Описание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
РППС нашей группы обеспечена в соответствии с ФГОС ДО. При ее организации я учитывала то, что ведущую роль в развитии детей играет игровая деятельность. Во время игры рождается познавательный мотив, который является основой образовательной деятельности. Через игровую среду у ребенка формируется зона ближайшего развития.
Среда вариативна: согласно характеру современного образовательного процесса предметно - пространственная среда имеет содержание воспитания культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
РППС содержательно-насыщенна – имеются средства обучения, такие как расходные материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Трансформируема – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Безопасна – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Доступна – обеспечивает свободный доступ воспитанникам (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
В группе созданы условия, как для совместной, так и для индивидуальной деятельности детей. С учетом склонностей, интересов, уровня активности и возраста детей, их запросов и интересов в группе оформлены следующие центры.
Центр сюжетно-ролевых игр. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В уголке сюжетно-ролевых игр нашей группы, ребенком реализуется право на свободный выбор игрушек, темы и сюжета игры. При создании центра учитывалось половое различие детей. Осуществляется своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Подбираются игры в соответствии с интересами и настроением детей, которые помогают им осуществить свой игровой замысел. В уголке «Кухня» для создания сюжетно-ролевых игр «Кафе», «Семья» находится: диван, кресла, кроватки, шкаф, стол со скатертью, стулья и т. д.; рецепты-инструкции по приготовлению основных блюд, хорошо знакомых детям; дидактическая игра «Варим компот и суп»; муляжи и картонные заготовки продуктов питания, обозначенные в рецептах-инструкциях; куклы: мальчики и девочки; наборы посуды: столовой, кухонной, чайной, столовые приборы; коляски детские; бытовые приборы, сумочки, одежда, украшения для ряженья; гладильная доска, утюги, одежда для кукол, кроватка; комплекты постельного белья.
В уголке «Больница» оборудовано место (кушетка, стол для врача, ширма). Присутсвуют атрибуты: градусник, бинты, халат, шапочка, фонендоскоп, сумка медсестры, шприцы, грелка, телефон, записные книжки, весы, ростомер, муляжи лекарств, карточки болезней, карточки лечения, дидактические игры «Здоровые зубы», «Чемоданчик доктора».
В уголке «Салон красоты» оборудовано место: одежда для парикмахера, накидка для клиентов, разные виды расчесок, пластмассовые ножницы, бигуди, фен, плойка, флаконы «парфюмерных средств», аксессуары для оформления причесок (заколки, резиночки, бантики), альбомы с разными видами причесок.
В уголке сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Детское кафе» находятся оборудование: витрина с ассортиментом продуктов (маркер), весы, кассовый аппарат, одежда для продавца: фартуки и головные уборы, сумки, кошельки, корзины, муляжи продуктов из разных материалов (пластмассовые, вязаные, резиновые), муляжи денежных купюр, монет, банковских карточек.
Центр безопасности. В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению ПДД и пожарной безопасности. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности. Наглядные пособия, представленные в центре, приобщают дошкольников к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Материалы по безопасности передают детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, также помогают в формировании осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. В центре присутствуют атрибуты: наборы «Пожарный», «Полицейский», штурвал, бинокль, флажки для украшения корабля, рули, дорога для машин, железная дорога, каска, строительные и ремонтные инструменты, муляжи домов, папки-передвижки по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, специальные машины, разновидности транспорта, правила о технике безопасности на дороге и при пожаре, летбуки «Профессии», «Виды транспорта», дидактические игры «Транспорт», «Гараж», «Спец. оборудование», «Телефон».
Центр конструирования. Материалом для наполнения данного центра служат конструкторы разных видов и размеров, строительный материал (кубики, крупный и мелкий конструктор, модули и т. д.), альбомы со схемами элементарных построек, альбомы с фотографиями, рисунками различных построек, книги с изображением различных построек (дома, мосты и т. д.); наборы мелких игрушек: домашние и дикие животные, солдатики, машинки, сказочные герои; каски, униформа, инструменты (копии имитации строительных инструментов); строительный транспорт, подъемный кран; картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и др. Разнообразие игровых пособий направляют внимание детей на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности.
Уголок уединения. Благодаря зоне уединения в групповом помещении у детей появилась возможность расслабиться, устранить беспокойство, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы и увеличить запас энергии. Пространство в уголке уединения организованно таким образом, что находящийся в нем ребёнок может полистать любимую книжку, рассмотреть фотоальбомы, поиграть с любимой игрушкой ощущая покой, комфорт и безопасность. В зоне релаксации для создания атмосферы домашнего уюта и комфорта находиться удобное мягкое кресло, в котором размещены подушки; «Игрушечный телефон»; «Стаканчики эмоций»; демонстрационный материал: «Чувства. Эмоции», обучающие карточки: «Эмоции»; книги: «Что такое хорошо и что такое плохо»; дидактическая игра «Маски настроения», «Массажные мячи - «ежики»; «Цветные клубочки»; «Зеркало эмоции»; «Фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями»; «Мишень злости».
