СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» является частью программ подготовки специалистов СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной подготовке и переподготовке педагогов дошкольного, начального, дополнительного, музыкального образования.  

Просмотр содержимого документа
«ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

11

5.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13




































Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины 44.02.01 Дошкольное образование для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии № 1351 от 27 октября 2014 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по дошкольному образованию 44.02.01


Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составитель:

Сайфетдинова Луиза Рамисовна



РАССМОТРЕНА

на заседании УМО (название УМО)

Протокол № _

от «___» ________ 20___ г.

Председатель УМО:

_____________ (Ф.И.О. председателя)


ОДОБРЕНА

Методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № ___

от «___» ________ 20___ г.

Председатель МС:

_____________ (Ф.И.О. председателя)






1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» является частью программ подготовки специалистов СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной подготовке и переподготовке педагогов дошкольного, начального, дополнительного, музыкального образования.



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОП.03).



1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины


Целью дисциплины является формирование целостного научного представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой.


Задачи дисциплины:

1.Формирование представлений о закономерностях роста и развития детского организма.

2.Формирование представлений о возрастных особенностях функционирования физиологических систем.

3.Формирование представлений о физиологической основе режима дня, гигиенических требованиях у организации учебного процесса.

4.Формирование навыков создания оптимальных условий для организации учебного процесса.

5.Формирование навыков применения мер профилактики нарушений работы физиологических систем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;

  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

  • строение и функции систем органов здорового человека;

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

  • основы гигиены детей и подростков;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

  • основы профилактики инфекционных заболеваний;

  • гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:



максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.






























2. результаты освоения РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины:

Результатом освоения данной программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, организации различных видов деятельности и общение детей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

ПК 1.2.

Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом

ПК 1.3.

Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима

ПК 1.4.

Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии

ПК. 2.1.

Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня

ПК. 2.2.

Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста

ПК. 2.3.

Организовывать посильный труд и самообслуживание

ПК. 2.4.

Организовывать общение детей

ПК. 2.5.

Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК. 2.6.

Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК. 3.1

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

ПК. 3.2.

Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК. 3.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК. 5.1.

Разрабатывать методические материалы на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, возраста, группы, отдельных воспитанников

ПК. 5.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК. 5.3.

Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области дошкольного образования

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 10.


Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 03.Возрастная анатомия, физиология и гигиена

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


практические занятия

33

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета







































3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины







Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объём часов


Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Общие закономерности роста и развития детей и подростков




Содержание

16

1

1.Закономерности роста и развития организма ребенка

2.Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов.

3.Здоровье и физическое развитие ребенка

Практические занятия

«Динамика роста и развития ребенка»


Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить презентации с иллюстрациями этапами развития организма ребенка, подготовить рефераты о возрастных периодов и их характеристик.

10


Тема 2. Анатомо-физиологические особенности систем органов












Содержание

26

2














1.Опорно-двигательная система

2.Система крови

3.Органы кровообращения

4.Органы дыхания

5.Органы пищеварения

Обмен веществ и превращение энергии

6.Кожа. Выделительная Система.

7.Нервная система. Высшая нервная деятельность.

8.Анализаторы

9.Эндокринная система









Практические занятия

«Значение крови в организме человека»

«Значение дыхания»

«Значение нервной системы»

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекций, пройденного материала. Доработка практических работ, рефераты и презентации по органам .

10

Тема 3. Гигиенические основы здорового образа жизни




Содержание

28

2

1.Гигиена нервной системы.

2. Гигиена зрения

3. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата

4. Гигиена органов пищеварения

5. Гигиена кожи

6. Физкультурные занятия. Подвижные игры

7. Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия

8. Сущность закаливания. Принципы закаливания

9.Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание

10. Смешанное и искусственное вскармливание. Питание детей от года до 7 лет.

11. Назначение одежды. Одежда детей первого года жизни. Одежда и обувь дошкольника.














