СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оператор ветвления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования  Turbo Pascal, содержащие оператор ветвления.

Просмотр содержимого документа
«Оператор ветвления»

Урок №
Тема:
"Оператор ветвления"


Цели:  
образовательная:  познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования  Turbo Pascal, содержащие оператор ветвления.

развивающая:        развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная:  развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Тип урока:  изучения нового материала

Форма урока: синтетическая.

Место урока в учебной теме: первичный

Методы и методические приемы:

1 Информационно - рецептивный:
а) словесный: рассказ - объяснение, беседа

б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.
Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления.
2. Репродуктивный.
Приемы обучения: подача материала в готовом виде, конкретизация и закрепление уже приобретенных знаний.
3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.
Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышления.
4. Визуальный: составление логических цепочек.
5. Суггестивный: применение различных видов искусства.

7. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью):
8
. Релаксопедический: психологическая разгрузка.
Межпредметные связи: русский язык, математика

Материалы и оборудование:

  • презентация, проектор,

  • язык программирования Pascal;

  • презентация урока, составленная в Power Point;

  • карточки к самостоятельной работе.

Основные понятия и термины: программа, ветвление, Pascal

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент 

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Паскаль. И тема нашего сегодняшнего урока: «Оператор ветвления»
Открыли тетради,  записали число и тему урока.
Мы познакомимся с новым оператором, его разновидностями и каждый из вас сегодня на уроке должен научиться записывать оператор на языке Паскаль, разрабатывать программу, используя те операторы, которые вы уже знаете и, конечно же, новый оператор ветвления.
Тема: Оператор ветвления.

  1. Мотивация учебно – познавательной деятельности учащихся
    Учитель.  А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
    О чем говорят эти слова?
    О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

  2. Проверка домашнего задания

Учащиеся сверяют с доской, исправляют ошибки у себя в тетрадях и на доске.
1.Найдите периметр пятиугольника 
program  _1;
var a, b, c, d, e, P: integer;
begin 
writeln (‘введите стороны пятиугольника’);
readln (a,b,c,d,e);
P:=a+b+c+d+e;
writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P);
end.

2. Найдите значение выражения 5х2-10х+2  для любого значения х 
program  _2;
var x, y: real;
begin 
writeln (‘введите любое число’);
readln (х);
y:=5*х^2-10*х+2;
writeln (‘значение выражения =‘, y);
end.

  1. Восприятие и усвоение учащимися нового материала

А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)

Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет).
Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы.
 Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)

  И в  языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.

На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF AB THEN B:=B*2

IF (условие) THEN (операторы)  ELSE  (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения  и принимает два значения: да или нет.    IF AB       THEN max:=A 
ELSE max:=B;
 
Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin 
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if AB  then max:=A
else  max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.

  1. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале

Решим еще несколько задач. Запишем только конструкции операторов. Работа по карточкам. (Карточки раздаются каждому ученику). Записать конструкции операторов ветвления для следующих задач:
Карточка
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. 
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран. 
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы:   1. If x0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b
                 3. If AB   then C:=A-B;
                4. If x8   then y:=x/4   else y:=x*5;

  1. Обобщение и систематизация знаний

Практическая работа в среде Turbo Pascal 
Учитель: чтобы убедиться, что программа написана, верно,  проверим это в среде Turbo Pascal.
Учащиеся  садятся за ПК и набирают программу, компилируют и запускают на исполнение.
Записать программу для любой задачи и запустить.

Физминутка двигательная (уч-ся садятся за ПК)

  1. Подача и объяснение домашнего задания

Задача. Ввести два числа.  Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
Или 
 Написать программы для любых двух  задач из карточки.

  1. Подведение итогов урока

Оценить активных учащихся.