СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание своего педагогического опыта для аттестации

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раз в пять лет учитель должен подтверждать,что он не потерял спсособности обучать детей.  В век компьютерных и других технологий важно учеть применять разнообразные приёмы и методы на уроках. А описание собственного педагогического опыта необходимо для того, чтобы аттестоваться.По крайней мере, в солнечной Мордовии такие требования есть!

Просмотр содержимого документа
«Описание своего педагогического опыта для аттестации»

Публичное представление

собственного педагогического опыта


учителя истории и обществознания

МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 1»»

Половинкина Николая Фёдоровича

Тема, над которой я работаю в настоящее время:  «Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО».


1. Актуальность и перспективность опыта.


Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы подготовить выпускника школы к тем вызовам времени, которые «бросает» современная жизнь молодому поколению. В последние годы требования к школьному обучению изменились, поэтому требуют от учителя постоянного совершенствования педагогических приемов и методов в процессе обучения. Ведь «Стратегия модернизации содержания общего образования» направлена на то, чтобы ученик в процессе обучения мог овладеть ключевыми компетенциями, которые будут нужны ему в процессе дальнейшей социализации.

Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления детьми активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества является главной целью модернизации современного образования. Учитывая задачу, поставленную Президентом РФ для российского учительства и научных работников к 2024 году, невозможно представить модернизацию образования без применения современных образовательных технологий на уроках. Они - основа современного образования, средство повышения мотивации в обучении, способного во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Практика показывает, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря современным образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным и личностно-ориентированным, которые включают элементы исследовательской и проектной деятельности школьников, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни выпускников.


2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта.

 В федеральных программах по истории и обществознанию представлены требования

  • знаниям, умениям, навыкам выпускников, которыми они должны овладеть в процессе обучения. Проблемой является средний уровень знаний обучающихся по истории и обществознанию, а обучающихся необходимо успешно подготовить к государственной итоговой аттестации в новых формах. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод недостаточен для решения поставленных задач.

Поэтому необходимо изменить методы и технологии обучения на всех ступенях образовательного процесса, повысить значимость тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственности за результаты своей деятельности. Необходимость в новой модели обучения, возникшая из требований современности, с применений современных технологий и реализующей принципы личностно ориентированного образования. Эффективность обучения школьников находится в прямой зависимости от уровня активности ученика на уроках и во внеурочное время, степени его самостоятельности в этом процессе. Особенно важную роль здесь играет мотивация школьника и отношение родителей к процессу формирования личности ребенка в школе, их взаимосвязь и помощь педагогам в создании необходимых условий для повышения его образовательного и воспитательного уровня.

Уверен в том, что современный учитель должен понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. При таком подходе целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса учащихся к истории и обществознанию. Необходимыми условиями, содействующими раскрытию потенциальных возможностей каждого обучающегося  на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и воспитания являются:

- использование в урочной и во внеурочной деятельности ИКТ и других современных технологий;

- уважение личности ученика;

- личностно - ориентированное обучение при организации дополнительных занятий;

-  развитие индивидуальных качеств и способностей обучающихся;

- стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности детей;

- учет психофизиологических особенностей обучающихся;

- сотрудничество в процессе подготовки творческих проектов и уроков;

- создание благоприятных условий  для развития познавательной активности учеников;

- формирование у учащихся способности к самостоятельному поиску нужных знаний, воспитание у них потребности к постоянному самообразованию и творчеству;

- создание ситуации успеха обучаемого на основе доброжелательных деловых отношений;

Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Без знания современных образовательных технологий невозможно в достаточной мере оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс, способствовать наилучшей интеграции ребенка в окружающем мире. Трудности в процессе обучения возникают у детей, которые раньше учились в коррекционных школах, поэтому возникает необходимость составления для них индивидуальных образовательных траекторий.


3.Теоретическая база опыта

В образовательном процессе, на мой взгляд, нельзя обойтись без нормативно-правовой базы, иначе уроки могут превратиться в философские размышления педагога, находящегося под влиянием собственного настроения и отражения событий в субъективных формах. Поэтому я опираюсь в своей работе на фундаментальные правовые постулаты, определяющие педагогическую деятельность.

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон РФ «Об образовании в РФ»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования.

