СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности «развитие мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта педагогической деятельности «развитие мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки»»



Учреждение образования

«Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»







ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ у УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки»





Шекутнёва Светлана Владимировна

Учитель-дефектолог

I квалификационная категория

e-mail: [email protected]




















Дзержинск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ …………………………..…………………………. 6

    1. Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью и нормально-развивающихся детей……………………………………………... 6

    2. Особенности развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью…………………………...... 7

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕМЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ СОЦАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ………..................... 10

2.1 Использование игр и упражнений в развитии мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью………. 10

2.2 Уроки социально-бытовой ориентировки как средство развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью………………………………………………………………13ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.…………………...…… 16

3.1 Методика, организация и результаты экспериментального исследования…………………………………………………………………… 16

3.2 Рекомендации по развитию мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки…………………………………………….……………………... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. 30

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………32







ВВЕДЕНИЕ


Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Проблема развития мелкой моторики на уроках социально-бытовой ориентировки весьма актуальна, так как именно в процессе социально-бытовой деятельности происходит сенсомоторное развитие ребенка.

Главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, а так же речи выступает развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Г.Е. Сухарева, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и другие специалисты сходятся во мнении, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов интеллектуальной недостаточности. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук обучающихся с интеллектуальной недостаточностью неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

Тесная связь интеллектуального развития и пальцев рук была подтверждена в исследованиях Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским. В прямой зависимости от тонких движений рук зависит и уровень развития речи детей.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся младших классов являются уроки социально-бытовой ориентировки. Развитие моторных функций у детей способствует лучшему развитию познавательных процессов, восприятию поступающей информации. В поиске эффективных средств коррекции, современная специальная психология и педагогика все больше ориентируется на использование социально-бытовой ориентировки в процессе обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Для того, чтобы социально-бытовая деятельность стала средством коррекции и развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью, она должна планироваться с учетом развития каждого ребенка, состояния мелкой моторики. А система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной.

Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Именно в этом и определяется актуальность нашего исследования. Уровень развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью существенно влияет на эффективность обучения и обуславливает возможности познавательной деятельности. Становление тонкой моторики выступает главным условием осуществления познавательной деятельности, что обеспечивает возможность успешного обучения, проводимого не только с использованием традиционных методов.

Решение проблемы у учащихся с интеллектуальной недостаточностью наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает социально-бытовая деятельность.

Актуальность данной проблемы определили тему опытной работы: «Развитие мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки».

Цель опыта: выявить влияние уроков социально-бытовой ориентировки на развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с целью были определены основные задачи опыта.

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

3. Проанализировать влияние уроков социально-бытовой ориентировки на развитие мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ


1.1 Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью и нормально развивающихся детей


Интеллектуальная недостаточность у учащихся младших классов в большинстве случаев сочетается с нарушениями двигательной сферы, становление которой тесно связано с познанием мира, овладением речью, трудовыми, социально-бытовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих у детей с интеллектуальной недостаточностью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей социально-бытовой адаптации.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит очередной период глубоких изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст признается сензитивным для развития координационных способностей детей. Попадая в новые условия жизни, перед ребенком встают более сложные двигательные задачи, что способствует обогащению координационных ресурсов обучающегося.

Таким образом в 8 – 11 лет наиболее продуктивно происходит накопление знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.

Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.

Учащиеся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в значительной степени отстают от учащихся с нормой в развитии.Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) умственная отсталость (F70 - F79) — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Интеллектуальная недостаточность может развиваться в сочетании с любыми другими психическими или соматическими расстройствами или возникать без них. (Е.М. Старобина, 2007г.).

У детей с интеллектуальной недостаточностью также замечено отставание от возрастной нормы в росте, весе, непропорциональное телосложение, некоторые отклонения в осанке. Часто у таких детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые компенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке и в усложненных двигательных заданиях.

Им трудно выполнять движения по словесному указанию учителя. Эта особенность объясняется недостаточным развитием у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости регулирующей функции речи и бедным запасом активного словаря, связанного с двигательной деятельностью.[6]

Координационная способность человека в норме достигает высокого уровня к 6 – 7 годам жизни. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Однако двигательное богатство детей данного возраста бывает лишь при свободных движениях. Стоит заставить их производить точные движения, они сразу начинают утомляться и стремятся убежать к играм, где движения свободны. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов мозга и от недостатка выработки формул движения.

В настоящее время доказано, что физическая культура и спорт являются эффективным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Однако, использование разнообразных форм и средств развития координации и точности движений на уроках социально-бытовой ориентировки так же способствует более активному формированию двигательных способностей у детей младшего школьно возраста с интеллектуальной недостаточностью и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии.    


