Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 "Радуга"
Организованная - образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе
"Путешествие в старину "
Подготовил: воспитатель I кв.к
Балукова Ульяна Александровна
Тутаев,2023
Ход занятия
1. Вводная часть.
Слайд 1. Под песню Дмитрий Трубачев "Моя Родина" , в группу входит воспитатель в русском народном костюме, группа украшена в русском стиле и произносит слова: "Заходи честной народ, интересное вас ждет!" Дети заходят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много новостей! Из каких краев будете, как страна называется в которой вы живете?
Слайд 2. Дети: Россия
2.Основная часть
Воспитатель: Предлагаю найти нашу страну на карте. (Пока дети рассматривают карту, рассказываю им про Россию, находят и выделяют границы, какая большая Россия)
Слайд 3. Россия - страна очень большая, красивая и богатая. В России очень много лесов, в которых живут разные звери, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Как больших так и маленьких. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках водится рыба. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.
Воспитатель: В старые древние времена наша страна не Россией звалась, а Русью!
(Дети садятся на скамейки)
Воспитатель: Страна наша возникла очень давно, у нее интересная история. Россия богата своими обычаями и традициями. Наши предки (это русские люди, которые жили до нас в давние времена и строго соблюдали традиции, обряды, обычаи). И сегодня я вас приглашаю заглянуть в прошлое, в старину.
Слайд 4.Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен.
Слайд 5.Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки. Или как раньше говорили на куты. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет! (Печь)
Слайд 6.Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление.
Слайд 7. Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица.
Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)
Воспитатель: В русской печи можно было приготовить почти любое блюдо, но самые вкусные получались щи, пироги, хлеб домашний.
Также в русской избе были предметы-помощники по хозяйству. А какие это были предметы, я предлагаю вам выбрать.
(На столе лежат карточки: самовар, электрический чайник, ухват, кастрюля, чугунок, мультиварка, коромысло, ведра ,горшок. Ребята выбирают нужные по их мнению и объясняют почему они это выбрали.)
Слайд 8.Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья. А семьи на Руси были большие, если в семье менее трех детей, это считалось неправильно. Пол детей тоже отразился на традициях русской семьи.
Воспитатель: Традиция – слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные.
Слайд 9."Брат за брата пуще каменных стен» — лучше этой пословицы сказать нельзя. Братья были одним целым, обидеть брата — обидеть всю семью, за которую вступится второй, третий брат, а при необходимости и отец. Старшие братья всегда оберегали младших, а со временем — становились правой рукой отца, помогая по хозяйству и принимая важные решения на сельских сходах.
Сёстры. Особое место занимала старшая девочка. Со временем, если она не вышла замуж, она становилась «большухой» — правой рукой матери, помогая и с младшими отпрысками, и по хозяйству. Если в семье появлялся младенец, он часто переходил под опеку сестры-пестуньи. Но если мать заранее позаботилась о воспитании дочерей, они «уходили в другие дома», то есть шли жить в дом мужа.
Слайд 10.Многие традиционные праздники на Руси всегда были общесемейными или даже общесельскими мероприятиями. И в большинстве случаев привязывался к христианским празднованиям. Отмечались целыми семьями и всей деревней, селом с шумными и весёлыми народными гуляньями.
Воспитатель: А какие традиции есть в вашей семье?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, в каждой семье существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки, а в старину на Руси отмечали именины.
Слайд 11.Русские люди в старину любили встречать гостей.
-Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! Сядем рядком, да поговорим ладком.
Слайд 12. Воспитатель: Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Люди наряжались в праздничные одежды, готовили вкусные угощения и дарили друг другу подарки. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали весёлые игры.
Воспитатель: Ребята, давайте мы все вместе заведём хоровод.
Исполняется хоровод под русскую народную песню «Вейся, вейся капуста»
Слайд 13. Воспитатель: Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо.
В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.
Слайд 14.Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как "Ловишки", "Колечко, колечко, выйди на крылечко!" и многие другие. Ребята, а вы хотите поиграть в игру "Жмурки"?
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, главный угол что это за место в избе? (Ответы детей)
Слайд 15.Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.
Воспитатель:Дети, какие предметы находились в красном углу? (Ответы детей)
Дети: стол, лавки.
Воспитатель: Для чего? (Ответы детей)
Слайд 16.Воспитатель: За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.
Воспитатель: В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.
Освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена.
Воспитатель: Потом появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам.
Слайд 17. Воспитатель: В начале занятия мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут.
Он находится по другую сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь. Ларь - это большой ящик из досок с навесной крышкой. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.
Дети, для чего нужны были сундуки? (Ответы детей)
А что хранили в ларях? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у нас есть сундук, а хотите посмотреть, что в нем? (в сундуке лежали силуэты матрешек)
Как вы думаете как связаны эти матрешки с тем временем?(Ответы детей)
Русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.
Показ игрушки.
Слайд 18. Воспитатель: Посмотрите какая матрешка (красивая, нарядная).
А наши матрешки совсем не весёлые и не нарядные. Может раскрасим их сарафаны и настроение у них улучшится.
Практическая часть.
Дети садятся за столы.
Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи?
Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки.
Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия)
3.Заключительная часть
Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм. Если вам понравилось наше путешествие, и было интересно, тогда расположите своих матрешек на желтый поднос если не понравилось, было сложно и не интересно то на синий.
Источники и список используемой литературы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2. Куприна Л.С., .Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
3 . Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
4. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
6.«Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
7. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера», 2015.
8.Песни про Родину https://forum.d-seminar.ru/threads/pesnja-moja-rodina.11920/
9. Загадки для детей https://podarikvest.ru/blog/zagadki-pro-pechku-dlya-kvesta
10. Русская народная культура https://schci.ru/russkaya_semiya.html