СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Садовская средняя общеобразовательная школа»

Кетовский район, Курганская область


Савиных Марина Александровна

Учитель информатики


Описание опыта по теме: «Развитие Soft компетенций, через персонифицированную модель образования, в раках национального проекта «Цифровая образовательная среда»

Актуальность и новизна опыта

Успешная личность будущего – это сегодняшний школьник, который осознанно делает выбор в профессиональном самоопределении. Умеет ставить цели и достигать их. Делать осознанный выбор формировать свою траекторию обучения и развития, быть готовым к изменениям и преодолению трудных жизненных ситуаций. Быть ответственным за свою жизнь, эффективно управлять своими эмоциями поведением, взаимодействием с другими.

Одна из ключевых задач современной школы – создать поддерживающее и развивающее пространство для школьника в построении и реализации успешной профессионально-образовательной траектории. Потому что мы все участники взаимодействия между роботами, искусственным интеллектом, автоматизированными системами, занимающими все больше места в нашем обществе. Человек должен уметь общаться и управлять новыми автоматизированными системами. А это невозможно без базовых знаний и умений работы в Цифровой образовательной среде.

Реализация национального проекта «Цифровая образовательная среда» напрямую связана с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Чтобы качественно работать с данными технологиями, учитель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Очень важно никогда не останавливаться, идти вперёд. Современный педагог должен идти в ногу с современным учеником

Все дети разные. Они не хорошие, не плохие, по сравнению с прошедшими временами, они просто другие. Погруженные в информационную среду. Все больше в школу приходит детей с ограниченными возможностями здоровья, и найти подход к каждому, не просто.

Персонифицированная платформа СберКласс дает современные инструменты и новые форматы обучения и взаимодействия с каждым учеником. Обучающемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других. Обучение с использованием данной платформы, способствует формированию креативности, коммуникации, критического мышления, координации. Именно сформированность этих навыков, будет способствовать выбору профессий, удовлетворяющих современному рынку труда.

Формировать мягкие навыки нужно начинать уже с начальной школы. Теорию и практику в обычной жизни поможет освоить федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Современная школа», согласно которым идет оснащение школ современным оборудованием и изменение в программах учебного предмета «Информатика». Уроки информатики проходят в кабинете «Цифровая образовательная среда» и центре формирования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста», оборудованных виртуальной доской, ноутбуками для учащихся и учителя, есть квадрокоптеры, 3D-принтер и шлем виртуальной реальности.

Цель формирование мягких навыков через персонифицированною модель образования и возможность взаимодействия с каждым учеником

Задачи:

-Способствовать формированию Soft компетенции (креативность, критическое мышление, коммуникацию, координацию);

-Содействовать выбору своей траектории обучения и развития;

- Осуществлять мгновенную обратную связь.

Теоретическая обоснованность, системность

Персонифицированная цифровая платформа Сберкласс не должна заменять школу и живое общение детей между собой и с педагогом, но может существенно усилить образовательный процесс и ускорить его в такт ускоряющемуся миру. Уже второй год в России идёт апробация Школьной Цифровой Платформы — первой в России, ориентированной на персонализированную модель образования. (далее ПМО)

Программа учебного предмета может быть построена как совокупность и последовательность модулей.

Модуль — относительно самостоятельная единица образовательной программы, в которой реализуется одна или несколько учебных целей.

Учебный модуль в ПМО включает следующие элементы:

  1. Мотивационно-ориентированный блок:

  • Базовая идея модуля;

  • Проблемный вопрос;

  • Шкалированные учебные цели;

  • План работы с распространёнными ошибками и ложными представлениями (для учителя);

  • Мотивирующее задание;

  • Предварительное оценивание (на усмотрение учителя).

2. Блок заданий уровня 2.0

3. Блок заданий уровня 3.0

4. Варианты заданий уровня 4.0.

5. Инструменты рефлексии и самооценки.

Структура учебного модуля и индивидуальный маршрут его прохождения учеником нелинейны. Система заданий разрабатывается таким образом, что к общим целям можно прийти разными путями.

Содержание учебных модулей разрабатывается таким образом, что в результате любой выбранной учащимся траектории, он сможет прийти к запланированным результатам. Поэтому все задания модуля привязаны к одному или нескольким элементам цели (за исключением мотивационного, для которого это не обязательно). Одно задание может охватывать более одного элемента, однако не рекомендуется делать задания, охватывающие три и более элемента, — в этом случае целесообразно разбить их на несколько отдельных заданий.

Мотивационно-ориентированный блок

Предоставление учащимся понятных ориентиров — одно из необходимых условий персонализации, которые помогут ориентироваться при выборе заданий и их выполнении в собственном темпе. «Проблемными» являются те вопросы, которые вызывают интеллектуальные затруднения у учащихся, поскольку ответ на них не содержится ни в прежних знаниях ученика, ни в предоставляемой учителем информации Проблемные вопросы могут быть провокационными, направленными на объяснение сложного феномена, или, наоборот, конкретного, но незнакомого учащемуся примера. Они не предполагают прямых ответов, ожидаемых учителем, а служат скорее для запуска обсуждения, постановки проблемы, открывают возможные направления для обсуждений, могут стать темами для эссе и дальнейших исследований

Шкала учебной цели

Шкала учебной цели — ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням.

