Информационная карта перспективного педагогического опыта
Тема опыта: «Компетентностый подход в профессиональном образовании. Организация практикоориентированного обучения профессии «судостроитель – судоремонтник металлических судов»
Фамилия, имя, отчество автора опыта: Наугольных Татьяна Анатольевна
Стаж работы в должности : на 01.01.2018 – 29 лет 4 месяца.
Основное содержание опыта (краткая аннотация: ведущая идея, цель, нормативная и научно-теоретическая основа, новизна, актуальность, практическая значимость, результативность, уровень творческой самостоятельности, творческие находки автора и т.п.)
В педагогической работе я опираюсь на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии, среднего профессионального образования (СПО) 26.01.01 «судостроитель – судоремонтник металлических судов» с пониманием того, что образование должно реагировать на новые вызовы времени через Закон и Стандарт и должно стремиться к качеству, доступности и эффективности.
Закон «Об образовании в РФ» и ФГОС нацеливают на то, чтобы обучение в СПО было деятельностно – компентентностным.
Цели моей профессионально - педагогической деятельности :
- воспитание и развитие у обучающихся компетенций, помогающих адаптироваться в современном обществе и успешно заниматься трудовой деятельностью по профессии, являясь конкурентно – способными на рынке труда;
- формирование у них ЗУН по профессии «судостроитель – судоремонтник» согласно ФГОСу.
Эти цели профессионально – педагогической деятельности неразрывно связаны с целями деятельности колледжа в плане подготовки профессионально – компетентных рабочих кадров.
Реализация общих целей в моей работе выражается в решении конкретных задач по различным векторам преподавательской деятельности.
- 1 вектор:
Видеть учащегося в предмете
(педагогическая диагностика юноши как личности и учащегося, оценка его индивидуального опыта, позволяющего осваивать программу).
- 2 вектор:
Создавать условия для достижения учащимися целей образования
(формирование содержания учебного материала и выбор технологий, позитивно мотивирующих учащихся к учебной деятельности по овладению профессией.
- 3 вектор:
Использовать образовательную среду для решения педагогических задач
(развития учебной самостоятельности, творческой активности и пр.).
- 4 вектор:
Осуществлять личное профессиональное развитие
(выдвигать цели профессионального роста и осуществлять самообразование).
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера образования.
Понятие «практико - ориентированное обучение» возникло как альтернатива знаниевой парадигме, которая раньше была основной в образовательном процессе (в СПО уделялось и раньше больше внимания формированию умений и навыков).
Практико - ориентированное обучение опирается на деятельностные технологии.
Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, готового реализовать свои компетенции в условиях реального производственного предприятия.
В связи с этим обучающийся за период обучения должен изучить и уяснить как работает такое предприятие, отдельные его подразделения. Он должен разбираться в объектах и средствах производства.
Производственный процесс в судостроении начинается со знакомства с конструкторской документацией, с чтения чертежа, уяснения общего вида и размеров деталей, узлов и других конструкций судового корпуса.
Для формирования данной компентенции в кабинете мной создан архив судостротительных чертежей.
Также мной созданы обучающие пособия в виде папок с рабочими эскизами секций судового корпуса в комплекте по количеству рабочих мест в кабинете.
Обучающиеся на каждом занятии упражняются в чтении чертежей в обязательном порядке. И постепенно количество переходит в качество. К концу обучения большинство посещающих студентов хорошо разбираются в чертежах.
Для изготовления качественных современных чертежей и эскизов и в рамках самообразования я освоила программу КОМПАС 3DV16, которая входит в состав САПР.
Объект производства – листовые и профильные судостроительные материалы (чаще – из конструкционной стали). Одновременно с конструкторской документацией современная производственная деятельность требует умения работать с различными видами технической и технологической документации (например, с сортаментом стали, ТУ, ГОСТами на проведение сборочно – сварочных, контрольно - проверочных работ, испытаний, с самими технологическими процессами, дефектовочными ведомостями и пр.).
В кабинете имеются комплекты типовых технических и технологических документов, адаптированных к учебному процессу.
При организации практико - ориентированного обучения полезна работа с макетами.
