СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опасная гиперопека или как не навредить ребенку

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание такого стиля воспитания как гиперопека, а так же результаты этого воспитания. Рекомендации для родителей как скорректировать себя и не допустить "благих намерений".

Просмотр содержимого документа
«Опасная гиперопека или как не навредить ребенку»

Опасная гиперопека или как не навредить ребенку

Нет таких родителей, которые желали бы вред своим детям. Их, вообще, в природе НЕСУЩЕСТВУЕТ. А какие родители есть? Есть любящие и заботливые папы и мамы, желающие своим детям добра и счастья. Но, к сожалению, даже они не застрахованы от досадных ошибок в воспитании, которые происходят от незнания или непонимания того, к чему могут привести «благие намерения» родительской заботы. Чтобы стала более понятна причинно-следственная связь «благой заботы», предлагаю сегодня поговорить о гиперопеке.

Гиперопека это такой стиль воспитания, который характеризуется избыточной и не соответствующей возрасту ребенка заботой. Вспомните бабушку (исполнительница роли Пельтцер Т.), которая кричала взрослому внуку: «Бегу, Витенька, бегу, маленький»,- в одной из серии «Ералаша». Или, например, мама не разрешает трехлетнему сыну самостоятельно подняться на лесенку горки. «Не лезь туда, упадешь!» - говорит она. Конечно, понятна ее тревога за малыша, но тогда он не разовьет свои навыки в ловкости и не достигнет успехов и побед в преодолении себя.Зачастую гиперопека тотальна, она охватывает все сферы ребенка, нарушая его границы, попирая его желания и стремления. Родитель решает, с кем дружить, что носить, когда есть, когда спать, как и сколько делать уроки, чем увлекаться, что любить и что недолюбливать. А если ребенок решается сделать что-то самостоятельно, то сталкивается с недоверием и тревогой родителя. Ребенок может даже бунтовать, тогда родители усиливают давление, и так происходит, пока ребенок не сдастся и признает, что в опасном мире лучше прятаться за взрослого.

Существуют двекрайностигиперопекающего воспитания: доминирующая и потворствующая. При доминирующем виде родители сами решают жестко и авторитарно, обязывая ребенка поступать так, как им кажется безопасным, лишая его воли(например, «Надень куртку, иначе ты простынешь!», а на улице уже потеплело, и все дети сменили куртки на кофты – но лучше подстраховаться). Опасность кроется в том, что родитель не слышит ребенка, не понимает его потребностей, не считается с его мнением и не уважает его границы, думая, что ему «виднее», и не оставляет ребенку право выбора, готовя его к «суровой реальности». При доминирующем виде ребенка почти совсем не хвалят (закаляя его), занижают его способности или сравнивают в ущерб («Вот Петя уже до десяти считает, а ты …..»). В итоге, у ребенка развивается робость, скованность, проблемы в общении и низкая самооценка, ощущение беспомощности, потребность в постоянной поддержке другими людьми.

При потворствующем виде проявляется очень много некритичной любви, восхищение ребенком, отсутствие запретов и отказов, потворствование каждому шагу. Все и всё вращается вокруг ребенка и ему служит. Ребенок ощущает себя первым и главным на всем свете. И вот такой малыш «выходит в свет» (т.е. начинает посещать детский сад или школу), а там нет привычного для него обожания, там он сталкивается с оценкой и последствиями его собственных поступков, и тут начинаются проблемы. У ребенка возникает ощущение, что его тут не любят (ведь им здесь не восхищаются как дома, просто так, здесь нужно соответствовать каким-то критериям). Он сталкивается с пониманием, что «Я не самый лучший, как говорили дома, а есть ребята умнее, красивее, сильнее меня». В итоге ребенок теряется,не зная, как справиться с этим противоречием,т.к. нет у него опыта проживания неудач (раньше за него все трудности решали родители), поэтому амбиций много, а умений справляться с неудачами нет.

Результаты подобного стиля воспитания не приведут к восторгу ни одного родителя. Ребенок из гиперопекающей семьи может иметь хорошие оценки и примерное поведение, но все равно отставать от сверстников, потому что с навыками самообслуживания у него проблемы, с умением ладить со сверстниками проблемы, даже тело его может быть непослушно ему, а о мире он знает, как воспитанник детского сада. И со временем такие дети вырастают во взрослого, не способного принимать самостоятельные решения и отстаивать свое мнение.

