СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Операция БАГРАТИОН: Освобождение Беларуси!" (Сценарий викторины для 5-7 классов)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Операция БАГРАТИОН: Освобождение Беларуси!"  (Сценарий викторины для 5-7 классов)

Просмотр содержимого документа
«"Операция БАГРАТИОН: Освобождение Беларуси!" (Сценарий викторины для 5-7 классов)»

"Операция БАГРАТИОН: Освобождение Беларуси!"

(Сценарий викторины для 5-7 классов)

Пешко О.С., педагог доп.образования, Брест


Цели и задачи

  1. Познакомить с основными фактами и героями операции "Багратион" – ключевого сражения за освобождение Беларуси.

  2. Воспитать уважение к подвигу солдат, партизан и мирных жителей в годы ВОВ.

  3. Развить интерес к истории родного края через игровую форму.

  4. Способствовать формированию умения работать в команде, быстро думать и аргументировать ответы.

  5. Создать атмосферу сопричастности к памяти о Великой Победе.

Подготовка:

  1. Стенд: Обязательно! Крупные, яркие элементы:

Карта: Упрощенная карта Беларуси с крупными стрелками наступления фронтов (1-й, 2-й, 3-й Белорусские, 1-й Прибалтийский), выделенными городами (Витебск, Орша, Бобруйск, Минск, Брест).

Ключевые даты: Крупно: 23 июня 1944 - Начало; 3 июля - Освобождение Минска; 28 июля - Освобождение Бреста; 29 августа - Окончание операции.

Герои: Фото и краткие истории (1-2 предложения) о подвиге Юрия Смирнова, экипажа Павла Рака.

Партизаны: Фото партизан, надпись: "Партизаны помогали Красной Армии"

Название: "ОПЕРАЦИЯ БАГРАТИОН: Как освобождали Беларусь!"

  1. Оформление зала: Георгиевские ленточки, рисунки детей на тему Победы, плакаты с лозунгами тех лет ("Вперед, на Запад!", "Освободим Беларусь!").

  2. Команды: Разделить класс на 3-4 команды (по рядам, по жребию). Придумать краткие названия ("Орлята", "Смельчаки", "Знатоки" и т.п.).

  3. Жюри: 2-3 человека (старшеклассники, учитель, библиотекарь). Нужны оценочные листы.

  4. Реквизит:

Карточки с вопросами (для ведущего).

Карточки с вариантами ответов (А, Б, В) для команд или проектор для вывода вопросов.

Музыкальное сопровождение: военные песни ("Катюша", "Священная война" - инструментальные версии для фона), маршевая музыка для начала/конца, песни Победы для конкурса.

Призы: Грамоты, тематические книжки-раскраски, значки, сладости.

Для конкурсов: Листы бумаги А3, фломастеры/карандаши, карта-пазл Беларуси (распечатать и разрезать), реквизит для инсценировки (пилотка, плащ-палатка).

Ход мероприятия:

(Звучит торжественная музыка, марш. Команды занимают места. На экране/стенде - название викторины и даты операции.)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в героическое прошлое нашей Родины. Мы будем говорить об одном из самых грандиозных сражений Великой Отечественной войны – об операции "Багратион", в ходе которой наша Беларусь была освобождена от фашистских захватчиков! Это была настоящая военная гроза для врага! Мы проверим ваши знания, смекалку и умение работать вместе. Встречаем наше справедливое жюри! (Представление жюри). А теперь поприветствуем наши команды! (Команды называют свои названия).

1. Разминка "Да-Нет-ка" (Простая, на общее понимание):

  1. Операция "Багратион" освобождала Украину? (Нет)

  2. Названа операция в честь русского полководца? (Да)

  3. Началась операция зимой? (Нет, летом)

  4. Первым освободили город Минск? (Нет, Витебск, Оршу, Бобруйск)

  5. Город Минск освободили 3 июля? (Да)

  6. Партизаны помогали Красной Армии? (Да)


2. Основной блок вопросов):

Ведущий: Молодцы, с разминкой справились! Теперь вопросы посложнее. Внимание на экран/на меня! За правильный ответ команда получает 1 балл. Если никто не знает – право ответа переходит следующей команде. Готовы?

