Государственное учреждение образования
«Средняя школа №1 г. Ельска»
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРУЮЩИХ ПРОГРАММ MYTESTХ, PLICKERS НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 6-8 КЛАССОВ»
Ринговская Наталья Владимировна,
учитель информатики
8(029)1507160;
e-mail: [email protected]
1. Информационный блок.
1.1. Тема опыта.
«Использование тестирующих программ MYTESTХ, PLICKERS на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся 6-8 классов»
1.2. Актуализация опыта.
Каждому поколению присущ набор ценностей. Современные дети – это «цифровой человек», который в учебе — любознательный, быстро обучаемый и гибкий. Но обилие возможностей частично лишают их умения прикладывать усилия для достижения целей, решения проблем. На сегодняшний день совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Одна из целей концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь – это формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками [3, 8].
Изучение учебного предмета «Информатика» начинается в 6-ом классе, и чрезвычайно важно, когда закладываются основы предмета, поддержать у детей интерес к познанию, а учебные занятия сделать более занимательными и результативными. Передо мной встает вопрос о том, как провести такой урок? Как во время учебных занятий получить результат, затратив минимальное число шагов? Как организовать эффективное обучение?
Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.
Развитию познавательного интереса, повышению качества знаний способствует применение чего-то нового на уроке, не только в содержании материала, но и в методах контроля знаний учащихся. Результаты учебной деятельности во многом зависят от того, какие методы и формы контроля применяются при проверке знаний. Из личного опыта могу сказать, что разнообразие методов контроля учебной деятельности учащихся на уроках информатики делает их интереснее, насыщеннее и продуктивнее. Правильно осуществлённый контроль на учебных занятиях позволяет не только оценить полученные знания, но и своевременно их скорректировать.
Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся [5, 243].
Уверена, что выстраивание определённой системы применения различных форм и методов контроля знаний на уроках информатики способствует повышению качества знаний учащихся, усилению учебной мотивации, развитию интереса к изучению предмета, организации деятельности учащихся.
Тема является актуальной. У многих учащихся отмечается равнодушие к учёбе, недостаточность и неравномерность общей подготовки, в то время как в образовательных стандартах общего среднего образования ожидаемые результаты базового образования воплощает учащийся:
умеющий получать информацию, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, критично воспринимающий информацию, полученную из различных источников;
умеющий управлять своей учебно-познавательной деятельностью [4, 36].
В этом состоит противоречие, которое я пытаюсь решить, используя свою систему применения тестирующих программ.
По моему мнению, главная задача педагога в таких условиях заключается в поиске более эффективных форм и способов проверки знаний и умений учащихся, в развитии способности планировать педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.
1.3. Цель опыта
Создание условий повышения качества знаний учащихся на уроках информатики посредством использования тестирующих программ.
Задачи опыта:
Изучить возможности тестирующих программ MyТestХ, Plickers как средства повышения качества знаний.
Разработать и адаптировать систему тестовых заданий, усложнённых из класса в класс для контроля и самоконтроля знаний учащихся по учебному предмету «Информатика».
Проследить изменения уровня качества знаний учащихся одного и того же класса на протяжении нескольких лет.
1.5. Длительность работы над опытом.
Работа над темой опыта состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап – изучение и анализ методической литературы по теме, научных публикаций, опыта работы педагогов, интернет – ресурсов по внедрению тестирующих программ в учебную деятельность учащихся.
Практический этап – составление тестов и их внедрение в учебную деятельность, для выполнения поставленных задач. Проведение уроков с использованием тестирующих программ.
Обобщающий этап - анализ динамики успеваемости учащихся, систематизация и обобщение полученных результатов.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Интерес к предмету и успешность изучения предмета является одним из важнейших факторов успеха в обучении. Использование тестирующих программ на уроках формирует познавательную активность, мотивирует учащегося на усвоение учебного материала, организует и направляет деятельность учащихся и приводит к повышению качества знаний в целом.
2.2. Описание сути опыта
Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда являлись способы выявления качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний [1, с.19].
Содержание учебного предмета «Информатика» на современном этапе построено так, что уже с 6 класса формируется самостоятельность и ответственность учащихся, ориентация на продуктивный характер деятельности.
Считаю необходимым сформировать у учащихся навыки работы с тестирующими программами, культуру тестирования, сделать этот процесс обыденным, потому что рано или поздно это пригодится в жизни каждому. Учителя информатики имеют неограниченные возможности для всестороннего использования компьютерного тестирования, одним из неоспоримых достоинств которого является немедленная обратная связь.
Эффективный способ организации этого процесса - осуществить его с помощью компьютерного тестирования. Тестовые задания – это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности учащегося. Эти задания должны быть краткими. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание.
Необходимо вырабатывать у учащихся умения и навыки работы с различными видами тестов. Учащийся, отвечая на вопрос, тут же получает информацию о верности своего ответа. А возможность на следующем уроке повторно пройти тестирование и улучшить отметку является отличным стимулом и заставляет их ещё раз проработать тему.