На основе образовательных программ ежегодно корректирую свои рабочие программы.Теоретической базой  опыта являются  курсы повышения квалификации, которые я прошел за последние годы  на базе «Мордовского республиканского института образования» и заочные курсы «Фоксворда» (г.Москва). Расширить и распространять опыт позволяют открытые уроки – свои, своих коллег, а также семинары, проводимые в районе и республике.

Учебно-методический комплекс по истории и обществознанию включает в себя учебники, методические пособия к учебникам, дидактические материалы. На уроках широко использую скачанные и переработанные презентации, фрагменты видеоуроков, учебных фильмов, художественных картин, аудиозаписи. Школьники активно готовят тематические презентации и другие материалы для использования их на уроках. Использую ресурсы сети Интернет. 

Поскольку в последние 4 года преподаю историю в 8-11 классах, то постепенно перехожу  от линии учебников авторского коллектива Данилова А.А. и Косулиной к учебникам Л.Г., Арсентьева Н.М. и Торкунова А.В. (изд-во «Просещение»). В 10-11 классах применяю учебники А.Н.Сахарова, В.И. Буганова, П.Н.Зырянова (10 кл.) и Н.В.Загладина (11 кл.). Преподавание обществознания в школе проходит с 5 по 11 класс по образовательной программе авторского коллектива под руководством Л.Н.Боголюбова.

4. Технология опыта. Содержание, методы, приемы.


Педагогические технологии, актуальные для сегодняшнего дня, помогают реализовать личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, уровня их обученности. На мой взгляд, обучение истории и обществознанию происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного, проблемного, проектно- исследовательского, личностно-ориентированного обучения, использования ИКТ, технологии создания «интеллект-карт».


Интерактивная технология позволяет сочетать индивидуальные способности и личностные особенности учащихся с групповыми методами работы, объединять их усилия на основе сотрудничества и соперничества. течение учебного года с использованием этой технологии были проведены уроки по темам: «Новая экономическая политика», «Гражданская война в России» (история, 9 кл.), «Духовная жизнь советского общества в 1917-1927 гг.: достижения и потери», «Пути выхода из экономического кризиса» (история, 11 кл.), «Характер и темперамент человека», «Мировоззрение: формирование системы ценностей» (обществознание, 10 кл.)

На уроках истории в 8 классе в целях контроля за успеваемостью процесса, помимо общепринятых форм контроля используется проведение исторических «тематических диктантов», в которых я предоставляю ученикам ответить на вопросы различного уровня сложности по изученной теме, ответы на которые могут носить только конкретно-фактический характер. Диктанты вызывают у детей желание соревноваться, поскольку анализ ответов проводится уже в конце урока.

При изучении многих тем используются мультимедийные пособия – компьютерные материалы, видеофильмы, фрагменты из художественного и документального кино. Необходимость в их применении обусловливается стремлением усилить эмоциональную линию урока, показать схемы или иллюстрации с целью визуального влияния на ученика, познакомить учащихся с произведениями культуры изучаемого периода, проанализировать документы, ответить на предложенные вопросы. Также используются дополнительные справочные материалы и мини-лекции, включенные в состав пособий.

Исследовательские методы обучения применяются только в хорошо подготовленных классах, в которых большинство учащихся имеют высокую степень мотивации к обучению. Подготовка занятий требует глубокого анализа дополнительного материала, поскольку реализация проблемного задания связана с применением компонентов научного исследования и хорошим уровнем самоподготовки ученика.

Семинар-исследование в 11 классе на тему: «Причины, цена и значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне» был основан на подготовке школьниками дополнительно к учебному материалу творческих работ, позволяющих остановится на ключевых битвах войны, проанализировать действия государственных и военных деятелей, организацию работу фронта и тыла в соответствии с потребностями страны. Учащиеся широко использовали фактический материал с привлечением ресурсов сети Интернет, а также уделяют внимание участию воинов – земляков в этой войне.

А после изучения темы: «Материально-производственная деятельность» (обществознание, 10 кл.) учащиеся готовят творческие работы, в которых анализируют содержание индивидуального труда на основе сравнения профессиональной деятельности участников трудового процесса из числа своих знакомых – родственников, старших товарищей и т.д.

Блочно-модульная система применяется на уроках истории в старших классах при изучении ряда тем во втором полугодии: «Российская империя в годы царствования Николая I», «Александр II и его время», «Россия в годы правления Александра III» (10 кл.), «СССР в 1964 -1985 гг.», «Перестройка и распад советского общества» (11 кл.). Блочно-модульная система включает в себя: лекционно-практические занятия, выполнение учащимися творческих работ (доклады, сообщения, тесты, кроссворды), работу с картой, с датами, составлением опорных конспектов по материалу учебных параграфов. По итогам изучения проводится зачёт, позволяющий контролировать выполнение различных видов работ, и тестирование.