1.2 Особенности развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью



Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии мелких движений пальцев рук.

Изучая наблюдения Г.И. Жаренковаможно сделать вывод, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудно удерживать шаблон в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Так же может поменять свое исходное положение и линейка, в следствии чего линия не проходит через намеченные точки и получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Большинство детей не умеют правильно держать карандаш , сильно нажимают им на бумагу.

Так же, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью возникают трудности при работе с ножницами. Они не умеют резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе работы, не соблюдают правила безопасности.

Неловкость ручных умений учащихся можно наблюдать и при работе с кисточками и красками. Дети берут на кисточку много краски, наносят краску большим слоем, не могут рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях, не могут ориентироваться на листе бумаги, не могут находить красивые сочетания красок в зависимости от фона.

Т.М. Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с интеллектуальной недостаточностью является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координации и взаимозаменяемости. [3, с.10]

По мнению Л.В. Занкова, приступая к новому заданию, ребенок долго не может сосредоточиться на последовательности в выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.

По результатам исследованиям И. А Грошенкова видно, что нарушение моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью при выполнении работы требует от ребенка ловких действий. Сперва неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, но в результате систематической коррекционной работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это способствует постановке руки к письму и мотивации к учебной деятельности. [7, с.50]

Учитывая мнение Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, можно предполагать, что нарушение тонкой моторики связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать движения с движением всего корпуса, неумением управлять сложными движениями. Трудности возникают в дифференциации, быстроте, плавности включения в движения, переключения с одного движения на другое. [2, с.150]

Пинский Б.И. отмечает, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудно избрать оптимальный темп рабочих движений. Некоторые дети начинают работу в ускоренном темпе, а это приводит к снижению ее качества. Другие же и после длительной тренировки работают медленно. [10]

В исследованиях многих педагогов было отмечено, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией.

На начальном этапе обучения социально-бытовым навыкам учащиеся с большим трудом выполняют движения, связанные с мелкой моторикой рук. Руки и пальчики их напряжены, движения неловки, неритмичны. Выполнив одну операцию ребенок долго думает, как действовать дальше. Сложности возникают не только в процессе выполнения задания, но и при выборе приёмов, способов работы, форм, при осуществлении контролянад качествам работы. Это сказывается на конечном результате выполнения бытовых действий и вызывает преждевременное утомление. После нескольких повторений ребенок теряет интерес к дальнейшей работе.

Таким образом, особенности развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью заключаются в том, что у них хуже развита кинестетическая чувствительность. Двигательная недостаточность возрастает вследствие выполнения сложных движений, где требуется управление, точность, координация, пространственно-временная организация двигательного акта. Уроки социально-бытовой ориентировкимогут положительно способствовать сенсомоторному развитию учащегося с интеллектуальной недостаточностью, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе систематической коррекционной работы постепенно образуется система специальных навыков и умений.


ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ СОЦАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ


2.1 Использование игр и упражнений в развитии мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной и мышечной систем, зачастую в сочетании со зрительной системой.

Это выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе является уровень развития мелкой моторики.

Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него на достаточно хорошем уровне развиты память, внимание, мышление, связная речь.

У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается бедный опыт практической деятельностью с предметами, бедный запас знаний об окружающей действительности, имеются нарушения в сенсорном восприятии и пространственном представлении.

Оказывая своевременную психолого-педагогическую помощь учащимся с интеллектуальной недостаточностью, мы должны понимать важность этого направления коррекционной педагогики.

В настоящее время дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются по программе специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью ( 1-ое, 2-ое отделения вспомогательной школы).

Для данной категории детей характерны нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, слабая двигательная память, стойкие затруднения при переносе двигательных поз пальцев одной руки на другую, недостаточно развито чувство ритма.

Например, на процесс овладения письменной речью существенно влияет состояние двигательной сферы. Поэтому, овладение письмом для детей с интеллектуальной недостаточностью является одной из труднейших задач обучения.

Дети с интеллектуальной недостаточностью часто не в состоянии держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения в пределах строки, рисовать ровные линии. Именно поэтому на всех этапах обучения у этих детей необходимо тренировать графо-моторные навыки, используя специальные упражнения, игры, многократные тренировки. Не исключением в этом случае будут и уроки социально-бытовой ориентировки.

Для развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью можно использовать массаж или самомассаж рук. Один из эффективных методов, от которого не следует отказываться, это «Су-джок»-терапия. Основатель этой терапии южно-корейский профессор Пак ЧжеВу.

Актуальность использования «Су-джок»-терапии в коррекционной работе с учащимися младших классов с интеллектуальной недостаточностью состоит в том, что массажер Су-джок повышает интерес к занятиям, который так необходим детям с повышенной утомляемостью и потерей к процессу обучения. Су-джок оказывает благоприятное воздействие на мелкую моторику пальцев рук, а тем самым способствует развитию речи.

