СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание системы работы»

Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников

Аннотация: Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. В данной статье приведена система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников.

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл» К.Д. Ушинский.

Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать.

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

- технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой;

- процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений. (Т. Г. Егоров)

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного.

Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике.

Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.

Существует много причин, тормозящих скорость чтения.

Среди них:

• Природный темп деятельности

• Нарушения артикуляции

• Неправильное дыхание

• Малое поле зрения

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения.

Используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения. Такими упражнениями могут быть:

1. Многократное прочтение

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

2.Молния

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

3.Буксир

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

4. Чтение с окошечком

На листе плотной бумаги размером 10 на 5 см с правого края прямоугольника вырезаем небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.

Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

5. Бросок – засечка

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

Таким образом, целенаправленное обучение помогает учащимся быстрее овладеть всем необходимым кругом умений и навыков, снять трудности чтения, а значит, повысит у ребёнка интерес к нему. Комплексная работа помогает значительно интенсифицировать процесс обучения чтению, что сказывается на конечных результатах.


Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н – М.: Педагогика. - 1997. – С. 206.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор. – 1996. – С. 544.

3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: «Просвещение». - 1991. – С. 32.

4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.: АОРКТИ. – 1999. – С. 160.