Программа предмета предполагает не только практическое освоение компьютерных технологий, но и приобретение большого объема теоретических знаний.
Систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. Тесты позволяют эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (в конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени. При этом они исключают механическое заучивание, приучают к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время использую для выполнения практических заданий на компьютере.
Тестирование использую как проверку теоретических знаний и умений учащихся. Электронное тестирование по сравнению с тестированием на бумаге имеет ряд преимуществ: оперативность при подведении итогов, беспристрастность оценивания. Сам процесс тестирования более интересен для учащихся, так как даёт возможность осуществлять самоконтроль, уменьшая трудоемкость учителя при проверке и редактировании тестов.
В настоящее время существует много компьютерных систем тестирования, изучив возможности некоторых тестовых оболочек, я пришла к выводу, что каждая тестовая оболочка имеет свои недостатки и преимущества, остановилась на тестовой программе MyТestХ (официального сайта: http://mytest.klyaksa.net/). Это система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления отметки по указанной в тесте шкале. Также с помощью программ MyТestХ я организовываю сетевое тестирование.
Из всего разнообразия возможностей программы использую следующие: создание заданий с одиночным и множественным выбором, установление порядка следования и соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа и текста, заполнение пропусков во фразах. В процессе создания теста использую разное количество любых типов вопросов, в заданиях с выбором ответа использую до 10 вариантов ответа [6].
На своих уроках провожу текущий, тематический и итоговый контроль. На данный момент мною разработаны и апробированы тесты практически к каждому разделу информатики: MS Access, Paint, антивирусные программы, сеть Internet, MS Word, текстовый редактор (6 класс), основные понятия электронной таблицы, информация и информационные процессы и другие (Приложение 6).
Для диагностики качества знаний провожу тестирование, как по отдельным темам занятий, так и по всей теме. В тесты включаю вопросы разных уровней. На первом занятии в начале изучения новой темы провожу входной контроль, который представляю в виде небольшого теста, с вариантами ответов «Согласен» или «Не согласен» на предложенные утверждения, поскольку учащиеся не отбираются в классные коллективы специально по какому-либо критерию и большинство из них с разным уровнем знаний (Приложение 3). Такой тест позволяет выявить уровень владения данной темой, наметить для себя на какие вопросы нужно обратить больше внимания, а какие включить в разработку следующего теста или использовать свои наработки.
Долгое время я использовала только программу MyТestХ. Все наработанные тесты по темам хранятся на рабочем столе ученических компьютеров в папке «Тесты» (Приложение 4). На определённом этапе урока предлагаю выполнить запланированный тест, причем, если результат не удовлетворяет учащегося, всегда даю ещё одну попытку либо на этом уроке, либо на следующем, но только после повторения темы в учебнике. И как показывает практика, результат всегда выше, интерес к получению знаний растёт, активность увеличивается. Очень радуют предложения пройти ещё раз, даже не на отметку. Таким образом, незаметно для себя, даже тот учащийся, кому была не интересна эта тема, вовлекается в образовательный процесс, с лёгкостью и интересом усваивает учебный материал и, как следствие, повышает качество знаний. Так как отметка выставляется автоматически, то не возникает вопросов по оцениванию, ведь для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация ещё не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат.
После выполнения теста за компьютером все учащиеся самостоятельно включают и выполняют, на выбор, видеофайл на рабочем столе «Гимнастика для глаз» либо «Гимнастика для рук».
Динамичность развития содержания курса предмета «Информатика» потребовало освоения и применения новых тестирующих программ. Так в моей педагогической копилке в 2018/2019 учебном году появилось приложение для организации тестирования Plickers. Моё внимание этот сервис привлёк тем, что педагогу с его помощью не требуется много времени, чтобы организовать на уроке опрос или проверку домашнего задания.
Сервис Plickers.com – приложение для контроля знаний на уроке в режиме реального времени, ускорения результата оценивания, активизации познавательного интереса учащихся.
Plickers удобен, потому что телефон использует только учитель для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Важным и лёгким делает использование программы Plickers то, что на основе ответов, учащихся строится диаграмма, которая показывает, какая часть класса правильно ответила на вопрос. Поскольку у каждого ученика есть своя карточка, которую при ответе на вопрос (возможны четыре варианта ответа, т.к. карточка имеет четыре стороны), ученик поворачивает QR-код нужным образом и приложение считывает его ответ. Пока работает режим сканирования ответов, все в ожидании и ещё раз успевают «прокрутить» в голове и вопрос, и ответ. В разделе «Статистика» можно увидеть, как результаты отдельного учащегося, так и всего класса [7]. Во время опроса стараюсь держать достаточно высокий темп, что заметно активизирует мыслительную деятельность учащихся, обеспечивает быстроту реакции.
Программа позволяет удобно контролировать результаты тестирования учащихся, хранящиеся на сервисе Plickers.сom, по учебному предмету «Информатика» не только мне, как учителю, но и руководству учреждения.
