МК ДОУ »ЦРР ДЕТСКИЙ САД №8 «СОЛНЫШКО»
ООД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА И ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
ОБЛАСТЬ: ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗДЕЛ: ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА: «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
ПРОВЕЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ:
КАПЛАНОВА М.М
г.ИЗБЕРБАШ ноябрь-2016г
"Ходит капелька по кругу" Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с элементами сказка – терапии и региональным компонентом
«Ходит капелька по кругу»
Задачи:
Познакомить детей с круговоротом воды в природе
Образовательные:
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарений от условий.
Развивающие:
Развивать познавательные способности: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, строить предположения, предлагать способы их проверки, находить причины и следствия тех или иных событий.
Развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
Воспитывать аккуратность, знать правила поведения при проведении опытов
Здоровьесберегающие :
Цели: Стимулирование сохранение здоровья детей
Методы и приемы:
Наглядные (схемы символы); мультимедийная презентация.
Практические (опыты);
Составление сказки по моделям «Ходит капелька по кругу».
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера)
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера,
Опыты:
Беседы на тему:
«Оттепель»,
«Почему появляются облака?»,
«Как путешествует снежинка»,
«Откуда вода в колодце?».
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал: Термос с горячей водой, зеркало, халаты для опытов.
ИКТ средства
(на проекторе слайды)
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно.
Сказка
Жил высоко в горах Ослик, не простой, а самый главный. Водой руководил. (фото ослика на проекторе). Однажды в его селении по неизвестной причине воды становилось все меньше и меньше и Ослик боится, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? Что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на Земле, ничего не останется одна пустыня).
Дети:
-Цветы засохнут
-Человек не сможет жить без воды
Воспитатель: А разве только человек не сможет жить без воды?
-Животные тоже не смогут жить без воды
-И насекомые
Воспитатель: Значит вода это жизнь, а без воды не будет жизни на Земле
Ослик думает, ничего понять не может, куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась, нигде ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)
- Зарыта под песком-*
- Слон проглотил
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Ослику помочь найти пропавшую воду.
Дети! будем ему помогать воду потерянную искать?
Дети: Да! Поможем ослику.
Воспитатель: раз вы так хотите помочь ослику, первым делом мы с вами отправимся в нашу лабораторию и там на месте во всем разберемся
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Для начала нужно нам выяснить, может ли вода испариться? А для того чтобы проверить может ли вода испариться или не может, нам понадобится термос. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете его сами открыть?
Дети: Нет! Нам нельзя трогать его.
Воспитатель: Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса?
Дети: Пар
Откуда пар в термосе?
Дети: Вода при нагревании превратилась в пар
Опыт№2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? Давайте дети проверим, и у меня есть один способ это проверить.
Сейчас я поднесу зеркало к струе пара, подержу некоторое время над паром
И теперь потрогайте пальчиком зеркало. Дети, что осталось на вашем пальчике?
Дети: капелька воды!
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испариться?
Дети: Да… может.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод;
Из горячей воды идет пар, в тепле это вода испаряется, поднимается вверх, там встречается с холодом и пар превращается в капельки воды и падает вниз, на землю в виде дождя
Ребята значит мы с вами увидели, как получается дождь
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физ. минутка «капельки дождики»)
Физминутка:
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Ослик зря время не теряет, да нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот к нам в гости пришел и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт№3 (с землей)
Воспитатель: Ребята (подходите к столам) . У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой.
Польем землю водой. (одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Смотрим, что же получается?
Что происходит? Вода просачивается, и земля становится влажной.
Воспитатель: Ну и как? Может вода сквозь землю просочиться?
Дети: Да, может.
Значит, вода после дождя сквозь землю просачивается
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так под землей и останется? (гипотезы детей)
-она обратно испаряется
-и превращается в пар
-а после в облако
Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
Дети: Да нашли
Давайте Ослика успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.
Дети:
*Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
*В облака собирается.
*Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
*Ветерок их подгоняет.
*Облака в тучку собираются.
*Тучка дождик несет.
*А как станет тяжело нести, на землю прольет.
*Дождики все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
*В реки подземные попадут и потекут не спеша.
*А как к земле пробьются, родником обернутся.
*Ручейками по земле потекут.
А ручейки в озера, реки впадают.
*Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Ослику в село вернется (и тогда наш ослик сможет всех жителей села напоить водой)
* а путешествие такое круговоротом называется
* кружится капелька как белка в колесе.
Давайте мы с вами сейчас поиграем, проведем небольшую гимнастику для глаз. Мы с вами будем водить глазами за движущейся капелькой воды
(мультимедийная зрительная гимнастика «Солнышко и Капелька»)
Воспитатель: А теперь дети мы ослику не только расскажем, но и покажем, куда девается вода. Будем работать в командах: Рассчитайтесь на капельки и дождики . ( дети делятся на команды )
Проходите каждая команда за стол. Смотрите внимательно, не запутайтесь. ( дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при необходимости, задает наводящие вопросы, подвожу к последовательности).
Воспитатель: Прекрасно все получилось, молодцы дети.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята у нас с вами получилось помочь ослику?
А что мы узнали свами сегодня?
Дети: Мы узнали что вода может превратиться в пар и опять в воду
А ещемы сегодня узнали что вода на месте не стоит, а по кругу путешествует
Воспитатель: Не грусти больше Ослик и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
Воспитатель: Ребята! Ослик очень рад что мы ему помогли, он больше никогда воду не потеряет. Мы неплохо потрудились, Воду пропавшую нашли. Ослику помогли! А сейчас детвора нам пора попрощаться с нашими гостями.
Дети: Досвидания