Но к макетам должны предъявляться определенные требования. Макет должен быть функциональным, действительно полезным пособием, должны позволять осваисвать определенные ПК (к примеру, определять линейные размеры деталей, их разметку, определение вида сборочно – сварочных соединений, выполнению технологических операций сборки конструкции, контрольно – проверочным работам, последовательности проведения испытаний конструкции, видам и режимам сварки. и др.).
Рабочие программы обучения по профессии содержат определенное количество практических работ.
Практические работы действительно позволяют закрепить получаемые ЗУН при решении производственных ситуаций.
При разработки заданий практических работ стараюсь использовать не только общие теоретические вопросы, но и личный производственный опыт, компентенции, полученные при прохождении стажировки на производственном предприятии, где мне пришлось быть и технологом, и конструктором, и мастером на мини - верфи.
Практические работы могут проводиться в кабинете теоретического обучения, например при отработке операции разметки. Другие – могут состоять из теоретической и непосредственно практической части, проводимой в мастерской.
Мной разработаны комплекты практических работ по учебным дисциплинам согласно требованиям ФГОС, а также методические рекомендации по их выполнению.
Для того, чтобы спосбствовать скорейшему формированию практического опыта использую содержание домашнего задания.
Так, на первом курсе я предлагаю изготовить в домашних условиях простой шаблон для разметки листовой детали по заданным размерам. Материал может быть любым. На старших курсах практикую в качестве домашнего задания изготовление мини – макетов судовых конструкций. Такое макетирование позволяет развивать пространственное воображение и проще представлять последовательность операций изготовления данной конструкции.
Хороший результат дает совместная работа преподавателя профессиональных дисциплин и мастера п/о, как на теоретических уроках, так и во время практик. Здесь можно реализовывать индивидуальный подход, углубляться в практическую часть учебного материала, передавать личный опыт напрямую.
Важнейшую роль в организации деятельностно – компетентностного обучения играет подготовка обучающихся к демонстрационному экзамену.
В 2017 году на очных курсах прошла подготовку по проведению и оценке результатов Демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills: государственная итоговая аттестация нового формата; компетенция «Сварочные технологии».
Свидетельство 0000006728 от 22.10 2017.
В качестве эксперта участвовала во II Региональном Чемпионате WorldSkills Russia в Севастополе 27.11 – 02.12. 2017 г. по компетенции «Сварочные технологии».
Получила сертификат эксперта WorldSkills Russia, компетенция «Сварочные технологии».
(Следует отметить, что на этих соревнованиях победу одержал студент нашего колледжа, обучающийся по профессии «судостроитель – судоремонтник», обойдя по результатам сварщиков).
В рамках планирования учебно – воспитательного процесса мной были созданы календарно – тематические планы и планы уроков.
Календарно – тематические планы разработаны на основе рекомендованной типовой формы и содержат методические и дидактические данные по темам и каждому занятию, включая наименование тем и краткое содержание занятия, количество часов на тему, календарные сроки изучения темы, тип урока, перечень учебно-наглядных пособий и ТСО, домашнее задание, задания для самостоятельной работы студентов.
Наиболее часто в работе я использовала следующие типы уроков:
• первичного предъявления новых знаний;
• формирования первоначальных предметн. навыков;
• применения предметных ЗУН;
• повторения предметных ЗУН или закрепление УУД;
• контрольный;
• комбинированный.
При разработке планов уроков реализовывалась системная связь с предыдущими занятиями, обеспечивались программные требования к уроку, ставились ясные цели и задачи, достижение которых можно было бы «измерить».
Для разработки плана урока использую горизонтальную форму, где по каждому этапу урока содержатся методические и дидактические данные (время, метод познавательной деятельности, форма организации обучающихся, материальное обеспечение, а также указаны виды деятельности обучающихся и преподавателя).
Структура урока, включающая определенные этапы (в зависимости от типа урока) используется мною длительное время и приносит положительный результат.
Система управления познавательной деятельностью - это система управления замкнутого цикла, предполагающая этапы управления: мотив деятельности, цель, задачи, способы достижения цели, задач, процесс достижения цели, завершающийся результатом, который оценивается по критериям достижения цели, в условиях реализации ФГОС, это продвижение студента по уровневым порогам освоения профессиональных компетенций.
