СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Операция "Покормите птиц зимой"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Птицы –   самые интересные объекты для наблюдения в природе.   Мы так привыкли к ним и зачастую не замечаем: что они живут рядом с нами и порой нуждаются в нашей помощи и защите. Наблюдения за жизнью птиц может подарить человеку незабываемые ощущения.

Просмотр содержимого документа
«Операция "Покормите птиц зимой"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ржавская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области









Автор: Голуб Иван, 12 лет

Руководитель: Досева Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания.

2021 год

Пояснительная записка.

Птицы – самые интересные объекты для наблюдения в природе. Мы так привыкли к ним и зачастую не замечаем: что они живут рядом с нами и порой нуждаются в нашей помощи и защите. Наблюдения за жизнью птиц может подарить человеку незабываемые ощущения.

В нашей местности, в селе Ржава, в зимней период можно встретить таких птиц как: воробьи, синицы, снегири, дятлы, сороки.

Для чего же нужны птицы? Какую пользу они несут?

Лес, наполненный звуками, это, прежде всего, лес птиц. В первую очередь неоценима роль птиц в жизни леса – это главные санитары леса. Именно птицы уничтожают в лесу опасных вредителей – различных видов насекомых.

Даже если не брать во внимание ту колоссальную пользу, которую приносят птицы, разве не замечательно, что они просто живут рядом с нами, удивляя нас, заставляя задумываться, переживать, радоваться. Может быть, именно поэтому мы называем птиц своими друзьями!

К сожалению, зимой мало птиц, способных бороться с вредителями – только синицы и дятлы, барабанная дробь которых слышна на весь лес. Но летом огромное количество птиц лечат лес и уничтожают вредителей, именно поэтому мы должны поддержать их зимой, помочь дожить до лета.

Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. С наступлением зимы перед птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов.

Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, сальца, кто – хлебных крошек.

Ребята нашей школы постарались не остаться в стороне, и решили помочь птицам, и стали активными участниками акции «Покормите птиц зимой».

Осенью на прогулках дети с интересом наблюдали, как птицы собираются в стаи, громко кричат, совершая небольшие перелеты, готовясь улететь на юг. Но были и такие, которые не собирались улетать. Это заинтересовало ребят. Но подойти ближе, чтобы рассмотреть птиц, они не смогли. Птицы, услышав посторонние звуки, улетали прочь.

Судьба этих птиц вызвала бурное обсуждение у детей, искреннее сострадание. У них возникли тысячи вопросов: Как птицы переживут зиму? Чем они питаются? Где добудут себе корм? Как изготовить кормушки? Как их лучше расположить и где? Какой рацион корма нужен птицам? Сможем ли за ними наблюдать, во время кормления, не пугая их?

Ведь наблюдать вблизи за ними не всегда удается: птицы боятся шума и прилетают к кормушкам, когда нет детей. Поэтому близко рассмотреть птиц не представляется возможным: внешний вид, повадки, сколько, и каких птиц, прилетало к кормушкам. Исходя из этого, дети предложили выбрать место для подкормки птиц, обустроить его и вести наблюдения за пернатыми друзьями.

Актуальность проекта: вследствие установления стабильно низких температур жизнь птиц становится более тяжелой. Поэтому необходимо снизить негативного влияния низких температур на жизнеспособность птиц посредством обогащения их рациона питания и создание доступной среды для употребления ими пищи.

Цель: создать условия для подкормки птиц посредством «запуска» «птичьей столовой» на территории школьного двора.

Гипотеза: если на школьном дворе организовать птичью столовую, то наблюдения за пернатыми гостями и их подкормка будут проходить более эффективно.

Задачи проекта:

- совершенствование экологической среды ОУ.

Ожидаемый результат:

- организация на территории ОУ природоохранной зоны для птиц;

- посещение пернатыми друзьями нашей «столовой».    

- повышение экологического сознания у всех участников проекта.















Отчет о реализации операции «Покормите птиц зимой»


Ежегодно в нашей школе проводится операция «Покормите птиц зимой!». Дети принимают участие в уже ставшем традиционном зимнем подкорме птиц, который объединяет детей, родителей, учителей в желании оказать помощь маленьким пернатым собратьям в зимнее время года, и привлечь внимание всех вокруг к бережному и доброму отношению людей к природе.

Эта добрая традиция проходит в три этапа:

- «С каждого – по зернышку» - заготовка корма (сентябрь – декабрь);

- «Каждой пичужке по кормушке» - изготовление и развешивание кормушек (ноябрь – декабрь);

- «Сделал дело – гуляй смело» - анализ проделанной работы в рамках реализации проекта «Столовая «Птичье кафе».