Беда будет подстерегать и при достижении целей, т.к. при гиперопеке формируется стойкая и единственная стратегия – избегание неудач. «Сам я не могу это сделать (за меня это делали родители), поэтому я не буду этого делать, у меня не получится- не хочу быть посмешищем.» По мере взросления избегание неудач может приобрести патологический характер, например, в виде панической атаки (болезнь станет уважительной причиной для отказа от всего того, что у него не будет получаться).

Если родители будут за ребенка принимать решения и делать повседневные дела:будить, возить, напоминать о уроках и обязанностях, принимать решения, брать на себя ответственность за все происходящее в жизни ребенка, то он может испытать сильныйшок, когда в колледже или на работе это все исчезнет. В связи с этим все свои неудачи он будет воспринимать как поражение, а c поражениями он тоже станет справляться плохо потому, что у него не было возможности потренироваться. Ведь детство — это своего рода тренировочная площадка для жизненных навыков.

А как страдает развитие самооценки!? Очень трудно почувствовать себя успешной личностью, когда все твои действия подвергаются негативной оценке или оцениваются как глупое и неуместное («глупости, это все не так надо делать, а вот так и только так») или как рискованное (не надо лезть на то бревно, это опасно, ты обязательно упадешь и что-нибудь себе сломаешь). В такой обстановке невозможно научиться доверять себе.

И что же теперь совсем не вмешиваться в жизнь ребенка и отступить от воспитания? - спросите вы. Не совсем! Потому что у родителей, вовлеченных в жизнь своих детей, как правило, дети более успешны и в школе,и в отношениях со сверстниками. Они имеют высокий уровень самоуважения, чем те дети, чьи родители не вовлечены в жизнь и воспитание своих чад. Трудность в том, как определить ту тонкую грань – какое количество любви и требовательности необходимопри воспитании.

Так как же быть родителям, которые хотят избежать гиперопеки, но при этом остаться заботливыми, любящими и чутким?

Во-первых, чтобы перестать излишне опекать ребенка, родителю необходимо осознать причины такого отношения к ребенку. Чаще всего причина кроется в психике самого родителя, в его личных особенностях: тревожности, страхах, чувстве вины, заниженной самооценке и неуверенности в себе. Гиперопека не дает ничего полезного ребенку, это лишь только чувство удовлетворения для родителя. Это чувствоиногда невероятно тяжело признать в себе, но если вы это преодолеете, то все остальное изменить будет легко.

Важно осмыслить тот факт, что можно прожить только одну и только свою жизнь, и даже из самых лучших побуждений не стоит жить за кого-то другого, в том числе и собственного ребенка. Каждый конфликт, каждая царапина – это частичка опыта, которая закаляет, укрепляет, и родители обязаны дать возможность получить этот опыт.

Научитесь контролировать свое отношение к ребенку, а не самого ребенка:

- все люди могут ошибаться (в конце концов на ошибках, и только собственных, учатся), поэтому не требуйте принятия правильного решения в выпавших ситуациях, разрешите ребенку ошибаться, тем самым набираться собственного жизненного опыта, доверяйте своему ребенку;

- снижайте контроль, избегая ситуаций – «родитель всегда знает, что лучше для ребенка», позвольте ему самому определять, что для него лучше сейчас;

- без уважения не обойтись, уважайте его личное пространство, его желания и потребности (не подслушивайте, не читайте переписку, не входите без стука в его комнату);

- научите ребенка принимать самостоятельные решения путем выбора (предложите варианты для выбора, а если он затрудняется не настаивайте, дайте возможность сделать выбор, когда придет для этого время);

- разговаривайте с ребенком спокойно и уважительно (не приказным тоном и не сюсюканьем, как с младенцем), а если необходимо поругать, ругайте, но без унижения (оценивайте поступок, а не ребенка);

Преодолевая неудачи и свою неумелость, дети развивают стойкость, учатся справляться с эмоциями, и это им позволит стать успешными, когда они покинут родительский дом.

Подведем итоги. Главная забота и обязанность родителя - научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими трудностями, тогда он будет успешен во всех сферах его взрослой жизни. Для этого родителю важно реально оценивать, как достоинства, так и недостатки своего ребенка, давая ему адекватную обратную связь. Ребенок знает о себе только то, что ему говорит родитель, и ему необходимо понимать, с чем он хорошо справляется, а с чем не очень и ему надо подучиться. В гармоничных отношениях «родитель – ребенок» опека уменьшается по мере взросления ребенка, потому как ключевая задача - научить ребенка жить без родителя.