Достоинство Су-джок терапии в том, что ее можно использовать не только педагогам в коррекционных целях, но и родителям дома. Это не требует больших затрат, и не нанесет вред ребенку.

Упражнения, которые выполняются массажными шариками, могут сопровождаться стихами, чистоговорками.

Приведем некоторые упражнения, выполняемые с массажными шариками:

- удержание на расправленной ладони каждой руки;

- удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;

- сжимание и разжимание шарика в кулаке;

- надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;

- надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;

- удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);

- прокатывание шарика между ладонями;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- подбрасывание шарика с последующим сжатием. [8]

С детьми также можно проводить:

- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;

- упражнение с мячом-ёжиком;

- упражнения с прищепками;

- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;

- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений. [8]

Немаловажным коррекционным компонентом в развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей с интеллектуальной недостаточностью служит пальчиковая гимнастика.

Приведем в пример несколько таких упражнений:

- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;

- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;

- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;

- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;

- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.

Особенно значимым в развитии мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки послужат упражнения с предметами:

-составление из крышечек детского питания – цветок, машинка и т.д.

- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;

- перебирание бус или четок;

- завязывание и развязывание узлов;

- плетение косичек, завязывание бантов;

- стирание ластиком нарисованных предметов;

- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

- наматывание ниток, ленточек на катушки;

- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);

- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

- работа со шнуровкой.

На уроках социально-бытовой ориентировки для учащихся младших классов важно, в качестве коррекционного компонента включать графические упражнения с рисунком. В зависимости от изучаемой темы, это может быть:

- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;

- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;

- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;

- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;

- рисование по опорным точкам;

- дорисовывание изображений;

- простейшее рисование по клеткам.[13, с.86]

В целом, успешность коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью зависит то разнообразия методов и приемов, применяемых учителем-дефектологом.

Задания, упражнения и игры, перечисленные выше, не только помогут развить мелкую моторику обучающихся, но и будут способствовать развитию речи, внимания, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, а так же помогут двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости. А все это способствует быстрейшему овладению социально-бытовыми навыками, что очень важно для становления детей с интеллектуальной недостаточностью в социуме.



2.2 Уроки социально-бытовой ориентировки как средство развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью


Формирование и развитие социально-бытовых навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью не ограничиваются домашними условиями. Их полное становление и развитие происходит в процессе коррекционной работы на уроках социально-бытовой ориентировки. Это очень сложный процесс, значительно отличающийся от аналогичного процесса у детей с нормой в развитии.

К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие.

Формирование и развитие социально-бытовых навыков детей с интеллектуальной недостаточностью непосредственно связано с их психическими процессами, развитием моторики, двигательной активностью.[12]

Уроки социально-бытовой ориентировки направлены на дальнейшую социализацию и подготовку детей с интеллектуальной недостаточностью ко взрослой жизни. Проблема коррекции мелкой моторики на уроках социально-бытовой ориентировки является актуальной, ведь основная часть деятельности учителя-дефектолога направлена на максимальную социализацию и подготовку к трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Мелкая моторика - совокупность согласованных действий нервной, мышечной, костной систем часто в сочетании со зрительной в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К мелкой моторике относятся такие движения как жесты, захват предметов, мелкие движения, от которых зависит почерк человека. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев и кистей рук – эффективное средство по активизации работы коры головного мозга. Развивая тонкие движения кистей рук, тренируются не только мышцы, но и наблюдение, воображение, аккуратность, организованность, усидчивость, точность, одним словом, эмоционально-волевая сфера ребенка. Для успешной коррекции мелкой моторики необходимо использовать комплексный подход, так как этот процесс является длительным.

Эффективным считается развитие движений рук с помощью пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений, направленный на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости. Вытекающим из этого является развитие почерка ребенка. Пальчиковые упражнения снижают физическую усталость и напряжения во время урока, так как часто имеют сюжет и преподносятся в стихотворной форме. Главным при выполнении данных упражнений является согласование ритма двигательного и стихотворного. Данный комплекс упражнений может включать в себя массаж пальцев рук, упражнения для пальцев, пальчиковый театр, упражнения с использованием ручек, карандашей, палочек, массажных мячей. Благодаря пальчиковым упражнениям ребенок получает сенсорные впечатления, которые влияют на его внимание и способность сосредотачиваться.

Использование различных методик в работе позволяет исправить основные нарушения мелких движений рук в доступной для детей деятельности. Всесторонняя тренировка рук ребенка положительно сказывается на моторных навыках, делает его движения более скоординированными, уверенными, тонкими и четкими. Важно отметить, что коррекционная работа проводится на материале, который соответствует содержанию образовательной программы.

