ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
В современном обществе школа, так же как и все образование в целом, пытается создать все условия для становления ученика как субъекта жизни.
Все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения татарскому языку как неродному, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.
Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания, умения, навыки усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке вырастающей трудности и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по ступеням.
Я обучаю татарский язык русскоязычным детям. Основной задачей обучения татарскому языку в русскоязычной аудитории – научить практически пользоваться татарским языком как средством общения в пределах установленного программой словарного и грамматического минимумов, а также сфер учебного и бытового общения.
В последние годы часто приходится слышать о перегруженности программ по татарскому языку грамматикой, сложным языковым материалом. В основном это касается обучения русскоязычных детей. Такая ситуация с программами по татарскому языку наиболее заметно сказывается на эффективности преподавания в начальной школе. В этом возрасте ребенок усваивает язык не через грамматические структуры, а через языковую среду. Шаблонные фразы, лексика многократно слышатся, запоминаются, затем воспроизводятся в коммуникации и далее используются при чтении и письме.
Следует отметить, что одной из главных проблем современной школы является отсутствие мотивации к обучению татарского языка. Если ребенка в начальной школе невозможно заинтересовать обучению, то в дальнейшем желание учить неродной язык и вовсе пропадет.
Для решения» этой проблемы, был создан учебно-методический комплекс «Сәлам!». Вместе с учениками 1 класса «А», мы занимаемся по данному комплексу, и следует отметить, что ученикам и их родителям нравится данные учебные пособия.
УМК «Сәлам!» включает в себя яркие, красочные учебники, рабочие тетради, а также интерактивный онлайн-сайт для работы как на уроке, так и дома.
Почти каждое упражнение сопровождается аудиозаписью. Ученики слушают, повторяют, отвечают на вопросы, сами задают вопросы и т. д. Особое внимание следует обратить песням, которые записаны специально под каждый модуль. Сначала мы разучиваем новые слова, затем на уроке поем песни, лексика которых практически полностью состоит из выученных слов в модуле, и таким образом закрепляем их.
На каждом уроке я в обязательном порядке стараюсь включать несколько игр. Каждый урок должен быть интересным, включать в себя разные виды деятельности, чтобы каждый ученик выходил из класса довольным, а главное — с определенными новыми знаниями. Что касается домашних заданий, ученикам я предоставляю возможность выполнить творческие задания, например, дорисовать, нарисовать, разукрасить, пройти лабиринт, приклеить стикеры, что помогает ненавязчиво повторять изученное на уроке.
Что касается других классов, я также стараюсь проводить уроки в форме игры. С учащимися 2-х и 4-х классов, мною были проведены игры Поле Чудес. Несколько уроков мы посвящаем изучению определенной теме, после чего я проверяю уровень освоения полученных знаний, путем проведения данного занятия. Ученики полностью погружаются в игру, ведь есть настоящий барабан, который они вращают под телевизионную мелодию игры.
В начале урока, у нас проходит отборочный тур (с особенными заданиями), после чего определяется 3 тройки игроков, победители которых играют за главный приз.
Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в конкурсах и фестивалях.
Применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету. Следует отметить, что театрализованная деятельность помогает научить детей говорить на татарском языке. Она настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. После таких занятий, сказок, драматизаций повышаются знания детей. Дети, играющие основные роли, очень «вырастают», поэтому я стараюсь обязательно предоставить хотя бы маленькие роли для более застенчивых детей. Они дают возможность ребенку догнать своих товарищей. С учащимися 3 класса, мы участвовали в Театральном фестивале-конкурсе «Сайяр» и заняли II место на муниципальном этапе.
С учениками 4-х классов, мы участвовали в Республиканском конкурсе творческих работ «Герои сказок Габдуллы Тукая». Цель нашего участия в данном конкурсе – познакомить детей с легендами родного края и творчеством Габдуллы Тукая, а также привить интерес к изобразительному творчеству, шедеврам татарской художественной культуры. Участники были награждены грамотами. А ученица 2 класса заняла II место на муниципальном конкурсе чтецов «Я читаю Г. Тукая».
Любой ребенок, участвуя в конкурсах, приобретает новый опыт, получает возможность реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Системное знание детской психологии, позволяет понять, зачем ребенку участвовать в школьных конкурсах в каждом конкретном случае.
Я как молодой педагог получаю конкретные советы по интересующим вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Также по мере возможности, стараюсь посещать различные обучающие семинары, мастер-классы, открытые уроки для того, чтобы получить бесценный опыт коллег. Летом 2017 года побывала в Иннополисе на республиканском августовском совещании педагогических работников.
В октябре 2017 года вместе с коллегами мы приняли участие в разработке инновационного проекта на тему: «Реализация инновационных программ воспитания и социализации обучающихся».
Несмотря на то, что мой педагогической опыт работы еще совсем мал, я верю, что у меня все получится, ведь не зря я выбрала именно эту профессию. Ведь учитель живет и трудится благодаря искренним улыбкам и неудержимой энергии своих учеников.