МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Выполнила:
учитель физической культуры
Плюхина Ольга Юрьевна
1квалификационная категория
2011 г.
Школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности в физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В этой связи решающее значение имеет оптимальное использование подвижных игр и игровых упражнений в формировании двигательных навыков и умений учащихся. Учитывая важность использования подвижных игр для успешного освоения школьного программного материала, выбрала тему самообразования «Игровой метод, как фактор повышения двигательных способностей учащихся». Изучив системные исследования детской игры, которые были проведены такими учеными, как Л.С.Выготский, А.В.Запорожцев, А.Н Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Д.Б.Эльконин и др., предполагаю, что целенаправленная комплексная программа с использованием подвижных игр и игровых заданий с учащимися школьного возраста позволит:
сделать учебный процесс по физическому воспитанию в школе более интересным и познавательным;
обеспечить эффективный процесс воспитания двигательных способностей учащихся при применении подвижных игр на уроках физической культуры в школе;
скорректировать методы и средства для развития двигательных способностей учащихся.
Работу над проблемой использования подвижных игр для активизации двигательной активности школьников начала с поиска наиболее трациональных методов организации учебного процесса в школе.
Традиционно на уроках использую следующие методы:
фронтальный, когда дается одно общее задание всему классу;
групповой, когда класс делится на несколько групп, каждой из которых даются разные задания;
индивидуальный, когда персональное задание получает каждый ученик;
поточный, когда учащиеся выполняют упражнения один за другим.
Это позволяет решить задачу овладения школьниками базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу расширения двигательного опыта учащихся, границ двигательной активности школьников.
Использую следующие формы организации и виды урока:
урок – обучение урок – игра
урок – путешествие урок – тренировка
урок – импровизация сюжетно-игровой урок
тематический урок комплексный урок
контрольно-проверочный урок
На уроке стараюсь создать учащимся следующие условия:
Работая над поиском форм и методов обучения учащихся групповому взаимодействию, пришла к выводу о необходимости широкого использования подвижных игр и соревнований. На любом этапе обучения они помогают мне решать задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействуют совершенствованию двигательной функции и закладывают основу для подготовки школьников к конкретной игровой деятельности.
Работая над темой самообразования, прежде всего, овладела методикой проведения подвижных игр, которая включает в себя основные этапы:
выбор игр
подготовка к игре
руководство игрой
окончание игры
Так как подвижные игры считаю наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков, делаю все для того, чтобы сделать их популярными, увлекающими детей. К сожалению, все чаще в школу приходят дети с очень низким уровнем физической подготовленности, не желающие заниматься физическими упражнениями и в течение дня мало двигающимися, поэтому чтобы возбудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм, подбираю интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. Когда планирую игры, то учитываю внутреннюю связь между ними и последовательность освоения навыков, приобретенных на занятиях. Перехожу от знакомых игр к незнакомым постепенно:
в незнакомые игры ввожу новые правила и условия, постепенно повышая требования к навыкам и умениям, которыми учащиеся уже овладели;
при изучении новой игры учитываю умения и навыки, приобретенные учащимися, постепенно их усложняю.
При выборе игры для урока учитываю степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки, в первую очередь, задачи, решаемые на данном уроке.
Используя подвижные игры, постепенно формирую у учащихся школы базу для овладения навыками игры в волейбол, баскетбол, при этом работаю над тем, чтобы занимательность подвижных игр не была пустой забавой, а была занимательной формой позволяющей активизировать формирование двигательной активности школьников.
В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные игры с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, а также элементы игр, способствующие развитию женственности у девочек. Юношам даю задания, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой.
Но только с помощью урока воздействовать на двигательные способности учащихся невозможно, поэтому одной из важнейших составляющих форм физического воспитания в школе является физкультурно-оздоровительная работа. Ведь давно известно, что наибольшую радость дети испытывают, участвуя во внеурочных мероприятиях, где есть возможность проявить свои способности – быстроту, ловкость, находчивость, умение преодолевать препятствия.
Одной из увлекательных и массовых форм внеклассных мероприятий по физической культуре в школе является спартакиада. В первую очередь, она в себя включает те виды упражнений, которые входят в школьную программу:
осенний легкоатлетический кросс, в котором принимают участие дети с 1-11 класс
«День здоровья», на это мероприятие идут с большим желанием и дети, и педагоги, и их родители. В его программу включаю игры, основанные на соревновательных элементах, при этом учитываю, что у детей разные медицинские группы, поэтому обязательно дозирую нагрузку, а также учитываю возрастные особенности. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах
первенство по баскетболу среди 8-11классов
первенство по пионерболу среди 5-7 классов
«час веселых состязаний» среди 1-4 классов
«Мама, папа, я – спортивная семья!», папы и мамы видят своих детей с новой стороны, лучше узнают их, осознают жизненную необходимость регулярных занятий физической культурой. Благодаря этой встрече учащиеся начинают заниматься более усердно.
«А ну-ка, мальчики!» проводятся среди 1-4, 5-7, 8-11 классов
«Зимние забавы» - среди 1-4, 5-7, 8-11 классов
«Многоборье» среди 3-5 классов
«Легкоатлетическая эстафета к 9 мая» 2-11 классы
Результативностью своей работы считаю:
Общий уровень физической подготовленности учащихся начальной школы значительно возрастает к переходу в среднюю школу, учащиеся легко усваивают основы спортивных игр (баскетбол, волейбол)
Уроки физической культуры проходят живо, интересно, учащиеся занимаются с удовольствием, уровень качества обучения достаточно высокий, в школьных мероприятиях дети участвуют с желанием