Эта деятельность включает в себя: 1) получение информации о протекании основных процессов, 2) ее переработку и выдачу соответствующих решений, которые направлены на дальнейшее совершенствование объекта управления. По моему мнению, выдвигая цели учебного процесса по итогам диагностики, уровня сформированности тех или иных знаний, умений и навыков, отбирая средства их решения, планируя систему деятельности, моделируя процесс, преподаватель обязан вносит коррекцию, анализировать. Причем, приемы и методы педагогического воздействия отбирает с учетом возрастных особенностей (1 или 3 курс) и уровня образованности студентов.
При проведении уроков большое внимание уделяю обеспечению учебно – материальных условий: использую мультимедийную аппаратуру, комплекты плакатов, входящих в оснащение кабинета
Учащиеся имеют возможность заниматься по учебникам, рабочим тетрадям, учебным пособиям
Для выработки навыков работы с технической и технологической документацией в кабинете формирую библиотеку технической и технологической документации, которая базируется на аутентичных документах судостроительного (судоремонтного) предприятия, адаптированных к учебному процессу и тиражированных по количеству рабочих мест учащихся в кабинете.
При реализации уравления процессом обучения стоит проблема:
Создание таких условий обучения, при которых результат обучения станет постоянным параметром для всех учащихся; при этом условия обучения - вариативны и оптимизированы так, чтобы каждый обучаемый достиг заданного результата; проблема состоит в определении оптимальных условий обучения для каждого учащегося.
Обоснование актуальности проблемы:
Одно из главных требований к современному специалисту, начиная с этапа выпуска из учебного заведения, - наличие профессиональных знаний, умений и навыков.
Считаю, что управление процессом обучения должно отталкиваться от следующей аксиомы:
в профессиональном обучении должны работать только технологии полного усвоения знаний.
Ведущая идея моего педагогического опыта, которая легла в основу совершенствования педагогической практики, состоит в отыскании методов правильной организации обучения, при которых абсолютное большинство учащихся полностью усваивает обязательный учебный материал.
Это сложная задача создания индивидуальных условий обучения для каждого из обучаемых.
Психодиагностика позволяет оценить особенности каждого учащегося, определить оптимальный педагогический маршрут для каждого, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение учащегося, соответствующее его психофизическим особенностям.
Итак, для оптимизации учебного процесса по каждому учащемуся определяла состояние интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Конечно, для этого требовалось и требуется время.
Однако, при всей индивидуальности подхода к обучению, я выделяю некоторые общие этапы усвоения материала:
1. Этап восприятия информации
Здесь работает эмоциональная сфера – мотивация; на мотивацию выделяю значительное время, так как необходимо обеспечить внимание к учебному материалу всех учащихся.
2. Этап осмысления информации
На данном этапе работаю по принципу «от простого к сложному», а также:
- разбиваю материал на части;
- выделяю главное в каждом освещаемом вопросе;
- увязываю вопросы между собой;
Помятуя о том, что необходимо добиваться полного усвоения знаний, прменяю элементы методики полного усвоения знаний М.В. Кларина, а также элементы технологии критериально-ориентированного обучения (КОО), разработанной В.П. Беспалько на основе работ Дж. Керолла и Б. Блума.
К упомянутым методикам добавляю очень действенный и полезный, на мой взгляд, метод, позволяющий быстрее осмыслить информацию, - скрайбинг - процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором обрисовка образов происходит в процессе донесения информации.
Доносить содержание учебного материала различной сложности при обучении такой накоемкой профессии, как судокорпусостроение, простыми образами особенно актуально при том, что приходится работать с учащимися, часто имеющими недостаточную базу знаний.
Однако, надо стремиться к тому, чтобы студенты в кратчайшие сроки спокойно начали воспринимать сложные элементы обучения, постепенно и незаметно усложняя уровень предъявления материала. И в середине второго года обучения запускаю в работу элементы ТРИЗ-педагогики.
Основные функции Теории Решения Изобретательских Задач:
- решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности;
- прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых);
- развитие качеств творческой личности.
