(Урок № 5)
Тема урока: Опера «Иван Сусанин».
«Россия – родина моя»
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
1. образовательные:
а) раскрыть интерес русских композиторов к музыке других народов,
б) познакомить детей с польскими танцами полонезом, краковяком, мазуркой,
в) показать, с точки зрения средств музыкальной выразительности, как М.И.Глинка использовал характер танца для изображения польского нашествия на Россию.
2. воспитательные:
а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к народной музыке,
б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,
в) обратить внимание учащихся на то, что гордость, высокомерие и алчность отдельных людей могут послужить причиной войны с другим народом.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь!» - дети садятся за парты.
2. Введение в новую тему.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин»
3. Актуализация темы урока:
Учитель: События, происходившие более 300 лет назад отражены в различных произведениях искусства. Опера «Иван Сусанин», она также называется «Жизнь за царя»?
Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.
Учитель: Опера состоит из трех действий. Первое действие показывает село Домнино и его жителей. А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах – полонезе и краковяке. (Слушание)
Учитель: Во время бала гонец из России приносит весть о поражении польского войска от русского ополчения и о том, что русские собираются избрать нового царя – 16-летнего Михаила Романова, который пока до времени скрывается от врагов в глубине России, деревне Домнино. Тогда шляхтичи решают оправить в деревню Домнино отряд, который должен найти и убить наследника престола. Отряд приходит в Домнино во время свадьбы дочери Сусанина. Послушайте фрагмент встречи Сусанина с поляками, во время которого прозвучат слова поляков: «Эй, кто тут? Чей дом здесь? Здорово, хозяин! Где стан? Где войска? Где обоз их? Где Минин? Где он станом стоит?» Мой вопрос: «На фоне какой знакомой вам темы звучат эти слова и почему?»
Дети слушают и отвечают, что слова звучат на фоне полонеза, который уже звучал на балу в замке короля Сигизмунда.
3. Этап подведения итогов занятия и домашнее задание
Д/З. Представь себя в роли дирижера оперного спектакля.
Продирижируй сценой, в которой поют русские воины-ополченцы и встречающие их девушки
Учитель: Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей. В течение урока я поставила отличные оценки ______________________
на оценку «хорошо» поработали ________________________________________ .
Названных учеников прошу после звонка подойти ко мне с дневниками.
2