Просмотр содержимого документа
«Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.»
4 класс
Тема: Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Цели: показать родство образов оперы с образами других произведений (кантата, сюита, лирическая песня).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Работа по теме урока.
Продолжаем путешествие в музыкальный театр.
Предлагаем вспомнить знакомую музыку – величественную музыкальную картину «Рассвет на Москве-реке». Пропеваем мелодию (учебник с.100).
Слушаем вступление полностью, предлагаем проследить за развитием главной темы, которая повторяется во вступлении к опере много раз (при это появляются все новые и новые мелодические обороты, новые ритмические рисунки, тембры различных инструментов симфонического оркестра и их сочетания). При восприятии «Рассвета…» рассматриваем графическую запись музыкального развития (тетрадь с.30-31). Можно эту схему нарисовать на доске).
[Информация для учителя] Предлагаем познакомиться с песней главной героини оперы.
Песня Марфы – ее главная характеристика в опере. Почему Мусоргский выбрал жанр песни (а не традиционный оперный жанр арии) для раскрытия этого образа? (Марфа – героиня из народа).
Пропеваем мелодию (с.100). Сравниваем с темой из вступления. Обе мелодии лирического плана, песенного характера, пронизаны интонациями русской народной песни.
Читаем стихотворный текст (Хрестоматия с. 97) песни «Исходила младешенька». Перед разучивание составляет исполнительский план (темп, штрихи, динамика, фразировка).
Слушаем песню Марфы, следим за развитием образа (характер и настроение песни меняется от куплета к куплету, изменяется фактура оркестрового аккомпанемента, динамика, темп).
Песня представляет куплетно-вариационную форму. Песня Марфы выполняет в опере функцию полноценной арии главного персонажа (песня – ария).
Образу песни созвучна картина М.Нестерова «В скиту». Одинокая женская фигура изображена на картине на фоне сурового русского зимнего пейзажа: справа желтые березки, слева и впереди – горные склоны, покрытые снегом, темнеющий перелесок, темнеющий небосвод. Все мягкие линии этой картины сродни незатейливой мелодии народной песни.
Мелодическое обороты песни «Исходила младешенька» можно сопоставить с уже знакомыми мелодиями (можно во время разучивания) – «Мертвое поле» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», тема «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки», русскими народными песнями «У зори-то, у зореньки», «Ты река ль, моя реченька» и др. Подчеркиваем мысль о родстве образов русской музыки.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
Выучить русскую народную песню "Исходила младешенька".