работа № 14. Подготовка к деловой беседе. Отработка приемов расположения собеседника к себе в профессиональной деятельности. | 2 |
Практическая работа № 15. Составление схемы о языковых нормах родного языка; применение знаний о них в речевой практике. | 2 |
Практическая работа №16. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения правильности использования языковых средств и соответствия языковым нормам. | 2 |
Практическая работа №17. Составление правил речевого этикета на родном языке в различных сферах общения, включая интернет-коммуникацию. | 2 |
Практическая работа №18. Работа со словарями и справочниками, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме (при их наличии). | 2 |
Дифференцированный зачет. | 3 |
Всего: | 39 | |
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы (№ 405).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Ноутбук ASUS K73E – 1 шт.
Доска аудиторная – 1 шт.
Технические средства обучения:
Проектор View Sonic PJD5234 – 1 шт.
Экран ScreenMedia Economy – R – 1 шт.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows 7, Microsoft office 2010, 7-zip, Foxit reader Google Chrome
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Печатные издания:
Бортников, В. И. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для СПО / В. И. Бортников, Ю. Б. Пикулева. - 2-е изд. - Издательство Юрайт, 2019. – 95 с.
Голубева, А. В. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для СПО / А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П. Стычишина ; Под ред. А. В. Голубевой. – Издательство Юрайт, 2019. – 256 с.
Электронные издания:
Голубева, А. В. Русский язык и культура речи. Практикум : учебное пособие для СПО / А. В. Голубева, З. Н. Пономарева, Л. П. Стычишина ; Под ред. А. В. Голубевой. – Издательство Юрайт, 2022. – 256 с.
Дополнительные источники
Печатные издания:
Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру – www.gramota.ru/).
Русский язык, Издательский дом «Первое сентября» – www.rus.1september.ru
«Я иду на урок русского языка» – www.rus.1september.ru/urok/.
Сайт «Виртуальная школа от Кирилла и Мефодия».
Природная грамотность – www.gramota.director.ru «Методика формирования орфографической зоркости».
Опорный орфографический компакт – www.yamal.org/ook/ (эффективная методика обучения орфографии.
Грамотей-клуб – www.gramotey.ericos.ru («Грамотей-класс» «Грамотей-Проф» «Грамотей-Эверест».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знает: - о роли и значении родного языка в жизни человека, общества, государства; - о взаимосвязи родного языка и родной культуры, об отражении в родном языке российских традиционных духовно-нравственных ценностей; - о функциональных разновидностях родного языка и функционально-смысловых типах речи; совершенствование навыков анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности на родном языке; - об изобразительно-выразительных возможностях родного языка; - о родном языке как системе и развивающемся явлении, его уровнях и единицах, закономерностях его функционирования; о формах существования родного языка; - о языковых нормах родного языка; | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетво-рительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлет-ворительно) | Текущий контроль: в форме устного опроса. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета по дисциплине. |
умеет: - свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы; использовать языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой общения; - перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты, включая тексты разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и другие); создавать вторичные тексты, редактировать собственные тексты; - определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; - свободно использовать активный словарный запас, владеет основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка; - применять знания о языковых нормах родного языка в речевой практике; оценивать собственную и чужую речи с точки зрения правильности использования языковых средств и соответствия языковым нормам; - использовать правила речевого этикета на родном языке в различных сферах общения, включая интернет-коммуникацию; - переводить текст (фрагменты текста) с родного языка на русский язык и наоборот; применять словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме (при их наличии). | 91-100% правильных действий - оценка 5 (отлично) 71-90% правильных действий - оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных действий - оценка 3 (удовлетво-рительно) менее 60% правильных действий - оценка 2 (неудовлетво-рительно) | Текущий контроль: в форме оценки выполнения практических работ при проведении практических занятий. Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета по дисциплине. |
6