Центр здоровья. В центре здоровья созданы условия для становления ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Центр оснащен: картотека подвижных игр, картотека малоподвижных игр, картотека физкультминуток, картотека утренних гимнастик, картотека гимнастик после дневного сна, иллюстрации, картинки видов спорта согласно времени года, мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.), иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта, коврики массажные, дидактические игры о спорте (настольно-печатные игры, парные картинки, лото), скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, мячи разного размера и из разных материалов, кольцеброс, корзина для заброса мячей, мишень мягкая, кегли.
Центр патриотического воспитания. Центр насыщен наглядными пособиями, альбомами, наборами иллюстраций, фотографиями которые помогают дошкольникам в формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему городу и народу. В центре работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой поселок и его достопримечательности», «Приобщение к истокам русской культуры». Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). Элементы государственной символики РФ (флаг, герб). Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Пополнен материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики. Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид). Тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии). Фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению). Тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.). Тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей. Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете.
Материал для ознакомления детей с малой родиной: моя группа, детский сад, улица, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям посёлка и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей.
Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации предметов старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
Познавательный центр. В данном центре содержатся игры на интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Познавательный центр развития содержит математический уголок, уголок мелкой моторики, уголок настольных игр, книжный уголок, место для группового сбора, место для проведения групповых занятий, экологический уголок, уголок экспериментирования.
Место для группового сбора, для проведения групповых занятий оборудовано магнитной доской, флипчарт, напольный ковер, стульчики для каждого ребенка.
Математический уголок содержит пособия с цифрами, счетный материал, дидактические и развивающие игры математического и познавательного характера. Счетный материал и разноцветные стаканчики для сортировки, головоломки (геометрические, сложи узор и др.), цифры и арифметические знаки большого размера (демонстрационный материал), счеты, весы с объектами для взвешивания и сравнения, линейки разной длины, наборы геометрические, набор карточек с цифрами и т.п.
В уголке мелкой моторики присутствуют: игра «Собери бусы», детская мозаика, пирамидки; вкладыши; мазака, пазлы, сортеры, сенсорные лабиринты; народные игрушки: матрешки, волчки; бытовые материалы: прищепки, крышечки, пуговицы, липучки, платки, шарфы, крупные бусины; шнуровки; игры сделанные вместе с родителями своими руками.
Уголок настольных игр насыщен разрезными картинками, пазлы, разрезные картинки, наборы кубиков с картинками, разнообразное лото, домино (на разнообразную тематику), парные карточки (игры типа «мемори»), другие настольно-печатные игры с правилами (игры-ходилки и др.)
В книжном уголке присутствует: флешка с аудиозаписями (сказки, рассказы), с музыкой, детская художественная литература (иллюстрированные книги с крупным простым текстом), детская познавательная литература.
Экологический и экспериментальный уголок оснащен: наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее; альбомы «Времена года», «Животные», «Природные явления», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Грибы», «Ягоды»; картины известных художников; рисунки детей о природе и поделки из природного материала; материал для труда (фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями). Оборудование для экспериментов: формочки, воронки, лопатки, сита, пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы, лупы, трубочки. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки, крупы, семена и плоды растений, гербарии.). Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Дидактический материал для организации НОД или индивидуальной работы с детьми.
Наличия материалов по изобразительной деятельности: бумага (разного цвета, картон (разного цвета, размера и формы, гофрированная бумага, картон (разного цвета, ткани, нитки, ленты. Акварельные краски, мелки, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, восковые карандаши, наборы шариковых ручек, палитры, пластилин, кисти разных размеров, клей-карандаш, клей ПВА, подставки под кисти, баночки для воды, салфетки, клеёнки, ватные диски, ватные палочки, манка, губки, фольга, ножницы, доски для лепки; альбомы с образцами для рисования; книжки-раскраски, альбомы штриховка, "Учимся лепить", "Учимся рисовать" Трафареты для рисования». А так же из дидактических игр: игра "Составь пейзаж", игра "Составь натюрморт", игра "Жуки на цветах", пазлы, игра "Костюмы народов России".
Театральный уголок в группе оснащен костюмерной зоной размещаются: национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее; аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр. В шкафу для хранения разных видов театра: персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, конусный театр, магнитный театр, теневой театр. Ширма для пальчикового театра, для театра теней, перегородка, соответствующая росту малыша.
Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Российская Армия», «труд взрослых», «дикие животные», «цвета, «овощи», «фрукты», «Времена года». Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»; картинки с простым сюжетом для составления рассказов; открытки для рассматривания; портреты писателей в соответствии с программой; дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом»; игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»; игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»; дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи; игрушки-телефоны, занимательные головоломки; подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов; трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму; игры для развития ручной ловкости; картотека словесных речевых игр; открытки о родном городе, крае; предметы быта и старины; дидактическая игра «Лабиринт».