  1. Как называлась большая военная операция по освобождению Беларуси в 1944 году?
    А) Кутузов Б) Багратион (Правильный ответ) В) Суворов
    Ведущий (после ответа): Верно! Операция названа в честь героя войны 1812 года, генерала Петра Ивановича Багратиона.

  2. В каком месяце началась операция "Багратион"?
    А) Май Б) Июнь (Правильный ответ) В) Сентябрь
    Ведущий (после ответа): Точно! 23 июня 1944 года – это день начала нашей великой операции.

  3. Какой важный белорусский город был освобожден 3 июля 1944 года и теперь этот день празднуется как День Независимости Беларуси?
    А) Брест Б) Витебск В) Минск (Правильный ответ)
    Ведущий (после ответа): Правильно! Столица нашей Родины – город-герой Минск!

  4. Кто помогал Красной Армии громить врага в тылу, взрывая поезда и мосты? (Подсказка: они жили в лесах)
    А) Разведчики Б) Партизаны (Правильный ответ) В) Летчики
    Ведущий (после ответа): Да, это были бесстрашные партизаны! Настоящие народные мстители.

  5. Как звали молодого солдата, которого фашисты пытали, но он не выдал военной тайны? Его подвиг стал символом мужества во время операции.
    А) Иван Козлов Б) Юрий Смирнов (Правильный ответ) В) Алексей Петров
    Ведущий (после ответа): Герой! Рядовой Юрий Смирнов предпочел смерть предательству.

  6. Какой город ( в нём есть крепость) на самой западной границе Беларуси был освобожден 28 июля 1944 года?
    А) Гродно Б) Брест (Правильный ответ) В) Витебск
    Ведущий (после ответа): Город Брест! Героическая оборона крепости в 1941 году и освобождение города в 1944 – страницы великой славы.

  7. Посмотрите на карту (указывает на стенд/экран). Какие четыре наших фронта (большие армии) участвовали в операции "Багратион"? (Нужно назвать хотя бы одно правильное название).
    Варианты для ведущего (если дети затрудняются):

1-й Белорусский (командующий – К.К. Рокоссовский)

2-й Белорусский (командующий - генерал армии Г. Ф. Захаров)

3-й Белорусский (командующий – И.Д. Черняховский)

1-й Прибалтийский (командующий – И.Х. Баграмян)
Ведущий (после ответа): Да, это были могучие армии! Они наступали с разных сторон.

  1. Что получили многие воинские части за освобождение белорусских городов? Например, были "Минские", "Витебские", "Брестские"...?
    А) Новые танки
    Б) Ордена
    В) Почётные названия городов (Правильный ответ)
    Ведущий (после ответа): Верно! Это было высшей честью для солдат и командиров – носить имя освобожденного ими города.

3. Конкурс "Собери Карту Победы!" (Активный, командный)

Задание: Каждой команде выдается конверт с разрезанными частями (пазлом) контурной карты Беларуси. На частях крупно подписаны названия ключевых городов операции (Витебск, Орша, Минск, Бобруйск, Брест).

Цель: Быстрее всех правильно собрать карту и показать, где находятся эти города.

Время: 2-3 минуты.

Оценка: 3 балла за 1 место, 2 балла за 2 место, 1 балл за 3 место. +1 балл за скорость и аккуратность.

Ведущий: Пока команды собирают карты, можно включить бодрую музыку.

4. Конкурс "Партизанская Быль" (Творческий, на знание фактов)

Задание: Командам выдается лист А3 и фломастеры. За 5 минут нужно нарисовать один яркий эпизод помощи партизан наступающей Красной Армии во время операции "Багратион" (взрыв моста/эшелона, указание дороги, совместный бой, разведданные) и придумать короткое название рисунку (1-3 слова).

Оценка: Жюри оценивает:

Соответствие теме (помощь партизан) - 2 балла.

Узнаваемость сюжета - 1 балл.

Оригинальность/выразительность - 1 балл.

Название - 1 балл.

Максимум: 5 баллов.

Ведущий: Партизаны были глазами и ушами армии, их помощь была неоценима! Покажите это на ваших рисунках.

