Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
Тема урока: Описание – тип речи
ОПИСАНИЕ – это тип текста, который описывает признаки предметов и явлений. Когда мы читаем текст, представляющий собой описание, мы можем ярко и отчетливо представить себе человека, предмет или явление, о котором рассказывает автор. Перед нашим мысленным взором появляется КАРТИНКА.
А для чего нам нужен тип речи описание?
Можно выделить четыре основные разновидности описания:
1) описание предмета, человека (его характеристика) Какой он?
2) описание места Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)
3) описание состояния окружающей среды Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) Что происходит вокруг?
4) описание состояния человека Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)
Какие средства языковой выразительности используются в текстах-описаниях?
Эпитеты (прилагательные), метафоры, олицетворения, сравнения.
Практика
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. (А.С.Пушкин)
Третье октября
Классная работа
В тексте отсутствуют прилагательные, ваша задача - преобразовать данный текст в текст-описание, подобрав нужные, по вашему мнению, прилагательные - эпитеты.
В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.
Подчеркните описание
Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный .
Домашнее задание
1) Напишите сочинение-описание на одну из тем: «Зима – волшебница», «Яркий зимний день», «Зимний лес», «Морозный вечер».(5 предложений).
2) Выписать из художественного произведения описание зимней природы.