Лекционно-семинарско-зачётная система позволяет подготовиться старшеклассникам к той форме занятий, которые используются, в частности, в гуманитарных вузах. После обзорной лекции школьники получают вопросы для самоподготовки, которые позволяют акцентировать внимание на наиболее актуальных направлениях рассматриваемого учебного материала. При подготовке к занятиям, помимо учебной, используется и дополнительная литература, привлекаются мультимедийные ресурсы, Интернет-сайты, справочная литература и статистические данные. По окончанию изучения темы проводится тестирование, иные формы зачёта, возможно так же написание эссе по предложенному высказыванию (цитате).

По данной методике обучения разработаны и рассмотрены темы: «Экономическая сфера жизни общества», «Политическая жизнь современного общества» (обществознание, 11 кл.), «СССР в 1945-1964 гг.: деятельность И.В.Сталина и Н.С.Хрущёва: успехи и просчёты» (история,11 кл.), «Русь в период феодальной раздробленности», «Россия в годы Смуты», «Российская империя в годы правления Александра I» (история, 10 кл.). Такой метод позволяет школьникам применять полученные умения при выполнении заданий формата ЕГЭ, т.е. не только формирует аналитические навыки, но и позволяет получать практический результат. А это имеет большое практическое значение, поскольку 50 процентов выпускников на протяжении последних10-12 лет выбирают историю и обществознание в качестве экзаменов по выбору.

Технология «Дебаты», предполагающая обмен мнениями в ходе постановки проблемного задания, применяется при изучении политического процесса, обсуждении проблем нравственного и гражданственно - патриотического характера. Дискуссии, диспуты могут использоваться как при проверке домашнего задания на обычных комбинированных уроках, так и во время семинарских занятий, выделяясь в качестве отдельного этапа урока.

Активно принимают участие школьники в дискуссии «На чьей стороне была правда?» при изучении темы «Гражданская война в России (1917-22 гг.) (история, 9 кл.). В 11 классе объектом обсуждения были темы: «Рыночная экономика: за и против» и «Куда приведёт нас либерализм реформаторов» на семинаре по экономической сфере, «Причины и способы разрешения национальных конфликтов», «Степень развития гражданского общества в современной России» на уроках обществознания. Дискуссии позволяют не только развивать риторические способности, но и получать дополнительную информацию, связывая свои знания с ответами товарищей. Это позволяет детям формировать свою точку зрения при рассмотрении социальных фактов, а мне, как учителю – осуществлять контроль над качеством, и даже приростом знаний у каждого школьника, оценивать их умения спорить, рассуждать в рамках материала, являющегося предметом дискуссии.

Особый интерес вызвали дебаты по темам «Церковный раскол: государство и церковь в 17 веке», «Спор западников и славянофилов о судьбах России» (10 класс). Пробуют себя в диспутах и учащиеся 8 класса. В зоне внимания школьников оказываются темы: «Общественно-политические учения XIX века» (история), «Человек: венец природы?», « Что делает человека человеком?» (обществознание).

Используются информационно-коммуникационные возможности и при проведении внеурочных мероприятий. Я занимаюсб фото- и видеосъемкой, принимаю участие в составлении необходимого аудиооформления, подбираю материалы в школьную медиатеку в целях их дальнейшего применения в образовательном процессе, привлекая в эту работу учащихся. Вот уже 16-й год под моим руководством в школе выходит стенгазета «АкценТы» (https://vk.com/club12004040), отражающая жизнь учебного заведения. Под моим руководством дети готовят видеопроекты, а также отдельные мероприятия патриотической тематики. Среди удачных проектов последних двух лет – работа над выступлением Лауреата Республиканского конкурса «Ученик года» Ренаты Ялышевой, видеоклип победителя конкурса «Мосгаз зажигает «звезды» Анастасии Шнягиной (г.Москва) (https://vk.com/videos-12004040?z=video125224088_456239215%2Fclub12004040%2Fpl_-12004040_-2), подготовка части сценария для выступления команды-победителя на Всероссийском конкурсе «Успешная школа-2016» (https://vk.com/video-12004040_456239034).