Таким образом, исправление недостатков физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью проводится путем использования средств образования (например, используемые пальчиковые игры должны соответствовать теме проводимого занятия, физические минутки должны нести в себе движения подражательного характера - соответственно тематике урока). Из этого следует, что учитель-дефектолог должен сформировать у детей социально-бытовые умения для их дальнейшей интеграции в общество. [14]

Широкое применение на уроках социально-бытовой ориентировки нашли дидактические игры. Игровые действия различны: манипулирование предметами, сортировка предметов, узнавание на ощупь. Не стоит упускать из виду разыгрывание жизненных ситуаций, тренировку социально - бытовых навыков (стирка, глажка, резание продуктов, мытье посуды, овощей и фруктов и так далее). Для тренировки кинестетического чувства ребенка используются предметы разнообразных форм и размеров. Навыки самообслуживания развивают на уроках социально-бытовой ориентировки путем захватывания столовых приборов, застегиванием-расстегиванием пуговиц на одежде, упражнений в шнуровке, складывания мозаики и кубиков и так далее. Также используются игры с применением шитья и вырезания. [4, с. 95]

Таким образом, в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью социально-бытовым навыкам, физические упражнения - основное средство коррекции двигательных недостатков. Широкое использование вышеупомянутого можно объяснить немаловажной ролью использования ручной моторики в жизнедеятельности человека.

Поэтому, следует подчеркнуть, что обучение социально-бытовым навыкам служит важным средством всестороннего развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью и весьма эффективным способом коррекции развития мелкой моторики.







ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ


3.1 Методика, организация и результаты экспериментального исследования


Исследование проводилось в интегрированном классе на базе Государственного учреждения образования «Петковичский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа», реализующего образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану первого отделения вспомогательной школы.

В исследовании было задействовано 9 учащихся (5 мальчиков и 4 девочки) 2 класса (3-ий год обучения) с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Для изучения уровня сформированности мелкой моторики у учащихся экспериментальной группы были взяты задания из диагностических методик Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой. Обследование мелкой моторики разделено на три блока:

- диагностика произвольной моторики пальцев рук;

- диагностика навыков работы с карандашом;

- диагностика навыка манипуляции с предметами.

К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка. За каждое правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл, если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов. В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

При подсчете результатов необходимо было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

1 блок: диагностика произвольной моторики пальцев рук.

Инструкция: детям были предложены следующие задания, которые выполнялись под счет:

1. Пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз);

2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз);

3. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз);

4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе,

Общий подсчет результатов по 1 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

Средний уровень - 3-2 балла.

Низкий уровень - 1-0 баллов.

2 блок: диагностика навыков работы с карандашом.

Инструкция: детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были даны следующие задания:

1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.

2. Обведи по трафарету.

3. Нарисуй человека.

Общий подсчет результатов по 2 блоку:

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1-0 баллов.

3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.

Инструкция: детям были предложены следующие игры:

1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и застегнуть пуговицы.

2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный логопедом узор.

4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы

Общий подсчет результатов по 3 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

Средний уровень - 3-2 балла.

Низкий уровень -1-0 баллов.

Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице. (Таблица 3.1)

« Таблица 3.1»

Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой

№ блока

Количество баллов

Уровень развития мелкой моторики

«Продолжение таблицы 3.1»

1 блок

4 балла

Высокий уровень

3-2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

2 блок

3 балла

Высокий уровень

2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень

3 блок

4 балла

Высокий уровень

3-2 балла

Средний уровень

1-0 баллов

Низкий уровень


Общий результат по развитию мелкой моторики по методикам Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой:

Высокий уровень - 9 -11 баллов.

Средний уровень -4-8 баллов.

Низкий уровень - 0-3 балла.

Исходя из протоколов обследования (Приложение 1), рассмотри результаты экспериментального исследования состояния мелкой ручной моторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. (Таблица 3.2)


« Таблица 3.2»

Результаты экспериментального исследования состояния мелкой ручной моторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Имя ребенка

Общий результат баллов

Уровень развития мелкой моторики

Антон

6 (из 11) / 54,5 %

Средний уровень

Артем

5 (из 11) / 45,4 %

Средний уровень

Вадим

6 (из 11) / 54,5 %

Средний уровень

Вера

8 (из 11) / 75,7 %

Средний уровень

Гриша

9 (из 11) / 81,2 %

Высокий уровень

Диана

7 (из 11) / 63,6 %

Средний уровень

Женя

3 (из 11) / 27,2 %

Низкий уровень

Ирина

7 (из 11) / 63,6 %

Средний уровень

Яна

8 (из 11) / 75,7 %

Средний уровень


Для оценки успешности выполнения заданий диагностики была применена балльно-уровневая система. Каждое задание оценивалось в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задания. Далее соотносилась с уровнями успешности учащихся, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.