Уровни шкалы учебных целей

Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для диагностики. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи. Это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с помощью учителя, с подсказкой.

Уровень 2.0. уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция — например, учащийся не просто выучил термин, но может объяснить его значение, привести пример. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы более сложного действия.

Уровень 3.0 — целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0 — исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов (знаний, умений, навыков и т.п.) в другую область, Четвёртый уровень шкалы обеспечивает реализацию «зоны ближайшего развития». Чтобы обеспечить дополнительную возможность выбора, цели уровня 4.0 формулируются в обобщённом виде с примером: «Учащийся демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой темы, применяет полученные знания в новом контексте, например, …». При этом педагогу рекомендуется подчеркивать, что ученик может предложить свой вариант цели на данном уровне.

Проверочные задания и системы оценивания

Проверочные задания привязываются к конкретным элементам цели. Желательно разрабатывать их так, чтобы максимально чётко было видно, овладели учащиеся целевым знанием или умением, которое указано в шкале. Проверяется достижение цели, а не владение контекстом или знание частных деталей. Для итогового оценивания может использоваться контрольное задание/тест. Задания желательно разделить на уровни (блок заданий на уровень 2.0, блок заданий на уровень 3.0, там, где уместно — также 4.0). Если итоговое оценивание осуществляется не в виде традиционного теста, необходимо приложить критерии оценки.

Способы контроля и оценивания:

• Автоматическая проверка;

• Самопроверка учеником по представленным на платформе ключам;

• Взаимопроверка школьниками по представленным на платформе ключам;

• Индивидуальная проверка отдельных (основных) заданий учителем.

При проведении уроков с использованием платформы СберКласс, я редактирую готовые учебные модули, включая в них задания, которые помогают освоить современные цифровые ресурсы: «uchi.ru» (Приложение 1), «Российская электронная школа» (Приложение 2), «Яндекс.Учебник» (Приложение 3), «Дневник.ру» (Приложение 4), Издательство «Просвещение» (Приложение 5), Урок цифры (Приложение 6), Conva (Приложение 7), Clipchamp (Приложение 8), Movavi (Приложение 9), SoundForge (Приложение 10). Виртуальные доски, которые можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной, особенно актуально их применение для объяснения материала, без возможности использования школьной доски, в условиях индивидуального обучения с применением дистанционных технологий. Padlet (Приложение 11), LearningApps (Приложение 12), IDroo (Приложение 13), NoteBookCast (Приложение 14).

Таким образом, использование в работе цифровой образовательной платформы СберКласс способствует формированию Soft компетенций.

  • Критическое мышление (CriticalThinking);

  • Креативность (Creativity);

  • Коммуникация (Communication);

  • Координация (Coordinating With Others).

Подробнее о каждом из четырех «К»

Критическое мышление — это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.

Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Чтобы шагать в ногу с современным школьником и успевать за развитием цифровой образовательной средой, я непрерывно занимаюсь самообразованием. Прошла обучение:

2020 г – «Проектирование рабочих программ курсов в рамках реализации регионального проекта «Точки роста», «Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе», «Вектор трансформации образования общеобразовательных организаций сельских территорий и малых городов», «Организация воспитательной работы в ОО в условиях рализации ФГОС и Стратегии воспитания», «Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий».

2021 год- «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования (подготовка к PISA)», «Организация работы с родителями в дистанционном режиме», «Эффективные практики внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, смешанного обучения», «Внеурочная деятельность в дистанционном формате:, проблемы, перспективы, решения». В 2019-2021 годах я прошла обучение на персонализированной образовательной платформе (ПМО - персонализированная модель образования. Сертификаты и удостоверения (Приложение 15)

Современные требования к учителю информатики предполагают не только проведение уроков на должном уровне, но и оказание помощи в освоении новейших интерактивных способов организации урока учителям школы. Как учитель информатики я являюсь непосредственным организатором и осуществляю техническую поддержку при проведении интерактивных уроков в режиме онлайн средствами интернет технологий, член жюри второго этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике.

Представила опыт по темам: «Современные образовательные технологии» ноябрь 2019 года, 2020 год мастер-класс с применением 3D принтера В январе 2022 года выступила на школьном педагогическом совете «Использование ЦОС, на уроках информатики». Являюсь руководителем ШМО учителей математики и информатики. Состою в «Сообществе учителей информатики», «Сообществе учителей математики», «Виртуальной коммуникативной площадки «Воспитание для всех» ГАОУ ДПО ИРОСТ. Подписана на «Мультиурок», «Инфоурок», АНОО ДПО Академия образования, Академия Ресурсы образования,

Результативность работы

Я преподаю информатику второй год, применяя на уроках цифровую образовательную среду и современные методы обучения. Это дает свои результаты, обучающиеся, выбирая информатику для государственной итоговой аттестации, успешно с ней справляются. По результатам ЕГЭ за 2021 год средний балл по информатике составлял 51 при минимальном балле 40, 1 выпускник поступили в Тюменский государственный университет по специальности «Мехатроника и роботехника», Итоговая контрольная работа в 9 классе, за 2021 100% выполнение, лучший результат 22 (при максимуме 22 балла), мои ученики принимают участие в конкурсах: «Большие вызовы», «Scratch анимация», «Робототехника», во Всероссийской олимпиаде школьников: в 2021 году призер районного этапа, в 2022 году победитель районного этапа и участник областного.

