Описание педагогического опыта учителя биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Медногорска»
Карабутовой Людмилы Тимофеевны
Карабутова Людмила Тимофеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, стаж работы в системе образования 32 года.
При реализации федеральных государственных стандартов приоритетом основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В связи с этим реализацию поставленных задач вижу через внедрение системно-деятельностного подхода – как основы стандартов общего образования нового поколения, нацеленного на развитие личности.
Основными направлениями работы по достижению поставленных целей и задач являются:
использование новых педагогических технологий для повышения качества биологического образования;
использование принципов системно-деятельностного подхода при формировании познавательного интереса и УУД;
организация проектно - исследовательской деятельности по биологии с одарёнными детьми;
использование здоровьесберегающих развивающих технологий как основы работы на уроке и в воспитании здоровой и гармоничной личности обучающихся.
Ведущая педагогическая идея моей деятельности, использование принципа системно — деятельностного подхода для формирования образовательной среды, способной помочь ученику не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах и сохранить здоровье. Вижу необходимость в том, чтобы знания, полученные на моих уроках, пригодились в жизни каждого ученика, и их было достаточно для дальнейшего обучения. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а обучение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития.
Это и определило проблему отбора методов, средств и форм организации образовательного процесса деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время.
При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:
1.Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, обобщать, использовать личностный опыт ученика. Так, при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.
2.Технология разноуровневого обучения.
Используя технологию разноуровневой дифференциации обучения, откорректировала и систематизировала задания трех уровней сложности: базовый стандарт, с углублением базового стандарта, развивающие задания. Использую данный дидактический материал в 5 - 11 классах при проведении самостоятельных работ, решении задач, выполнении лабораторных и практических заданий, при контроле ЗУН. При дифференцированном подходе ученик выбирает задание по своим способностям и уровню подготовки, я имею возможность уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, стараюсь создавать благоприятные условия для развития всех и каждого. Высокая результативность подтверждает положительную тенденцию применения элементов данной технологии. Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, приготовить сообщения, составить кроссворды, используя материал учебника, для более высокого уровня: составление презентаций, выполнение реферативных и проектных работ. Аналогичные задания использую во всех учебных параллелях.
Дифференцированная контрольная работа по теме «Кровь и кровообращение»
Уровень А
Выберите верный ответ. В каком процессе принимают участие тромбоциты?
а) свертываемость
б) транспорт кислорода
в) иммунитет
г) определение групп крови
Уровень В
Установите соответствие между функцией форменного элемента крови и группой, к которой он относится
Переносят кислород от органов дыхания к клеткам тела,
Захватывают, и перевариваю чужеродные тела и микроорганизмы,
Удаляют СО2 из клеток и тканей,
Участвуют в свертывании крови,
Вырабатывают антитела.
Лейкоциты ___________
Эритроциты ___________
Тромбоциты ___________
Уровень С
Докажите, что сердце и сосуды относятся к одной системе органов.
3.Технология проблемного обучения.
Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.
Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
Такой вид обучения предполагает:
-самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий;
-последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем;
-новый способ мышления, прочность знаний и творческое применение их в практической деятельности
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.
В проблемном обучении используются следующие основные понятия:
- Проблема – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С.И.Ожегов). Она может быть учебной или научной.
- Учебная проблема – это вопрос или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определенными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является проблемой.
- Проблемная ситуация – это психическое состояние личности, при котором возникает познавательная потребность.
При изучении практически любого раздела биологии возможно создание проблемных ситуаций. Однако, для того, чтобы проблема стала предметом поиска для ученика, и он смог ее решить, она должна стать личностно важной. При этом метод проблем и поиска решений – это систематическая работа учителя, а не однократная акция. Ученик должен быть готов «увидеть» проблему, сформулированную учителем, и определить пути поиска ее решения.
Проблемные ситуации могут возникать на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Например, при изучении темы «Состав и строение белков» известен такой факт, что молекулы белков имеют большие размеры по сравнению с клеткой. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о структурах белков, которые стремятся уменьшить макромолекулу белка в объеме. В процессе беседы я комментирую высказывания учащихся.
При изучении лишайников, говорю о том, что они симбиотические организмы и в ходе изучения решается проблема их существования и особенностей жизнедеятельности.
