СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание методики преподавания психологии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание методики преподавания психологии»



Описание методики преподавания психологии как учебной дисциплины

Технологией профессиональной деятельности преподавателя является методика преподавания – совокупность методов и приемов целесообразного обучения. Такая технология обязательно включает в себя личностный компонент, т.е. эффективность и результат такого обучения (преподавания) во многом определяются особенностями самих субъектов, вступающих во взаимодействие по передаче и усвоению системы знаний.

Специфика методики преподавания психологии, кроме того, определяется особенностями предмета психологической науки и отношением к этому предмету со стороны обучающихся.

Теоретическое освоение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» предполагает изучение четырех основных разделов программы: «Психология как учебный предмет», «Общие дидактические основы преподавания психологии», «Методы и формы обучения в высшей школе», «Самоорганизация профессиональной деятельности преподавателя».

Эффективность формирования навыков преподавательской деятельности у студентов во многом определяется качеством практических занятий по изучаемому ими курсу «Методика преподавания психологии». Практическое освоение этой учебной дисциплины предполагает обязательное освоение студентами процесса подготовки, проведения и анализа различных форм организации учебного процесса (в первую очередь, лекционных занятий) под супервизией преподавателя.

Предпосылками успешного овладения «Методикой преподавания психологии» является предваряющее этот курс изучение таких учебных дисциплин, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология труда», «Возрастная психология».

В результате освоения учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» у студентов формируется умения передавать психологические знания и контролировать качество их усвоения. Для этого студенты должны овладеть способами конструирования учебных программ, приемами отбора содержания учебных дисциплин психологической направленности, практическими навыками проведения различных форм процесса передачи и усвоения знаний (лекций, семинаров, практикумов, экзаменов и др.), методами обучения и навыками профессиональной рефлексии.

Цель дисциплины «Методика преподавания психологии» состоит в осмысление обучающимися получаемых знаний и собственного педагогического опыта в психолого-педагогических понятиях о содержании, механизмах, технологиях высшего профессионального образования и формировании личности в системе высшей и профильной школы.

Задачи дисциплины «Методика преподавания психологии»:

  • раскрыть основную научно-практическую проблематику в передаче психологического знания;

  • изучить психологические основы профессионального обучения в высшей школе;

  • соотнести фундаментальные научные представления о структуре и функциях профильного образования с современными моделями построения образовательного пространства в высшей школе,

  • формировать умения передавать психологические знания и контролировать качество их усвоения;

  • способствовать формированию профессиональной позиции, профессионального мировоззрения и профессионального самосознания обучающихся.

В результате изучения дисциплины студенты будут

знать:

  • систему  знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, социальных и природных факторах развития;

  • современные модели построения образовательного пространства в высшей школе;

  • систему  знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса в высшей школе, методологические различия традиционных и инновационных моделей профессионального образования;

  • основные закономерности процесса взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе;

уметь:

  • использовать систему  знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса  в своей профессиональной деятельности; ориентироваться в возрастных и индивидуальных особенностях личности в системе профессионального образования;

  • передавать психологические знания и контролировать качество их усвоения;

  • на основе полученных знаний конструировать программы дальнейшего самообразования и повышения квалификации по получаемой профессии;

владеть:

  • методами психологического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной деятельности преподавателя психологии;

  • способами конструирования учебных программ, приемами отбора содержания учебных дисциплин психологической направленности, практическими навыками проведения различных форм процесса передачи и усвоения знаний, методами обучения и навыками профессиональной рефлексии.



Психология – это сложное интегрированное знание, основанием структурного представления которого, согласно А.В. Петровскому, служат психологические аспекты: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Педагогическая психология рассматривается как самостоятельная отрасль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию «конкретная деятельность», в которой находят отражение и два других его аспекта. Это утверждение означает, что в фундаменте педагогической психологии находятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательной деятельности, или, по определению одного из родоначальников педагогической психологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса.7

Педагогическая психология связана со многими другими науками в силу целого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания (по Б.М. Кедрову). Во-вторых, она связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое цивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ее изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, что педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. В то же время утверждение, что педагогическая психология есть отрасль общепсихологического знания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическом развитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностях человека, его личностном становлении и развитии и т.д. В силу этого педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.8