Низкий уровень: 0–3 балла – «минимальный» уровень развития мелкой и общей моторики. Ребенок испытывает трудности в нахождении поз, наблюдаются персеверации и асинхронность движений пальцев рук, нарушена последовательность движений. Страдает плавность, точность, наблюдается напряженность, скованность, нарушен темп выполнения движений.

Средний уровень: 4 - 8 баллов – «достаточный» уровень развития мелкой моторики. Ребенок слабо запоминает двигательные программы, отмечается нарушение последовательности движений, предметные действия доступны; но отмечается недостаточная дифференциация и координация движений пальцев рук, темп нормальный или замедленный.

Высокий уровень: 9 - 11 баллов – «хороший» уровень развития мелкой моторики. У ребенка отмечается дифференциация и достаточная координация движений пальцев рук, способность синхронно выполнять движения обеими руками, темп выполнения нормальный.

Таким образом, по результатам экспериментального исследования обучающихся 2 интегрированного класса (3-ий год обучения) с легкой интеллектуальной недостаточностью выявлено:

Низкий уровень: 0–3 балла - 1 ребенок из 9 (11,1 %).

Средний уровень: 4 - 8 баллов – 7 детей из 9 (77,7 %).

Высокий уровень: 9 - 11 баллов - 1 ребенок из 9 (11,1 %).

Учащиеся со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводили не в полном объеме. Переключаемость у таких детей была сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдались единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действий тестируемых не соответствовал моим командам. При этом наблюдались единичные нарушения переключения с одного вида движений на другое, а также нарушения последовательности движений.

Учащиеся со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук не в полной степени владели умением управлять мышцами-сгибателями: их пальцы начинали непроизвольно разгибаться. В ходе обследования такие дети продемонстрировали недостаточную точность выполнения движений пальцами рук: имели место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.

Дети данной группы слабо запоминают двигательные программы, отмечаются нарушения последовательности движений. Этим детям доступны предметные действия, но их сопровождает недостаточная дифференциация и координация движений пальцев рук, темп не всегда нормальный, чаще замедленный.

Дети с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводили в сторону. Переключаемость была почти совсем не сформирована: в ходе тестирования наблюдались нарушения переключаемости движений руки, характер действия учащихся абсолютно не соответствовал моим командам. При этом были совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.

Дети почти не владели умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы у них начинали непроизвольно разгибаться. В ходе обследования дошкольники с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяли пальцы в колечки, проявили полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.

Только один учащийся из экпериментальной группы показал высокий уровень состояния мелко моторики. Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что почти с каждым учащимся из экспериментальной группы необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию нарушений мелкой моторики. Данную коррекционную работу необходимо проводить на всех учебных и коррекционных занятиях включая уроки социально-бытовой ориентировки.

Для этого необходимо разработать ряд методических рекомендаций для педагогов, работающих с учащимися младших классов с интеллектуальной недостаточностью по использованию разнообразных подходов в работе по коррекции нарушений мелкой моторики на уроках социально-бытовой ориентировки.



3.2 Рекомендации по развитию мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки


Целью обучения учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) является формирование у учащихся жизненно значимого минимума практических умений, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире (в быту, во взаимоотношениях людей) и самостоятельно организовывать свой быт.[5, с. 3]

Коррекционная работа строится с учетом следующих разделов, выделенных в учебной программе «Социально-бытовая ориентировка» в I –V классах:

  1. Личная гигиена.

  2. Питание.

  3. Одежда.

  4. Обувь.

  5. Жилище.

  6. Комнатные растения.

  7. Улица. Транспорт.

  8. Предприятия. Учреждения.

Именно с учетом данных разделов учебной программы мы подобрали игры и упражнения на развитие мелкой моторики учащихся младших классов, которые рекомендуем учителям-дефектологам использовать на уроках социально-бытовой ориентировки.

  1. Раздел «Личная гигиена»

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«Кто это?» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей, затем выкладывание.

«Художник-модельер» - обводка трафарета манекена и раскрашивание.

«Расчёска» - выкладывание предметов личной гигиеныиз счётных палочек или спичек (расчёска, зубная щётка).

Лепка «Мыло». Дети раскатывают соленое тесто в лепешку и вырезают формочкой фигурки-мыло.

Игра с прищепками «Расческа». У этой расчески поломались все зубцы. Давайте сделаем расческе новые зубцы из прищепок.