А при профессиональном обучении (рассмотрении вопросов технологии судостроения и судоремонта) нам крайне важны и вспомогательные функции ТРИЗ:
- решение научных и исследовательских задач;
- выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии;
- выявление причин брака и аварийных ситуаций;
- максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем;
- объективная оценка решений;
- развитие творческого воображения и мышления;
- развитие творческих коллективов.
Автор ТРИЗ – технологий, получивших признание в крупнейших странах мира, великий советский ученый, изобретатель, писатель, преподаватель Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер.
3. Этап запоминания
На этом этапе применяю методы различной систематизации и концентрации содержания учебного материала, а после его прлхождения – 100% - ое повторение.
4. Этап применения знаний
На данном этапе предлагаю учащимся конкретные производственные ситуации в виде упражнений, то есть, использую метод «Кейсов».
Сначала это могут быть производственные ситуации из числа стандартных, типовых, в дальнейшем – не стандартные, для решения которых надо применить творчество.
Использую упражнения (учебно-производственные ситуации) на уроках различных типов следующим образом:
На уроке первичного предъявления новых знаний и универсальной учебной деятельности (УУД) с целью первичного усвоение новых предметных ЗУНов, УУД упражнения могут выполняться учащимися, как действия по образцу, алгоритму.
Ставлю задачу и показываю пути ее решения; при этом выполнение упражнения – коллективное (работаю у доски, подробно объясняя материал; учащиеся работают в рабочих тетрадях (конспектах)).
На уроке формирования первоначальных предметных навыков и УУД, с целью овладения новыми предметными умениями, применения усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) упражнения (в виде производственных ситуаций) должны обеспечить правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
На таком уроке учащиеся должны правильно воспроизвести решение задачи (призводственной ситуации) по отработанному образцу.
На уроке применения предметных ЗУНов и УУД с целью применения предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной сложности. Результатом является самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом группы.
В этом случае предлагаю упражнение, выполнение которого помимо отработанных алгоритмов, должно иметь решения, найденные учащимися самостоятельно. При этом должен корректирую и комментирую работу учащихся, а в конце занятия провожу рефлексию (подведение итогов занятия).
На уроке повторения предметных ЗУНов или закрепление УУДс целью закрепления предметных ЗУНов, формирования УУД, результатом должно быть безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учащимися, коллективом группы; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь.
Такие уроки – весьма трудоемки в подготовке и проведении, но имеют большую учебную ценность в отношении полученных результатов. Здесь открываются большие возможности для творчества преподавателя и учащихся в осуществлении своей деятельности.
На контрольном уроке, с целью проверки предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУД упражнения превращаются в контрольные задания.
На контрольном уроке каждый учащийся получает индивидуальное задание, содержащее, как правило, и теоретические вопросы и практические задачи (которые были отработаны на предыдущих уроках в виде упражнений) и выполняет его, используя пройденный учебный материал.
Преподаватель осуществляет контроль самостоятельной деятельности учащихся.
На уроке коррекции с целью индивидуальной работы над допущенными ошибками результатом будет самостоятельное нахождение и исправление ошибок.
Предварительно озвучиваю характерные ошибки, провожу их анализ, намечаю пути исправления.
Считаю, что упражнения в виде конкретных производственно – учебных ситуаций являются универсальным инструментом для всех типов уроков и, безусловно, повышают качество учебного процесса, что подтверждается результатами обучения.
Одним из главных реальных достижений обучающихся считаю получение работы по профессии, адаптация в профессиональной деятельности и развитие профессиональных компетенций.
В связи с этим следует отметить, что значительный процент выпускников работают судостроителями – судоремонтниками в Севастополе, Крыму и других регионах Российской Федерации. Они совершенствуют свое профессиональное мастерство, развивая ЗУН, полученные в колледже, пополняя отряд квалифицированных рабочих, необходимых отрасли промышленности.
Форма обобщения опыта :
Текстовый документ
Где сохраняются материалы обобщения опыта
- в методическом кабинете ГБОУПО «Севастопольский судостроительный колледж»
- в личной документации.
Мероприятия по внедрению, транслированию опыта: разработаны методические рекомендации для преподавателей и мастеров п/о.