Игровая технология
Автор: С.А.Шмаков
Цель использования технологии
1. Расширять кругозор, познавательную деятельность, создавать у детей бодрое рабочее настроение.
2. Формировать, закреплять и применение знания, умения и навыки в практической деятельности.
3. Воспитывать сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникативность.
4. Развитие мотивации учебной деятельности.
Алгоритм использования технологии
1. Этап подготовки:
- разработка игры,
- ввод в игру.
2. Этап проведения:
- групповая работа над заданием,
- межгрупповая дискуссия.
3. Этап анализа и обобщения:
- вывод из игры,
- анализ, рефлексия,
- оценка работы,
- выводы и обобщения,
- рекомендации.
Игра наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношении, усвоение норм человеческого общежития. В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и :даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.).
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится
Элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с разными средствами передвижения. И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинга и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д. Особенности игровых технологий Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса одно из самых сложных действий педагогов. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.
Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, поразному интерпретируя своё собственное «я».
Игровые технологии в младшем школьном возрасте.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике есть немало таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения. Игровая методика обучения детей теории музыки В.В. Кирюшина. Основа этой методики соответствие каждому музыкальному понятию одушевлённого персонажа (октава жирафа, терция сестрица, диссонанс злой волшебник и т.п.). В различных приключениях у героев проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трёхлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. Особенности игры в старшем школьном возрасте нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.
Примеры игр для развития связной речи детей с ОВЗ на уроках чтения и русского языка.
"Играем со звуком"
1. Так, в 1 классе при изучении букв - для запоминания графического изображения буквы использую разнообразные приёмы: выкладывание букв из палочек, лепка из пластилина, «печатание» в тетрадях, рисование в воздухе с проговариванием. Сравниваем буквы с различными окружающими предметами. (например, буква О похожа на обруч, колесо, сделай руки как О и т.д.).
2. Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.
- "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, Р, К)
- "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О)
- "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г)
3. При изучении и выделении звуков использую игру "Поймай звук". Хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук (в начале, середине,конце)
4. У обучающихся 1 класса возникают большие проблемы в овладении звукобуквенным анализом и синтезом слов, усвоении таких абстрактных понятий, как звук, слог. Учащимся нелегко запомнить, осознать и передать характеристику звука гласный - согласный. Поэтому тренируемся в пении звуков (звук А гласный, потому что его можно петь и тянуть, звук Н согласный - он не поётся).
"Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).
5. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".
6. У учащихся младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий «предложение», «звук», «слог», «слово» происходит на основе конкретного материала. При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги с новой буквой использую игру «Дополни до целого слова». В гости прилетает Каркуша и приносит слоги: ка, ко, ку. Учащиеся читают слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги (Каркуша, карандаш, картина. Яблоко, кошка, курица, кукушка), а Каркуша проверяет, чему научились дети.
7. Играем в игры - соревнования: «Кто больше?», «Чей ряд быстрее?» на называние слов на изучаемую букву.
8. Затем позже, когда изучим алфавит предлагаю игру «Кто быстрее составит слово?»:
о,д,м, у,д,б; в.о.р.д; с,д,а; р,о,д,в,а; ре,во,де.
Уч-ся составляют слова: дом, дуб, двор. Сад, дрова, дерево.
9. "Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
10. Упражнение "Кружок". Оно пригодится , если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три". Образец: МАК - 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
11. Игры, загадки, кроссворды оказывают большую помощь в речевой работе, вызывают интерес, способствуют усвоению знаний. («С чьей ветки эти детки?» «Найди дерево по описанию», «Загадайте - мы отгадаем».).
12. В 1 классе много раз проводили инсценирование сказки"Репка". Сначала я читала текст, затем дети постепенно сами рассказывали сказку.
13. Во 2 классе задания усложняются.
Часто провожу игру "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
- "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
14. Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .
15. "Один и много" (изменение слов по числам).
"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
Задание №2.
"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья, цветы, пилы, молодцы, стебли.
16. При работе с серией сюжетных картинок рекомендуют следующие виды заданий:
а) восстановить последовательность картинок по памяти;
б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в) определить место "выпавшей" картинки среди других;
г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа ;
ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
з) "распутать" два события. Дается задание распределить картинки по двум смысловым группам.
4. При работе с текстом использую следующие задания:
а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
б) сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено;
в) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
г) составить небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);
Многократная тренировка в устных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений способствует положительной динамике развития связной устной речи на уроках в начальных классах.