Рисование «Новая расческа». Дети рисуют прямые вертикальные линии — зубцы расчески.[11]

Пальчиковая гимнастика «Моем руки»

Ах, водичка, вода. Будем чистенькими всегда.

(Изображаем как надо мыть руки: размеренно вкруговую потирая ладошки одну другой).

Брызги — вправо, брызги — влево!

(пальчики сжимаем, а затем резко их выпрямляем, изображая стряхивание).

Чистым будет наше тело.

(как бы вытираем руки о полотенце).

Мыло, шампунь, зубная паста

Расчетка, полотенце и зубная щетка непременно

Это наша пальчиковая гимнастика – предметы гигиены.

Имитация движений «Кто умеет чисто мыться?»

Кто умеет чисто мыться?

Кто водички не боится?

Это – мы, это – мы,

Это, это, это – мы!

Умываться мы умеем,

Моем руки -вот так; вот так,

Моем шею - вот так; вот так,

Чистим зубки - вот так, вот так.

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

  1. Раздел «Питание»

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«Волшебные зёрнышки» - перебираем зёрна и крупы из одной чаши в другую.

«Печём хлеб» - лепим булочки из пластилина

«Колосок» - нанизываем на проволоку жёлтые бусинки.

«Поле хлеба» - рисуем поле и пшеницу.

«Собираем урожай» - выбирание фигурок из “волшебного мешочка”.

«Вкусные овощи» - выкладывание фигурок-пазл с изображением овощей.

«Сухой бассейн» - выбирание фигурок овощей из сухого бассейна с песком.

«Я рисую овощи» - обводка и штриховка по образцу.

Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной.бумаги и наклеивание их на лист бумаги.

«Угадай, что это?» - определение фруктов по плоскостным фигурам из бархатной бумаги.

«Что выросло на фруктовом дереве?» - выкладывание на предварительно нарисованных деревьях, фигурок фруктов из пластилина.

«Сушка фруктов» - нанизывание на проволоку кружочков из плотного картона с дырочкой посередине.[11]

Имитация движений «Солим капусту»

Мы капусту ножом режем

(проговариваем ритмично, потому что это — речевка.

Имитируем движения, как надо резать ножом).

Мы на тёрке трём морковку

(воспроизводим движения, показывая как надо тереть морковь)

Мы капусточку посолим

(изображаем пальчиками как мы берём щепотку соли и посыпаем ей воображаемую капусту).

Мы капустку разминаем

(изображаем как надо мять капусту).

Игры горохом (фасолью)

Выложить горошком (фасолью) по нарисованному контуру. Разделить горох и фасоль по разным коробкам.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках)

У Лариски - две редиски.

У Алёшки- две картошки.

У Серёжки – сорванца - два зелёных огурца.

А у Вовки- две морковки.

Да ещё у Петьки две хвостатых редьки.

Пальчиковая гимнастика«Овощи»

В огород пойдем, (маршировать на месте)

Урожай соберем.(идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают)

И картошки накопаем, (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке.(идти по кругу, взявшись за руки)

Пальчиковая гимнастика«Компот»

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. Много нас, а он один (покрутить сжатым кулаком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)

Это долька для ежа ( отогнуть мизинец)

Эта долька для чижа(отогнуть безымянный палец)

Эта долька для утят(отогнуть средний палец)

Эта долька для котят (отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра (отогнуть большой палец)

А для волка - кожура (ладонь тыльной стороной кверху, погладить кожуру)

Он сердит на нас. Беда! (ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают друг о друга - как волчьи зубы)

Разбегайтесь кто куда! (руки "разбегаются" по столу или по коленке, стуча пальцами)

  1. Раздел «Одежда. Обувь»

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«Разрезные картинки» - собирание картинок с предметами обуви из 4-6 частей.

«Шнуровка» - продевание шнурков в дырочки.

«Соедини точки, что получилось?» - обводка картинок с обувью по контуру.

«Ножницы потерялись» - обрывание лишней бумаги у контурных изображений обуви.

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики.

  1. Раздел «Комнатные растения»

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«Фиалка» - выполнение композиции фиалки, наклеивание на уже нарисованный на листе бумаги горшок, стебель, листья и цветы из цветной бумаги (предварительно нарисованных и вырезанных логопедом).

«Поливаем цветочек» - пипеткой капаем капельками воды на нарисованный на листе бумаги комнатный цветок

«Вот такой вот листик» - штриховка листа цветка по образцу

«Подарок для мамы» - изготовление открытки «Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (любой крупой, для мимозы из клочков жёлтой бумаги, путём их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зелёной бумаги и приклеиваем).

Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения»

На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами)

Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

Пальчиковая гимнастика «Бегония»

Какое красивое имя – бегония! (ритмично сжимать и разжиматьпальцы рук)

Как будто все время куда-то бежит. (указательными и средними пальцами«бежим» по столу)

Живет на окошке красавица скромная (поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца)

И убегать никуда не спешит. (хлопки)

Пальчиковая гимнастика «Кактус»

Я с виду колючий, но добрый внутри, (растопырить пальцы, затем сжать

кисти рук («рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри. (погрозить пальцем)

Хоть я и погладить себя не даю, (поочередное соединение всех пальцев сбольшим, начиная с указательного)

Зато всех на свете я очень люблю. ( то же, начиная с мизинца)[9]

Раздел «Улица. Транспорт»

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«Мой дом» - работа со строительным материалом на полу или столе. Строительство домов различных размеров, этажности.

«Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого альбомного листа с изображением улицы города с домами, раскрасить по желанию.

«Я строитель» - складывание домов из геометрических фигур.

«Волшебный городок» - рисование по желанию картинок с изображением любимого места в городе (свою улицу, площадь и т. д.).

«Разрезные картинки» - собрать картинки 6-8 частей (автобус, трамвай и тд.)

«Жезл» - рисуем на бумаге жезл и раскрашиваем его.

«Светофор» - на заранее подготовленные трафареты с изображением светофора наклеиваем кружочки с соответствующими цветами (красный, жёлтый, зелёный).

«Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов, автобуса, светофора, машин, обводка и штриховка.

Физ. минутка «Машины»:

- На улице нашей машины, машины. Дети двигаются из одного конца класса в другой, держа в руках воображаемый руль.

- Машины малютки, машины большие.

- Спешат грузовые, фырчат легковые. Делают разворот, двигаются впротивоположную сторону.

- Торопятся, мчатся, как будто живые. [11]

Пальчиковая гимнастика " Лодочка"  

Две ладошки прижму и по морю поплыву. (Ладони  лодочкой, волнообразные движения рук)

Две ладошки друзья - это лодочка моя

Паруса подниму, синим морем поплыву.(Поднять выпрямленные ладони вверх)

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.(Имитация движений волн и рыбок) 

«Лодка»

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.( обе ладони на ребро, большие пальцы прижаты к ладони)

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка. (обе ладони на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх)

«Фигурки из палочек (спичек)»

Построить из палочек фигурки лодки, машины, парохода,  лодки с парусом, самолета.

Игра с песком (манкой)

Рисуем вертолет кончиками пальцев на манке (песке)

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети!

Дорисуй узор (по клеткам нарисуй машину, по образцу)[9]

Более подробные рекомендации по использованию игр и упражнений на развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью представлены в мультимедийной презентации «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста» на уроках социально-бытовой ориентировки. (Приложение 2)


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опытная работа была посвящена проблеме развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки.

Нами охарактеризованы теоретические и определены практические аспекты развития мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

В частности, изучена специальная литература по развитию мелкой моторики учащихся с интеллектуальной недостаточностью, раскрыты особенности формирования мелкой моторики на уроках социально-бытовой ориентировки.

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у учащихся младших классов с нарушением интеллекта на уроках социально-бытовой ориентировки показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика выполняет много разных функций в жизни и деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Она тормозит ненужные и активизирует нужные физиологические и психологические процессы, способствует целенаправленному и организованному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями ребенка, обеспечивает длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие детям младшего школьного возраста с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в учреждении, реализующем программы специального образования.

В связи с этим актуальными остаются поиски путей и методов, способствующих коррекции мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что у учащихся 2 класса с интеллектуальной недостаточностью страдает развитие мелкой моторики. По результатам экспериментального исследования было определено, что у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства мелкой моторики, но не у всех учащихся одинаково. Многие учащиеся не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие, наоборот, имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

Дети испытывают трудности в нахождении поз, наблюдается асинхронность движений пальцев рук, нарушена последовательность движений.

Многие из учащихся слабо запоминают двигательные программы, отмечаются нарушения последовательности движений.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что с каждым учащимся с интеллектуальной недостаточностью необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию нарушений мелкой моторики. Данную коррекционную работу необходимо проводить на всех учебных и коррекционных занятиях включая уроки социально-бытовой ориентировки.

Поэтому мы считаем, что разработанные нами методические рекомендации, а так же подобранные упражнения на развитие мелкой моторики учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на уроках социально-бытовой ориентировки окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у детей младшего школьного возраста, осваивающих программу первого отделения вспомогательной школы.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Электронный ресурс]. – 2011. Режим доступа:https://gendocs.ru/v35238/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0. – Дата доступа: 05.11.2020

2. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии: пособие для учителей / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Академия, 2002. – 207 с.

3. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы: учеб.- метод. пособие / Т. Н. Головина. – М.: Педагогика, 1990. – 120 с.

