6 класс
Урок развития речи « Описание костюма»
Касьянова Александра Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
СОШ №2 г.Белоярский
Восстановите пословицы
- В лохмотьях и царя …
- Хорошая одежда …
- Добрый портной…
- Нелюбимая вещь…
- Что к лицу, …
- Хороша алая лента,…
- Береги платье…
- За модой …
- Встречают по одежке - …
- долго носится.
- провожают по уму.
- то и красит.
- не угонишься.
- за нищего примут.
- снову, а честь смолоду.
- шьет с запасом.
- открывает все двери.
- когда на молодую надета.
Ответы
- В лохмотьях и царя за нищего примут.
- Хорошая одежда открывает все двери.
- Добрый портной шьет с запасом.
- Нелюбимая вещь долго носится.
- Что к лицу, то и красит.
- Хороша алая лента, когда на молодую надета.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- За модой не угонишься.
- Встречают по одежке, провожают по уму.
Каковы цель и задачи урока?
Описание
Вспомнить главные элементы этого типа речи;
Лексикон
Пополнить словарный запас лексикой на тему «Одежда», научиться правильным речевым оборотам;
Задачи
Художественное чтение
Научиться использовать приёмы ХЧ;
Роль описания костюма
Понять, как костюм может влиять на создание образа литературного героя.
Создание текста
Уметь создать собственный текст-описание костюма .
Что общего?
Что объединяет этих героев?
К.Чуковский «Доктор Айболит»
А.П.Чехов
Профессия: врач
Что общего?
Что объединяет этих героев?
В.Нагорнов. Серия «Русские красавицы»
Б.Кустодиев «Варвара»
Национальность: русские
Что общего?
Что объединяет этих героев?
А.Куприн «Чудесный доктор»
В.Короленко «В дурном обществе»»
Социальное положение: нищие
Что общего?
Что объединяет этих героев?
Баба-Яга
Кощей Бессмертный
Черты характера: злодеи
1
3
Род занятий
1
Социальное положение
Костюм
2
Национальная принадлежность
3
Настроение, характер
4
Вспомним!
Ответьте на следующие вопросы
Вопрос 4
Вопрос 3
Вопрос 1
Вопрос 2
– А какие типы текстов мы с вами знаем?
– Что мы называем основной мыслью текста?
– Что такое текст?
– Что такое тема текста?
Описание -
Т ип речи, при котором автор рассказывает о признаках и качествах предмета,места или человека. Словесное изображение чего-либо.
Композиция описания
Как строится текст на основе этого типа речи?
Часть 1
Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.
Часть 3
Общая оценка предмета описания.
Часть 2
Признаки предмета описания.
Знаешь ли ты?
нижний край каждой из половин распахивающейся одежды.
узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви.
ожерелье из монет, бус, разноцветных камней.
легкая ткань из хлопковых волокон.
плотный материал из валяной шерсти.
серебряная монета достоинством в 50 ·коп. , половина рубля.
металлическая пластинка, служащая для украшения сбруи, мебели или являющаяся пряжкой, застёжкой.
Узнай героя по описанию
Мерцалов
Дина
1
3
Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца." "...надвинул глубже на лоб свою истрепанную шляпу." "Просунув руку под жилет, нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом."
Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто. Все из русских полтинников. Голова непокрытая. Коса черная. И в косе лента. А на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
Герой
Ассоль
Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы,забранные в кружевную косынку,сбились,касаясь плеч.
2
Студия художественного чтения
Элементы для выразительного прочтения текста
Элемент 3
Элемент 1
Логическое ударение ;
Интонация, повышение и понижение голоса;
Элемент 2
Элемент 4
Паузы ;
Актёрская игра.
Тренируемся
Стр.108, упр.138 «Русская речь»
Физминутка для мозга
Нейрогимнастика
Одеть или надеть ?
Как правильно?
это однокоренные слова, которые близки по звучанию, но не синонимичны, а значит, не могут заменять друг друга.
кого, что . 1. Облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, раненого ; ср. одеть куклу, манекен … Одеть – раздеть.
что . 1. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску, противогаз … Надеть – снять.
Учимся
Упражнение 139, стр.108 «Русская речь»
Итоги урока
Мы решили поставленные задачи? Мы достигли цели?
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Узнать основные элементы описания;
Пополнить словарный запас по теме «Одежда»;
Познакомиться с элементами художественного чтения;
Узнать,какую роль играет описание костюма в создании образа ЛГ.
Цель достигнута!
Мы научились создавать текст-описание костюма!
Оценки за урок
Посчитай жетоны и наклей их на обложку тетради.
Домашнее задание
Составь собственный текст-описание школьной формы, о которой ты мечтаешь. Иллюстрации приветствуются!