Итак, программу Рlickers использую в начале урока для проверки домашнего задания или закрепления теоретического материала текущего урока, на фронтальных опросах в конце урока в качестве контроля знаний учащихся. Результаты тестов помогают мне оценивать не только уровень знаний учащихся, но и мои методы преподавания (Приложение 5).
Например, при подготовке к контрольной работе по разделу «Основы работы с текстовой информацией» (6-е классы) в начале урока я провожу опрос в виде теста из 10 вопросов. Учащимся предлагается 4 варианта ответа (под буквами). Или, при изучении темы «Представление о логике высказываний. Множества и операции над ними» проверку домашнего задания провожу в виде теста с помощью программу Рlickers .
Учащиеся с удовольствием используют карточки, им нравится этот вид работы. Так, при первом знакомстве с сервисом 86 % учащимся понравилась данная работа, лишь 14% - остались равнодушными. Учащиеся заинтересовались таким видом работы и предложили чаще на уроках работать с сервисом. У многих появилось желание создать свой тест и апробировать его на одноклассниках. Я всегда поддерживаю такого рода деятельность детей и стимулирую их отметкой, что также повышает качество знаний. И они это с удовольствием делают.
В моей системе работы MyТestХ, Plickers дополняют друг друга.
В 6 классе начинаю контроль проверки домашнего задания с простых тестов программы Plickers, содержащих 5 вопросов, которые с дальнейшим изучением тем усложняю и увеличиваю в количестве. При этом параллельно осуществляю итоговый контроль с помощью MyТestХ, в результате систематического использования которого повысился уровень качества знаний учащихся, чему свидетельствует динамика роста текущих отметок.
2.3. Результативность и эффективность опыта
На эффективность опыта повлияли следующие факторы:
применение компьютера как инструмента даёт неограниченные возможности для всестороннего использования компьютерного тестирования;
деление класса на группы при проведении учебных занятий;
невозможность списывания во время тестирования;
доступность программных продуктов в использовании.
Критерий результативности моего опыта – это динамика качества знаний 6-8-х классов в разрезе трёх учебных лет, показатель эффективности использования тестовых программ - результаты анкетирования.
Сравнительный анализ результатов качества знаний по учебному предмету показывает положительную динамику: 6 «А» класс - 2016/2017 учебный год - 88%, 2018/2019 учебный год – 91,5%, повысился на 3,5 %; 6 «Б» класс - 2016/2017 учебный год - 76%, 2018/2019 учебный год – 79,2%, повысился на 3,2 %. Полученные результаты открывают перспективы дальнейшей работы по созданию системы тестирующих программ в других классах (Приложение 1).
Анкетирование учащихся 6-8 классов, проведенное в декабре 2019 года, показало, что 81% учащихся отдают предпочтение тестовой форме контроля на уроках информатики (Приложение 2).
Практическое использование опыта было продемонстрировано мною во время проведения открытого урока на районном методическом объединении, во время которого я так же поделилась разработанными тестами с учителями информатики. Тесты используются коллегами на учебных занятиях, что говорит о высокой оценке моего опыта. Кроме того трансляция опыта производилась на педагогическом совете для учителей других учебных предметов, где они узнали о достоинствах тестирующих программ, которые упрощают процесс контроля знаний учащихся.
Заключение
Поставленные задачи при работе над опытом были реализованы. Использование тестирующих программ, Plickers и MyТestХ на уроках информатики позволило повысить качество знаний учащихся и интерес к изучению предмета.
Анализируя свою работу по данной теме, могу сделать следующие выводы:
значительно активизируется умственная деятельность учащихся при систематическом учете результатов тестирования в сочетании с традиционными формами контроля;
обеспечивается повышение качества знаний, тем самым повышается глубина усвоения материала и эффективность урока;
учащимися отдаётся предпочтение тестированию, считая его наиболее объективным;
формируется личность, умеющая управлять своей учебно-познавательной деятельностью, адаптированная к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.
Данная работа имеет практическую значимость и может быть использована не только учителями информатики, но и учителями других учебных предметов.
Планирую продолжать свою деятельность в данном направлении, так как программы, описанные в опыте педагогической деятельности, считаю полезными и эффективными.
Список используемых источников:
Белёвцева, И. В. Формы и методы организации мониторинга качества знаний учащихся. / И. В. Белёвцева, // НПЖ Вестник Ставропольского государственного университета. - 2007 г. - №50, – С. 19 - 22.
Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. – 3-е изд. / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2006. – 288 с.
Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года: утв. Министерством образования Республики Беларусь 24.06.2013 [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://edu.gov.by/.
Образовательные стандарты базового и среднего образования, требования к результатам освоения содержания учебной программы по учебному предмету «Информатика»: утв. Министерством образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://adu.by.
Пашукова, М.М., Мащенко, М.В. Использование тестов на уроках информатики. / М. М. Пашукова // Информатика и образование. – 2004. - №3. – С.27 – 31.
http://mytest.klyaksa.net/wiki/MyTestX
https://newtonew.com/app/plickers-uchitelja-smogut-sekonomit-svoe-vremja-s-pomoshchju-qr-kodov