СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опера Иван Сусанин"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Опера Иван Сусанин"»

(Урок № 5)

Тема урока: Опера «Иван Сусанин».

«Россия – родина моя»

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

1. образовательные:

а) раскрыть интерес русских композиторов к музыке других народов,

б) познакомить детей с польскими танцами полонезом, краковяком, мазуркой,

в) показать, с точки зрения средств музыкальной выразительности, как М.И.Глинка использовал характер танца для изображения польского нашествия на Россию.

2. воспитательные:

а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к народной музыке,

б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,

в) обратить внимание учащихся на то, что гордость, высокомерие и алчность отдельных людей могут послужить причиной войны с другим народом.


Ход урока.

1. Организационный момент:

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь!» - дети садятся за парты.

2. Введение в новую тему.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин»

3. Актуализация темы урока:

Учитель: События, происходившие более 300 лет назад отражены в различных произведениях искусства. Опера «Иван Сусанин», она также называется «Жизнь за царя»?

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

Учитель: Опера состоит из трех действий. Первое действие показывает село Домнино и его жителей. А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах – полонезе и краковяке. (Слушание)

Учитель: Во время бала гонец из России приносит весть о поражении польского войска от русского ополчения и о том, что русские собираются избрать нового царя – 16-летнего Михаила Романова, который пока до времени скрывается от врагов в глубине России, деревне Домнино. Тогда шляхтичи решают оправить в деревню Домнино отряд, который должен найти и убить наследника престола. Отряд приходит в Домнино во время свадьбы дочери Сусанина. Послушайте фрагмент встречи Сусанина с поляками, во время которого прозвучат слова поляков: «Эй, кто тут? Чей дом здесь? Здорово, хозяин! Где стан? Где войска? Где обоз их? Где Минин? Где он станом стоит?» Мой вопрос: «На фоне какой знакомой вам темы звучат эти слова и почему?»

Дети слушают и отвечают, что слова звучат на фоне полонеза, который уже звучал на балу в замке короля Сигизмунда.

3. Этап подведения итогов занятия и домашнее задание

Д/З. Представь себя в роли дирижера оперного спектакля.

Продирижируй сценой, в которой поют русские воины-ополченцы и встречающие их девушки

Учитель: Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей. В течение урока я поставила отличные оценки ______________________

на оценку «хорошо» поработали ________________________________________ .

Названных учеников прошу после звонка подойти ко мне с дневниками.


2