СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы "Обучать надо не всех, а каждого"

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы»

Уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги, предсталяю вашему вниманию описание опыта своей профессиональной педагогической деятельности под девизом «Обучать надо не всех, а каждого». (слайд 1)

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. (слайд 2)

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя успешным.

Важнейший результат учебно-воспитательного процесса на уроках истории (слайд 3)и обществознания по ФГОС выражается в развитии личности учащегося, к самостоятельному приобретению знаний. А это в условиях современного общества заставляет учителя в своей учебной деятельности использовать в рамках системно-деятельного подхода те методы, приёмы и технологии , которые, способствуя формированию на уроках универсальных учебных действий учащихся , создают основу для выработки ими новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование , развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития успешной личности ребёнка?

Как же научить детей давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос , учить ставить и решать проблемы на уроке и во внеурочной деятельности ?

Что изменить в учебном процессе, чтобы на смену монологу пришёл диалог, что вызывает интерес к новому , формируя познавательную мотивацию, что способствует формированию ключевых компетенций школьников. ( слайд 4)


На протяжении пяти лет работаю над темой по самообразованию «Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания истории и обществознания» и стремлюсь применять его в своей профессиональной деятельности, на своих уроках. Меня привлекает в этой современной технологии то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Не секрет, что прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика.

Использую различные типы уроков: урок-диалог, урок-размышление, урок - деловая игра, урок-взаимообучение, урок-интервью, урок-ролевая игра.(слайд 5)

Составляя план урока, всегда думаю , как сделать так, чтобы детям было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы преподавания истории и обществознания , активизирующие учебный процесс.

Нетрадиционные методы, применяемые на уроках: .(слайд 5)


        метод экспрессии; приёмы метода - образные разговоры, написание мини-сочинений, Так, например, на уроках истории предлагаю учащимся: «Представьте себя участником восстания. Опишите свои чувства, мысли, используя историзмы». А также разговор с великими государственными деятелями провожу, на котором ребята задают вопросы Ивану Грозному, Александру Невскому. Так развивается воображение и творчество ребенка через развитие фантазии.

       Метод проблемного изложения. Например, задаю проблемный вопрос: «Почему княгиня Ольга приняла христианство?»

Формируется способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как, то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.

Изучая историческое явление, использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над историческими проблемами, но и общечеловеческими.

Рассматривая вечные вопросы смысла жизни, сравниваем их с жизнью великих людей, проходит обсуждение идеалов и ценностей современного человека. А в чем, по-вашему мнению, смысл жизни? А каков ваш идеал жизни?» Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни – вот формула успеха. (слайд 6)

Часто мы работаем на уроках в малых группах и парах. Дети учатся слушать других, находить компромисс, выдвигать и обосновывать свою точку зрения.

Иногда уроки начинаю с высказывания мудрых и великих людей, которые являются эпиграфом или притч. Обсудив «Притчу о добром самаритянине», прошу детей дать комментарий, написать небольшое сочинение на тему «Добрый человек в моей жизни». Наверняка, у каждого в жизни был свой «добрый самаритянин», пусть дети вспомнят тех, кто делал им добро и сами захотят сделать тоже какое-нибудь доброе дело. Нужно, чтобы здесь была очень сильной мотивация их поступков. Пусть хотя бы немного, капельку доброты в их сердцах прибавится, вот тогда и будет самый лучший результат.

Необходима смена видов деятельности на уроке , разнообразные формы работы.(слайд 7)

Благоприятный психологический климат урока - это необходимый элемент личностно-ориентированной технологии, поэтому атмосфера на уроках должна быть всегда доброжелательная.

История по своей сути предмет жизни, ее наставница, предмет личностно-ориентированный. Как сделать урок истории личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями, как научить их понимать себя, другого человека - важнейшие вопросы, которые помогут нам, педагогам, понять своих учеников.

Большую роль в обучении играют межпредметные связи. (слайд 8)


С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного подхода и решения проблем реальной действительности, раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд».

Творческие задания дают возможность проявить себя каждому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Составлении кроссворда по теме, использование его для контроля знаний других учащихся;

(слайд9)
Введение современных информационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, даёт доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также преобладания речи учителя.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники. Учащиеся проводят исследование, оформляют его и презентуют. Например:
Государственные праздники
Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты.
Использование игр на уроках обществознания.
Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, объясняется тем, что ребенок получает удовольствие не только от положительного результата, но и от самого процесса.


Деловая игра «Я - предприниматель» (Слайд 10)
1. Придумайте название фирмы.
2. Какой товар она будет производить?
3. Изобразите рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.


(слайды 11.12.13.14)

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с технологией критического мышления.

Невозможно изобрести универсальную методику обучения истории, пригодную для всех детей и во всех случаях. Это всё равно, что искать лекарство от всех болезней . Предложенная модель – один из вариантов специальным образом организованной работы учителя с учащимися.

Такая система работы даёт положительные результаты. (слайд 15)

Учащиеся активно участвуют в конкурсах, в научно-практических конференциях, викторинах.

(слайд 16)

Класс- это множество субъектов

У каждого из которых своя высота

Своя планета, своё собственное и неповторимое «Я»

Мы всегда должны об этом помнить-

Только тогда мы сможем помочь нашим ученикам стать успешными.

Спасибо за внимание!
желаю Вам творческих успехов.