СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы Особенности социально-психологического взаймодействия в полиэтническом учебном коллективе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы Особенности социально-психологического взаймодействия в полиэтническом учебном коллективе»

Описание опыта работы по теме

«Особенности социально-психологического взаймодействия в полиэтническом учебном коллективе»

Учителя истории и обществознания МАОУ лицея №17 г.Ставрополя

Накимовой Юлии Юрьевны


«Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку

И они обменяются ими, то ничего не измениться. Но

Если собеседники обменяются идеями, то у каждого

Их станет в два раза больше».

Б. Шоу

Культуру межнационального общения можно рассматривать как инструмент укрепления российской государственности. Исходя из географического положения, геополитического статуса региона, полиэтничности, поликонфессиональности в Ставропольском крае получили широкое распространение многонациональные общности. В связи с этим возрастает актуальность такой социально-педагогической проблемы, как воспитание подрастающих поколений в условиях многонационального социума, который имеет богатый воспитательный потенциал для формирования личности в духе гуманизма и гражданственности. Культуре межнационального общения невозможно просто научить, ибо это не сумма знаний, а определенный способ миропонимания, совокупность общекультурных норм и принципов поведения. Изложенные принципы культуры межнационального общения должны стать нормой жизни и стилем поведения для гражданина многонационального государства, которое таковым было издревле.

Проблема формирования культуры межнационального общения сложна и многогранна, она имеет глубокие корни. В основу современного подхода к формированию культуры межнационального взаимодействия учащихся должны быть положены ключевые позиции обновления системы образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, поиск нетрадиционных форм и методов научно-производственной деятельности. Современная практика российского образования показывает необходимость усиления патриотического и интернационального воспитания, культуры межнационального взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что основа безопасности России складывается в системе образования, где происходит формирование основополагающих жизненных установок. Нормальное самосознание гражданина новой России -это единство трех начал, трех компонентов:

  • это чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу,
    любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа,
    стремление владеть своим национальным языком, своей культурой;

  • это чувство принадлежности к многонациональному российскому
    обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с
    отказом от национального тщеславия, от представлений о своей
    этнической исключительности;

  • это чувство принадлежности к мировому (и европейскому)
    сообществу, чувство ответственности за судьбы не только своего
    народа, своей страны, но и всего мира.

В российском обществе все острее ощущается потребность в новом типе социальных отношений, строящихся на принципах диалога и толерантности. Основополагающим должен стать именно принцип гуманизма, патриотизма гражданственности так как только тогда возможно преодоление возможных конфликтов на почве этнокультурных и социальных различий.

Внедрение идей в систему образования возможно следующими способами:

  • изучению культурно-исторических традиций, целенаправленному
    интеллектуальному, нравственному, эмоциональному развитию
    учащихся в контексте национальной культуры;

  • формированию среди учащихся понимания многообразия и
    взаимовлияния культур, необходимости перехода к партнерству
    цивилизаций;

  • усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям
    взаимопонимания, прежде всего воспитанию уважения прав человека, терпимости и солидарности, отказу от насилия;

  • переносу акцентов в учебном процессе с военных конфликтов в
    истории на ненасильственные социальные перемены и взаимное
    обогащение культур;

  • культивированию позитивных ненасильственных методов
    предотвращения и разрешения конфликтов.

В процессе воспитания в духе мира и ненасилия важную роль играет ориентированность на практический опыт. Образование должно способствовать созданию нового гуманизма, важнейшей чертой которого являются знание и уважение культур и духовных ценностей различных цивилизаций, народов, этносов, наций. Важна роль повседневной практики терпимости и понимания иной точки зрения, постоянные контакты в условиях равенства и при наличии общих целей и проектов. Важно также овладение обучающимися практическими навыками предотвращения и ненасильственного разрешения конфликтов. Для этого необходимо обеспечить:

  • свободу выбора, самоопределения и самореализации каждого ученика
    на основе разнообразия методов обучения и высоких технологий ;

  • нацеленность образования (особенно в старшей школе) на
    продуктивную и социально ориентированную деятельность;
    Достижение этих целей возможно только на основе обеспечения свободного и добровольного соединения всех перечисленных элементов.

Опыт работы по теме «Особенности работы в полиэтническом учебном коллективе» обобщен на заседаниях методического совета, педсовете МОУ лицея №17 г. Ставрополя, на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания. Представленные формы, методы и средства формирования знаний, умений и навыков учащихся на уроках могут найти применение в учебном процессе.