5. Конкурс "Песни Великого Подвига" (Музыкальный)

Задание: Каждая команда исполняет один куплет и припев любой известной им песни времен Великой Отечественной войны или о войне ("Катюша", "Смуглянка", "День Победы", "На безымянной высоте", "Темная ночь" и т.д.).

Оценка: Жюри оценивает:

Знание слов - 2 балла.

Дружность исполнения - 2 балла.

Артистизм/эмоциональность - 1 балл.

Максимум: 5 баллов.

Ведущий: Песня помогала солдатам и в бою, и на привале. Давайте споем все вместе! (После выступления команд можно спеть всем залом "День Победы").

6. Конкурс "Ожившая История" (Пантомима/Инсценировка)

Задание: Команде выдается карточка с простым сюжетом, связанным с операцией "Багратион":

"Партизаны минируют железную дорогу".

"Танкисты идут в атаку".

"Солдаты форсируют реку (например, Березину)".

"Встреча солдат-освободителей жителями деревни".

"Радист передает важное донесение".

Цель: Без слов, только жестами и мимикой (пантомима) или с минимальными звуками/репликами (инсценировка) изобразить сюжет за 1 минуту. Другие команды должны угадать, что было показано.

Оценка: За правильное изображение сюжета (оценивает жюри) - 3 балла.

За угадывание другими командами (по 1 баллу команде-угадавшей) - макс. 1 балл.

Максимум за конкурс для выступающей команды: 3 балла + баллы за угадывание.

Ведущий: А теперь давайте попробуем почувствовать себя участниками тех событий! Покажите нам историю без слов!

7. Финал "Письмо из 1944-го" (Рефлексия)

Задание (Не на баллы, для всех): Ведущий предлагает всем участникам (или по одному представителю от команды) закончить фразу: "Если бы я был(а) солдатом (партизаном, медсестрой, ребенком) в 1944 году, я бы очень хотел(а)..."

Примеры: "...чтобы мои друзья остались живы", "...скорее освободить родную деревню", "...отправить весточку маме", "...дожить до Победы!".

Ведущий: Давайте все вместе подумаем, о чем мечтали те, кто освобождал нашу землю.

Подведение итогов и награждение:

  1. Жюри подсчитывает итоговые баллы.

  2. Ведущий: Пока жюри совещается, давайте все вместе скажем СПАСИБО нашим героям-освободителям! Вечная память павшим! Вечная слава победителям! (Можно минута молчания или громкое "Ура!").

  3. Объявление результатов. Награждение команд грамотами: "Знатоки операции "Багратион"", "Самые быстрые стратеги", "Творцы Победы" и т.п. Вручение призов. Можно отметить самых активных игроков.

  4. Заключительное слово Ведущего: Ребята! Сегодня мы с вами прикоснулись к великой истории освобождения нашей Беларуси. Операция "Багратион" – это история мужества, стойкости и великой Победы! Пусть память о тех героических днях живет в ваших сердцах. Помните, какой ценой достался нам мир! Спасибо всем за участие! До новых встреч!

  5. (Звучит торжественная музыка, песня "День Победы").



Ключевые моменты для 5-7 классов:

Упрощение: Меньше дат, меньше военных терминов, меньше названий частей и фамилий командиров (только ключевые: Багратион, Рокоссовский, Черняховский; герои: Смирнов, Рак).

Наглядность: Активно используйте карту, рисунки, пазлы, инсценировки.

Динамика: Чередуйте интеллектуальные вопросы с активными и творческими конкурсами.

Эмоции: Делайте акцент на подвигах (Смирнов, экипаж Рака), роли партизан, радости освобождения. Включайте музыку.

Язык: Говорите просто, образно, эмоционально. Объясняйте неизвестные слова ("форсировать" - переправляться, "фронт" - большая армия).

Позитив: Подчеркивайте Победу, героизм, освобождение. Сохраняйте уважительный, но не траурный тон. Финальный акцент – на благодарности и памяти.

Вовлечение: Максимум командных заданий, где каждый может проявить себя (рисовать, петь, показывать, собирать пазл).

Пусть занятие станет для ребят ярким и запоминающимся уроком истории и патриотизма.

5