Практические занятия


«Физиология сенсорных систем»

«Водные процедуры»

«Профилактика нервозов»

«Профилактика зрения»

«Профилактика органов дыхания»

«Закаливание»

Самостоятельная работа обучающихся: изучение пройденного материала, рефераты по гигиене органов, составления комплекса упражнений для сохранения и поддержки здоровья ребенка, физических упражнений, доклады по формированию и развитию культурно-гигиенических навыков

15


Итого

70




4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ



4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия специализированных средств

обучения:

наглядные пособия (таблицы и плакаты):

1. Изменение пропорций тела с возрастом.

2. Схема строения нервной системы.

3. Симпатическая и парасимпатическая нервная система.

4. Головной мозг человека.

5. Эндокринная система.

6. Обонятельный и вкусовой анализаторы.

7. Двигательный анализатор.

8. Слуховой анализатор.

9. Зрительный анализатор.

10. Кожа и кожный анализатор.

11. Схема образования условного рефлекса и внешнего торможения.

12. Типы высшей нервной деятельности.

13. Скелет человека.

14. Скелет человека и кровеносная система.

15. Строение костей и типы их соединения.

16. Мышцы человека.

17. Следите за осанкой.

18. Типы осанок.

19. Отпечатки стопы.

20. Форма ног при рахите.

21. Кровеносная система.

22. Строение сердца человека.

23. Схема кровообращения.

24. Гортань и органы дыхания.

25. Схема пищеварения.

26. Режим питания школьника.

27. Выделительная система.

28. Схема проведения закаливающих процедур.

29. Гигиена одежды и обуви.

модели:

1. Головной мозг человека.

2. Полушария головного мозга человека (с цветовым обозначением долей).

3. Глаз

4. Ухо

5. Сердце

6. Гортань

7. Желудок



Технические средства обучения:

1. телевизор

2. ПК или ноутбук

3. мультимедийный проектор





4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. –8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с.

2. Сапин М. Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования . Изд. 7-е. М.: Академия, 2016. – 384 с.

Дополнительные источники:

1. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-пресс, 2016. – 208 с.

2. Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2018. – 92 с.

3. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. Новосибирск: АРТА, 2017. – 335 с. (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

4. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие. С.Н.Малафеева. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Уральское изд-во, 2017. – 646 с.

5. Петрухин А.С., Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2015. – 376 с.

6. Смирнов. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е. М.: Академия, 2017. – 464 с.

7. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник под ред. к.м.н. И.К. Гайнутдинова. Изд. 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 478 с.

Интернет-ресурсы:

1. Анатомический атлас человека: http://www.anatomy.tj 2. Атлас анатомии человека: http://www.anatomcom.ru 3. Словарь анатомии человека http://slovar-anatomy.ru






















5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, подготовка сообщений.



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умеет оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

контрольная работа, выступление с сообщением

умеет проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей

контрольная работа, практическая работа (при организации внеклассных мероприятий в ходе педагогической практики)

обеспечивает соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе

наблюдение за студентом во время педагогической практики

умеет применять знания по анатомии,

опрос преподавателями дисциплин

физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

«Педагогика», «Психология» педагогическая практика

умеет учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса

тестирование, практическая работа, педагогическая практика

знает основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека



тестирование, терминологический диктант

знает основные закономерности роста и развития организма человека



тестирование

знает физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека



тестирование, контрольная работа

знает регулирующие функции нервной и эндокринной систем

устный и письменный опрос, тестирование, контрольная работа (в рамках дисциплины «Психология»)

знает возрастные анатомо-физиологические особенности детей



тестирование, контрольная работа

знает влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка, на его физическую и психическую работоспособность, поведение



тестирование, контрольная работа, блиц-опрос (в рамках дисциплин «Психология» и «Педагогика»)

знает основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей



контрольная работа



знает основы гигиены детей и подростков

контрольная работа, выступление с сообщением

знает гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза



контрольная работа, блиц-опрос (в ходе педагогической практики)

знает основы профилактики инфекционных заболеваний



контрольная работа

знает гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям образовательной организации

устный и письменный опрос, контрольная работа, практическая работа (при организации и прохождении педагогической практики)

определяет возрастные особенности строения организма детей

тестирование



4