Практика показала, что использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить презентацию, дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА. Большую роль играет использование на уроке фрагментов из документальных фильмов, которые позволяют создать «погружение в эпоху». На мой взгляд, для тех учащихся, которые интересуются прошлым своей страны, это может определить профессию в их жизни после школы.

 Интернет рассматриваю как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета использую для поиска исторических источников, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей и др. Мною  составлен свой каталог информационных ресурсов и это позволяет  быстро осуществлять  поиск информации. У меня имеются разработки уроков и классных часов с применением ИКТ. В моей школе в большинстве учебных кабинетов имеется выход в Интернет, что позволяет оперативно найти необходимые материалы для уроков. И всё же основное время подготовки к уроку я трачу дома, поскольку «оптиковолокно» даёт большую скорость.

Помимо собранных и структурированных по темам материалам, я использую на уроках истории и обществознания мультимедийные учебные пособия,которые школа получила по Национальному проекту «Образование». Приведу названия некоторых из них: «От Кремля до Рейхстага»,»История России ХХ век» в 4 частях, «Государственная символика России. История и современность.», «Россия на рубеже III тысячелетия». «Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия», «Основы правовых знаний 8-9 кл.» и многие другие.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Ежегодно в нашей школе по отдельному плану проходит Месячник военно-патриотической работы, который позволяет объединить усилия классных руководителей и учителей-предметников для проведения мероприятий и уроков патриотической направленности. Учащиеся принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме. Мы проводим открытые уроки, выставки, экскурсии, пополняем школьный музей новыми экспонатами. В старших классах провожу ролевые и деловые игры, уроки – практикумы, которые требуют большой теоретической и ресурсной подготовки, которая компенсируется активностью и повышенным интересом детей.

В условиях современной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и формы контроля. Невозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую тестирование, по его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Тестовая технология обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. В своей  практике применяю разные типы тестовых заданий,позволяющих быстро проверить усвоение домашнего задания и уровень подготовки к экзамену (в выпускных классах).


5. Анализ результативности опыта.

Осознанный интерес и желание изучать историю и обществознание чаще всего проявляется в старшем школьном возрасте, когда учащиеся начинают задумываться о своей будущей профессии, ставят перед собой цель – совершенствовать свои знания по данным предметам. С такими учениками проводятся дополнительные занятия, даётся материал для самостоятельного изучения, идёт подготовка к различным конкурсам и предметным олимпиадам, стимулируется их интерес к выбору истории или обществознания для сдачи экзамена. Систематическая работа с такими учащимися даёт неплохие результаты. Ежегодно ученики нашей школы участвуют в муниципальных предметных олимпиадах по обществознанию, праву, истории, краеведению и занимают там призовые места.

Участие в предметных олимпиадах и конкурсах повышает уровень владения основами истории или обществознания у учащихся. Нацеливает их на самостоятельную работу, на работу с различными источниками информации, обогащает их жизненный опыт.

Результаты участия в олимпиадах по истории, обществознанию, праву и ОБЖ показаны в моей презентации, выставленной на сайте школы. http://sc1tem.schoolrm.ru/sveden/employees/11648/193107/.


6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

1. Трудность использования данного опыта заключается в индивидуальном подходе к обучающимся, задания должны быть рассчитаны и на обучающихся с ОВЗ, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы. В последнее время, с закрытием коррекционной школы в Темникове, количество «трудных» детей с психическими отклонениями значительно выросло. Это привело к падению дисциплины и негативному влиянию девиантов на своих одноклассников.

2. Недостаточная степень оборудования школы:

- недостаточное количество ЦОР;

- не все классы имеют доступ в Интернет;

- в классе находится только один компьютер, что не даёт возможности индивидуализировать процесс обучения.

3. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, особенно при большой нагрузке.

4. Отрицательное влияние длительного применения компьютера на здоровье человека.

5. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда.

6. Часть учебного материала в учебниках изложена так, что учащимся сложно вычленить проблему, для решения поставленной задачи не всегда четко изложен материал, не хватает фактов.

7. Большая загруженность учителя, связанная со всевозможной отчетностью.


7. Адресные рекомендации по использованию опыта


Данный опыт может быть востребован учителями обществоведческих дисциплин.


С целью обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на районных семинарах, заседаниях РМО учителей истории и обществознания.

С публикацией о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте школы.

Школьный сайт:  http://sc1tem.schoolrm.ru

Адрес личного сайта: https://multiurok.ru/polovinkinnf/files/2/