В 2015 году на территории школы была организована столовая для пернатых, которая получила официальный статус и стала называться проектом «Столовая «Птичье кафе». Суть его в организации птичьей столовой, наблюдений за пернатыми гостями и их подкормки.

Ребята выяснили, есть ли какие правила в изготовлении кормушек. Оказалось, что правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую хотят привлечь, а также от того, насколько близко ребята будут, от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно.

Также до всех участников акции было доведено ряд условий:

- кормушка должна быть удобной для птиц;

- она не должна болтаться на ветру, затрудняя приземление;

- кормушка должна иметь несколько окошек, чтобы птицам было удобно влетать и вылетать из неё;

- еда из неё не должна выдуваться ветром, она должна быть защищена от снега и дождя;

- размер кормушки должен быть удобным для мелких птиц (синиц, воробьёв, снегирей…), но не настолько большой, чтобы в ней могли кормиться вороны и голуби, которые будут отпугивать мелких птиц;

- кормушки должны быть недоступны для котов и других хищников.

- должно отсутствовать прямое крепление кормушки к дереву (т.е. ее ни в коем случае нельзя прибивать к дереву гвоздями).

Первым этапом акции стала работа по сбору птичьего корма по общим девизом «С каждого – по зернышку!», в которой приняли участие родители и дети. За неделю «птичий амбар» пополнился различными семенами трав, сушеными ягодами, крупами, семенами подсолнечника. Кроме того был собран почти 1 кг хлебных крошек.

Одновременно в конце декабря начале января начала свою работу «Ярмарка мастеров» под девизом «Каждой пичужке по кормушке». Были представлены различные авторские кормушки. Родители и дети творчески подошли к их изготовлению: разнообразный материал и всевозможные формы и конструкции радовали глаз. Для привлечения внимание птиц кормушки окрасили в яркие цвета. Каждая кормушка - практически произведение искусства. Кормушки получились разные: круглые и квадратные, простые и замысловатые.

Место установки кормушек

Количество кормушек и материал

1.

Участок обучающихся первой ступени обучения

3 кормушки: 1 деревянная, 2 из пластиковых бутылок

2.

Участок школьной столовой

2 кормушки: 1 деревянная, 1 из пластиковых бутылок

3.

Участок обучающихся второй ступени обучения

3 кормушки: 2 деревянные и 1из пластика.

4.

Участок школьного двора

4 кормушки деревянной конструкции

После вывешивания кормушек на школьном дворе установили график дежурства. Ребята исполняли роль проверяющих по кормушкам: чтобы не заносило снегом, не сдувало ветром, и в них всегда было достаточно корма, и корм был всегда свежий - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.

На протяжении месяца ребята засыпали корм в кормушки, поправляли их, чистили от снега и остатков еды. В течение всей зимы ребята обеспечили периодоический подкорм и наблюдение за пернатыми гостями. Работа оказалась не только полезной, но и очень приятной.

За время реализации проекта мы подкормили   25 птиц. Основными посетителями кормушки стали синицы и воробьи. Редкими гостями были: снегири. За это время птицы съели 3.2 кг кормовой смеси: пшена – 1 кг; перловой крупы – 0.5 кг; пшеницы – 1 кг; овсяная крупа – 0.2 кг; семечек – 0.5 кг;







Птица

Корм

Способ употребления

Кормушка 1

Воробьи, синица

овсяная крупа, семена подсолнечника


синица - берет по зернышку, долбит на дереве зажимая лапами,


снегирь - клюёт очень аккуратно, не сорит.


голубь – клюёт у кормушки.


воробей – клюёт с кормушки.

Кормушка 2

Воробьи

пшеница, перловая крупа.

Кормушка 3

Воробьи, голубь

овсяная крупа, семена подсолнечника

Кормушка 4

Воробьи, синица, снегирь

овсяная крупа, семена подсолнечника, крошки хлеба

Кормушка 5

Воробьи

пшеница, перловая крупа, семена подсолнечника

Кормушка 6

Воробьи

овсяная крупа, семена подсолнечника, крошки хлеба

Кормушка 7

Воробьи

овсяная крупа, семена подсолнечника, крошки хлеба

Кормушка 8

Воробьи

пшеница, перловая крупа, семена подсолнечника

Таким образом, в результате проведенных мероприятий ребята узнали и начали различать видовой состав зимующих птиц на территории села, научились выделять существенные признаки птиц, у них сформировались прочные знания в области экологии. А самое главное состоит в том, что каждый из обучающихся понял на практике смысл выражения «Братья наши меньшие» и постарался сделать все для того, чтобы человек и птицы стали единым целым сложного и удивительного организма имя которому ПРИРОДА.