Задание
Лишайники - симбиоз гриба и водоросли. Проанализируйте эту ситуацию и предложите, работая в группе, схему строения лишайника, питание, размножение этого организма.
Это вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.
4. В своей работе использую элементы информационно-коммуникационных технологий. Знание компьютера и интернет - технологий дает мне возможность делать уроки более содержательными, а моим ученикам находить необходимую информацию. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.
Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
Презентации на уроках изучения материала;
Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
Проведение виртуальных лабораторных работ.
Использование видеороликов и фрагментов из ЮТЮБ,
При подготовке учащихся к ЕГЭ в режиме онлайн с использованием интерактивных тестов;
Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
5. Технология проектного обучения.
Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 5-6 классе обучающиеся выполняют краткосрочные проекты по строению клеток живых организмов, в 7 классе по систематике растений и животных.
Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы «Внешнее строение птиц» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения, по каким признакам строения можно определить их приспособленность к среде обитания.
Проектную деятельность можно осуществлять в двух направлениях: применение метода непосредственно на уроках в учебное время, а также и в процессе внеурочной деятельности. В помощь ученикам мною были составлены методические рекомендации по выполнению проектных работ, которые обсуждались на методическом объединении учителей предметов естественного цикла. В течение двух лет мною проводился элективный курс для учащихся 10-11 классов «Проектно- исследовательская деятельность» по составленной программе.
Долгосрочные проекты и исследовательские работы, которые в основном выполняют учащиеся во внеурочное время, школьники защищают на школьных, региональных конкурсах, где достойно выступают, занимая призовые места.
Хотелось бы с коллегами поделиться плюсами “метода проектов”:
Развиваются познавательные интересы;
Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.;
Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;
Отсутствует формализм знаний;
Устанавливается связь с жизненным опытом;
В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать;
Развивается метапознание и саморегуляция в деятельности умственно одаренных детей.
В ходе работы над проектом я советую учителю:
Помочь разработать программу исследования;
Помочь в поисках источников информации;
Самому стать источником информации;
Поощрять и поддерживать энтузиазм;
Помогать при появлении трудностей;
Поддерживать обратную связь.
Учащиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, входят в состав научного общества учащихся (НОУ) школы и принимают участие в научно-практических конференциях разного уровня.
Тематика проектно-исследовательских работ по биологии, выполненных под руководством учителя биологии Карабутовой Л.Т.
Таблица 1
Тема проекта | Цели проекта | Продукт | Результативность |
Проект озеленения «Школьный рай». | Изменение внешнего вида школы и пришкольных участков за счет посадки новых растений и устройства новых клумб. | Макет пришкольного участка. | Участие в городском конкурсе социальных проектов |
Моя родословная. | Выяснить родословную семьи, составить генеалогическое древо. | Генеалогическое древо, фотоальбом. | 1 место в школьной научной конференции |
Шумовое загрязнение и его влияние на человека. | Изучить влияние шума на организм человека. | Рекомендации подросткам о профилактике снижения слухового восприятия. | 2 место в школьной научной конференции |
Влияние компьютера и Интернет сети на здоровье человека. | Выявить влияние компьютера на здоровье человека. | Презентация о значении компьютера для человека. | 2 место в школьной научной конференции |
Огнедыша- щие горы. | Расширить кругозор о строении и извержение вулканов для создания модели действующего вулкана. | Макет действующего вулкана. | Сертификат участия в муниципальной научно-практической конференции |
Великий Леонардо- связь науки и искусства. | Исследовать жизненный путь Леонардо да Винчи, оценив его вклад в прогрессивное развитие анатомии. | Альбом анатомических рисунков. | 3 место в Региональном конкурсе научно-исследовате- льских работ им. Менделеева финалист конкурса «Леонардо» Москва 2013 год |
Кислый вкус здоровья. | Познакомиться с технологическим процессом производства кисломолочных продуктов, экспериментально исследовать их качество, влияющее на поддержание нормального баланса микрофлоры кишечника человека как один из факторов ЗОЖ и долголетия. | Буклет о кисломолочных продуктах, исследование качества продуктов. | 1 место в муниципаль- ной конференции Восхождение |