Важным вопросом в процессе работы над формированиемSoft компетенций является мониторинг деятельности учащегося.

Результаты работы обучающихся на платформе СберКласс:

Средние результаты мониторинга по формированию Sovt компетенций можно представить диаграммами:

КРЕАТИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИЯ





КООРДИНАЦИЯ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Уровень качества знаний обучающихся на основе контрольных срезов

Результаты анкетирования «Чему я учусь на уроке, с применением платформы СберКласс»

Формирование Soft компетенций позволяет обучающимся участвовать и занимать призовые места в различных творческих конкурсах и олимпиадах. Партфолио (Приложение 16)

Персонифицированная цифровая платформа Сберкласс не должна заменять школу и живое общение детей между собой и с педагогом, но может существенно усилить образовательный процесс и ускорить его в такт ускоряющемуся миру. Поможет с выбором профессии, соответствующей современному рынку труда.

Материалы опыта представлении на сайте https://multiurok.ru/id73981848/files/?act=addfile

Список литературы

  1. Авдошин С. М., Ахметсафина Р. З., Максименкова О. В. Информатика и ИКТ” Учебно-справочные материалы. М.: СПб.: Просвещение. 2020.-252с.

  2. Брун Ирина, Москва, конференция «Тенденции развития образования», 16–18 февраля 2021 года. Тема выступления: Измерение компетенций XXI века.

  3. Дюгай, Е. Е. Формирование компетенций : миф или реальность / Е. Е. Дюгай, Л. А. Гущина // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. науч. конф. — М., 2012. — С. 7 -1 2 .

  4. Ивонина, А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления : роль, soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии студентов / А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю . М. Давлетшина // Науковедение : интернет-журн. — 2017. — Т. 9. — № 1., № 6 (121) ноябрь— декабрь 2018

  5. Молоков, Ю . Г. Актуализация научных исследований в области современного образования / Ю . Г. Молоков // Сибирский учитель. — 2018. — № 3. — С. 17-22.

  6. Синенко, В. Я. Интеграционные процессы в образовании как инновация : методологические и технологические аспекты / В. Я. Синенко, Н. Е. Буланкина // Сибирский учитель. — 2017. — № 1. — С. 3 4 -3 9 .

  7. Softskills и Hardskills — в чем разница? [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mental-skills.ru/ (дата обращения: 21.11.2018).

Интернет - источники

  1. https://teacher-of-russia.ru/?page=history18

  2. https://teacherofrussia.edu.ru/news/zamestitel-ministra-prosveshcheniia-vstretilas-s-finalistami-konkursa-uchitel-goda-rossii-2019

  3. https://fgos.ru/

  4. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/12/09/amonashvili-sha-vera-i-lyubov-m-2009

  5. https://www.pravmir.ru/volonterstvo-otlichnyj-semejnyj-otdyh-7-sovetov-kak-vyrastit-detej-dobrymi/

  6. https://mel.fm/blog/crushpro/50218-top-10-navykov-kotorym-stoit-nauchit-rebenka-v-tsifrovuyu-epokhu

  7. https://edutravel.ru/statii/soft-skills-ili-socialnie-naviki-dlya-shkolnika

  8. https://oysterkit.ru/soft-skills

  9. https://journalok.ru/2018/soft-skills/

  10. http://edexpert.ru/top21_soft_skills

  11. http://www.psychologies.ru/standpoint/chto-takoe-soft-skills-i-kak-razvit-ih-u-rebenka/

  12. http://atomicexpert.com/pointofview_072018

  13. https://ren.tv/news/v-rossii/238962-putin-rasskazal-uchastnikam-vfms-kakie-spetsialisty-poluchat-preimushchestvo-v-budushchem

  14. https://www.fastcompany.com/40439955/these-are-the-job-skills-of-the-future-that-robots-cant-master

  15. https://ria.ru/20190527/1554896769.html

  16. https://fgos.ru/

Адреса сайтов ЦОС:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/

2. http://www.edu.ru/

3. http://www.viki.rdf.ru/

4. http://pedsovet.su/load/

5. www.unikru.ru

6. http://www.learnenglish.org

7. https://ru.padlet.com/

8. https://skills4u.ru/

9. https://sberclass.ru/

10. https://www.yaklass.ru/

11. https://dnevnik.ru/

12. https://www.youtube.com/

13. https://resh.edu.ru

14. https://datalesson.ru/

15. https://idroo.com/board-TBVnxdHC6t

16. https://www.notebookcast.com/

17. http://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejamrossii/

18. https://cosmos-online.ru/








12