4. Гладкая, В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Метод.пособие / В. В. Гладкая. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 190 с.

5. Гладкая, В. В. Учебная программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для I –V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната ) с белорусским и русским языками обучения / В.В. Гладкая. - Минск НИО, 2007.

6. Григорьев, Д. В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития [Текст] /Д. В. Григорьев //Адаптивная физическая культура. 2000. - №3-4. – С. 39-41.

7. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: пособие для учителей / И. А. Грошенков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, –208 с.

8. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи [Электронный ресурс]. – 2015. Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-ispolzovanie-massazhera-su-dzhok-1133470.html. – Дата доступа: 07.11.2020

9. Картотека пальчиковых игр на лексические темы [Электронный ресурс]. – 2013. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/02/09/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam. – Дата доступа: 03.11.2020

10. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы: пособие для учителей /Б. И. Пинский. – Минск. «Парадокс», 1999. - 60 с.

11. Подборка игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей старшего возраста, по лексическим темам [Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/podborka-igr-i-uprazhnenii-na-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-starshego-vozrasta-po-leksicheskim-temam.html. – Дата доступа: 20.11.2020

12. Рогожина, Е. А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей [Электронный ресурс]. – 2015. Режим доступа: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10925. – Дата доступа: 05.11.2020

13. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: пособие для учителей /Е. А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 180 с.

14. Трофимова, З.В. Коррекция и развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью на уроках социально-бытовой ориентировки[Электронный ресурс]. – 2016. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39276422&. – Дата доступа: 07.11.2020






































Приложение 1

Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Антон

1

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

1

4

0

2

1

1

2

Средний уровень

2

1

3

0

3

1

0

1

Низкий уровень

2

0

3

0

4

1

ВСЕГО:

6 (из 11) / 54,5 %

Средний уровень



Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Артем

1

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

1

4

0

2

1

0

1

Низкий уровень

2

1

3

0

3

1

0

1

Низкий уровень

2

0

3

0

4

1

ВСЕГО:

5 (из 11) / 45,4 %

Средний уровень


Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Вадим

1

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

1

4

0

2

1

0

1

Низкий уровень

2

1

3

0

3

1

1

2

Средний уровень

2

0

3

0

4

1

ВСЕГО:

6 (из 11) / 54,5 %

Средний уровень


Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Вера

1

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

1

4

0

2

1

1

2

Средний уровень

2

1

3

0

3

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

0

4

1

ВСЕГО:

8 (из 11) / 75,7 %

Средний уровень


Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Гриша

1

1

1

4

Высокий

уровень

2

1

3

1

4

1

2

1

1

2

Средний уровень

2

1

3

0

3

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

0

4

1

ВСЕГО:

9 (из 11) / 81,2 %

Высокий уровень


Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Диана

1

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

1

4

0

2

1

1

2

Средний уровень

2

1

3

0

3

1

1

2

Средний уровень

2

0

3

0

4

1

ВСЕГО:

7 (из 11) / 63,6 %

Средний уровень


Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Женя

1

1

1

2

Средний уровень

2

1

3

0

4

0

2

1

0

1

Низкий уровень

2

1

3

0

3

1

0

0

Низкий уровень

2

0

3

0

4

0

ВСЕГО:

3 (из 11) / 27,2 %

Низкий уровень


Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Ирина

1

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

1

4

0

2

1

1

2

Средний уровень

2

1

3

0

3

1

1

2

Средний уровень

2

0

3

0

4

1

ВСЕГО:

7 (из 11) / 63,6 %

Средний уровень


Протокол обследования состояния мелкой моторики


ФИО

ребенка

№ блока

Задания

Полученные баллы


Общий результат

Уровень развития мелкой моторики

Яна

1

1

1

3

Средний уровень

2

1

3

1

4

0

2

1

1

3

Высокий уровень

2

1

3

1

3

1

1

2

Средний уровень

2

0

3

0

4

1

ВСЕГО:

8 (из 11) / 75,7 %

Средний уровень


















Приложение 2



Мультимедийная презентации «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста» на уроках социально-бытовой ориентировки.


Содержание презентации:

  1. Игры с пуговицами.

  2. Игры с сыпучими материалами.

  3. Рисование по манной крупе, муке, гречневой крупе, песку.

  4. Нанизывания.

  5. Собирание разрезных картинок, пазл, кубиков.

  6. Аппликации.

  7. Оригами.

  8. Игры с прищепками.

  9. Откручивание-закручивание крышек от пластиковых бутылок.

  10. Рисование и раскрашивание карандашами.

  11. Лепка.

  12. Шнуровка.

  13. Фигурки из палочек.

  14. Динамические упражнения для пальцев (потешки).