Кто живёт в кефире? | Исследовать условия, необходимые для развития и содержания тибетского кефирного гриба в домашних условиях. | Приготовление напитка на основе тибетского гриба, буклет. | 1 место в муниципаль- ной конференции Восхождение |
Дизайн и фитодизайн школьной столовой. | Создание проекта обновленного дизайна школьной столовой. | Модель проекта, выступление на конференции. | Участие в школьной конференции |
Явление магнитотропизма у растений. | Исследование влияния магнита на рост и развитие растений. | Изготовление магнитной насадки для полива растений. | 1 место в муниципаль- ной конференции «Восхождение» |
Мои домашние питомцы. | Исследование особенностей жизни, распределение наследственных признаков у гибридов джунгарских хомяков. | Размножение гибридов хомяков. | 2 место в муниципаль- ной конференции Восхождение |
Метод лехиноиндика- ции в экомониторнге окрестностей Медногорска. | Выявить взаимосвязь экологическое состояние г.Медногорска и разнообразия лишайников методом биомониторинга. | Составление карты распространения лишайников в Медногорске. | 1 место в конференции «Восхождение», сертификат участника конкурса исследовате- льских работ им, Менделеева,Оренбург |
Ассиметрия головного мозга. | Выяснить взаимосвязь между функциональной асимметрией полушарий головного мозга и выбором профиля обучения старшеклассников. | Тестирование 9 классиков. | 2 место в муниципаль- ной конференции Восхождение |
Биоритмы жизни. | Выявление влияния типа биоритмов человека на образ жизни. | Рекомендации по сохранению работоспособ- ности. | 1 место в муниципаль- ной конференции Восхождение |
Зелёные батарейки как альтернативный источник энергии. | Сравнить традиционные и альтернативные источники энергии, создать модель растительной электростанции - «Растительно-микробного топливного элемента. | Создание модели растительной электростанции | 2 место в региональ- ном конкурсе исследовате- льских работ им. МенделееваОренбург Сертификат участника конкурса исследовате- льских работ Москва 2014 |
Кто сеет лук, тот избавится от мук! | Расширение знаний о биологических особенностях лука, для выращивания его в зимних условиях. | Выращивание лука в зимних условиях | Участи е в школьной конференции |
Возрастные изменения голосового аппарата у детей и подростков. | Выявить возрастные изменения и причины патологий голосового аппарата у детей и подростков нашей школы. | Рекомендации для подростков в период мутации голосового аппарата, по сохранению здоровья. | Сертификат участника конференции «Первые шаги в медицину» ОрМГА |
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом растений и др.
С 5 класса ведется обучающимися биологический словарь терминов и тетради справочники, использую в параллелях 5-8 классов ТПО, где обучающиеся выполняют задания, зарисовывают изучаемые объекты, записывают краткую характеристику организмов, систематику, интересные факты, научные данные. Эта работа способствует повышению мотивации обучающихся, расширению их кругозора.
С шестого класса начинаю работу по подготовке сдачи экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ.
Результатом данной работы является стабильный интерес обучающихся к предмету, активное участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского уровней «ЧиП», «Биологический чемпионат», «Олимпус» и др.), Ребята старших классов ведут дополнительные тетради для фиксирования необходимого материала и терминов, которых нет в учебниках – это развивающий и накопительный материал для дальнейшей подготовки к поступлению в ВУЗы.
Использую оригинальные биологические загадки, шарады, познавательные викторины, анаграммы, ребусы, пословицы. Включение игровых форм обучения в учебный процесс дает мне и моим ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках и во внеурочное время.
На занятиях использую все виды наглядных пособий, демонстрационный и раздаточный материал, включая натуральные объекты, При объяснении нового материала использую различные виды схематической наглядности: опорные сигналы, структурно-логические схемы, рисунки, графики. Данная работа позволяет повысить эффективность усвоения содержания урока, делает урок более интересным, позволяет многим ученикам выйти на более высокий уровень. Такая работа позволила добиться определенных результатов:
В результате использования методов, средств, сочетание различных технологий системно - деятельностного подхода наблюдается повышение мотивации обучающихся к предмету и динамика качества успеваемости.
Выпускники ежегодно выбирают сдачу экзамена по биологии в формате ЕГЭ и показывают хорошие результаты.
Таким образом, обобщая накопленный опыт работы, можно подвести итог:
Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся предметные и общеучебные действия;
Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся;
Подготовить выпускников к успешной сдачи выпускных экзаменов ОГЭ, ЕГЭ.