СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание педагогического опыта на тему: "Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных результатов в урочной деятельности."

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци

Просмотр содержимого документа
«Описание педагогического опыта на тему: "Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных результатов в урочной деятельности."»

Описание педагогического опыта

Каменцевой Эльвиры Радмиловны,

учителя начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)»

Вахитовского района г. Казани



Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных результатов в урочной деятельности.



Содержание

  1. Введение.

    1. Актуальность темы.

    2. Системно – деятельностный подход в обучении.

    3. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.

    4. Оценка метапредметных результатов.

  2. Анализ результативности опыта.

    1. Результативность участия обучающихся на конкурсах, очных и дистанционных олимпиадах

  3. Приложение.

  4. Используемая литература





«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци

  1. Введение.

    1. Актуальность темы

Жизнь человека в постоянно меняющихся условиях ХХ1 века требует новых знаний и умений. Ответ на вопрос, какие качества и способности необходимы ему, выражается в попытках описать, нарисовать идеальный образ современного человека. Он предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный, способный видеть и решать проблемы автономно и в группе, готов постоянно учиться, находить и применять нужную информацию. Это актуализирует задачи развития личности обучающегося, является важнейшим ориентиром в модернизации российского образования.

Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться. Таким образом, речь идет о важной составляющей качества результата образования – о компетентности личности, способной к жизни в постоянно меняющихся условиях.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

При определении путей и методов достижения поставленных передо мной целей встают вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности?





    1. Системно – деятельностный подход в обучении.



Прежде всего, остановимся на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

    1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися, в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания. Его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его. Овладеют способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.

Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, формирование метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили  выбор моей методической темы: « Системно-деятельностный подход как средство формирование метапредметных результатов в урочной деятельности».

Целью  работы является изучение особенностей системы формирования метапредметных результатов на  ступени начального школьного образования.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

  • рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования

  • изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;

  • изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;

  • подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности метапредметных результатов. 

Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки.

Передо мной встал главный вопрос:

Что оценивать?

Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные, то есть умение действовать в различных ситуациях (учебных или жизненных).

Что такое результаты УЧЕНИКА?

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (заданий):

задания на диагностику предметных результатов (задачи, задания, упражнения и их группы, в которых указана цель и учеником должен быть представлен результат в виде применения, прежде всего, предметных знаний и умений);

задания на диагностику метапредметных результатов (задания и ситуации, требующие от ученика осуществить преимущественно надпредметные познавательные, регулятивные или коммуникативные действия);

задания на диагностику личностных результатов (надпредметные задания и ситуации, требующие от ученика, прежде всего, проявить свои личностные качества, нравственно-оценочные действия и т.п.);

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой  универсальных учебных действий.  Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание формирования метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

    1. Оценка метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.


Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Задания на уроке формулируем таким образом, чтобы ребенок не только получил определенные знания по предмету, но и смог ими пользоваться в жизненных ситуациях, то есть задания, которые требуют от ученика преимущественно познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.


В учебнике даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых составляю проверочную работу. Например, комплексная проверочная работа по русскому языку, кроме предметных знаний и умений, проверяет личностные (принятие значимости ценности труда), познавательные (выделение главного; различение информации и отношения, формы слова и однокоренных слов; моделирование предложения), коммуникативные (монологический текст как ответ на вопрос).


  • Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели.

  • Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.

  • Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения.

  • Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне, приставке или окончании. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях?

  • Раздели фигуры на две группы разными способами.

  • Проверь выполненную работу.

  • Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера.

  • Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?


Благодаря заданиям такого рода дети учатся рассуждать, анализировать, классифицировать, работают на метапредметный результат.

Оценивание уровня сформированности метапредметных результатов

(целеполагание, планирование) может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой и парной работе. Здесь очень важную роль играет самооценка учащегося. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Данный алгоритм дается на первых уроках, дети приклеивают бумажки с алгоритмом на обложку тетради и в любой момент могут обратиться к нему за помощью. Ребята быстро усваивают, как правильно оценить выполнение определенного упражнения или задания. Невозможно опросить всех учеников на уроке, поэтому договариваемся с ребятами, что они ставят на полях тетради напротив выполненного упражнения соответствующий знак. Ребята знают, что если они не справились с работой, или допустили ошибки им обязательно нужно этот материал доработать дома или обратиться за помощью к преподавателю. На родительском собрании родителям также озвучиваются эти знаки, и дома они могут отследить, как ребенок разобрался в материале, на что нужно обратить внимание. При подготовке к тематической контрольной работе по данным обозначениям можно подобрать материал так, чтобы самые трудные для ребят вопросы в данной теме были проработаны еще раз.


Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?


В тетрадях приклеиваем листок с примерными вопросами, с помощью которых дети смогут подвести итог проделанной работы.


Метапредметные

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?


Предметные

Я могу…

Я умею…

У меня получается…

Я понимаю…

Я знаю…

Я выполняю…

Я способен…

Я склонен…

Я придерживаюсь…

Я соблюдаю…

Я применяю…

Я использую…

Я стремлюсь…

Я стараюсь…


Уроки составляю в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает определение темы, формулировку целей и задач урока, планирование работы на уроке самостоятельно учащимися, поэтому очень важно для меня отследить формирование данных умений. В данном случае мы пользуемся теми же знаками, что и при самооценке ( " + " – знаю или умею очень хорошо; « ? » – иногда ошибаюсь; « - » – пока самостоятельно не выполняю). Так же работают учащиеся на полях тетради, мы договариваемся, что определение темы урока – ставим 1 и оцениваем умение, целеполагание – 2, планирование работы на уроке – 3, рефлексия – 4. Напоминалки висят на доске. После каждого этапа урока напоминаю о самооценке, ребята быстро запоминают и применяют данную систему без напоминания. При проверке тетради вижу, что у ребенка не получается, дорабатываем на уроках и после уроков.


Для себя составляю сводную ведомость, в начале учебного года стараюсь заносить результаты при проверке тетради ежедневно, с течением времени – реже.

Например, составляю такие таблицы по каждому умению:


ФИО

Целеполагание

число

2

3

4

5

8

9

10

11

12

15

16

17

18

19










?

?

?

?

?

+

+

+

+

+

+

+

+

+










?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

+

+

+

+










?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?










-

-

-

-

-

-

-

?

?

?

?

?

?

?










?

?

?

?

?

+

+

+

+

+

+

+

+

+











Далее уже составляю такую таблицу, в нее выставляю « - » и « ? », для того, чтобы контролировать данные умения (выставляю результаты 1 раз в месяц, просматривая тетради учащихся):



ФИО

1

2

3

4


+

+

+

+


+

+

+

+


+

?

?

?


?

-

-

?


?

+

?

+



Данные таблицы позволяют мне контролировать динамику индивидуального роста каждого ученика по овладению метапредметными результатами.

Метапредметные результаты отслеживаю при помощи оценочных листов на разного рода диагностических, проверочных, контрольных работах.

Например, выполняя определенные задания ученик оценивает себя, его оценивает учитель, если результаты не совпадают в личной беседе с учащимся приходим к одному результату.

Данную таблицу даю на разных уроках, по разным темам. Ребенку выдается данная таблица без первой графы, выполняя задание, дают самооценку своей работе.










Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя



Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

 

 



Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: открой учебник на странице ___, найди упражнение ___, прочитай и пойми задание…

 

 



Умение осуществлять действия по образцу


Выполни задание так, как в образце

 

 


ФИО














Умение принимать учебную цель

Умение следовать инструкции учителя

Умение осуществлять действия по образцу

Умение оценить свой результат

Умение контролировать свои действия

Умение задавать вопросы

Умение работать в паре

Умение строить монологическое и диалогическое высказывание


5

5

5

4

4

5

5

5


5

5

5

5

4

5

5

5


3

4

4

3

3

4

4

3

Пример контрольной работы по теме «Текст». (Дети оценивают свой результат при выполнении каждого задания, максимально – 3 балла (баллы оговариваются с детьми заранее.)

Задание

Баллы

Прочитайте текст.

(1) Пришла весна. (2)Из земли показалась зелёная стрелочка. (3)Она быстро рос­ла, потом разделилась на два листочка. (4)Между ними появился маленький росток. (5)Однажды утром мы с Толей увидели, что росток расцвёл белыми колоколь­чиками. (6)Толю поразила красота ландыша. (7)Он не мог оторвать глаз от цветка. (8)Мальчик протянул руку, чтобы сорвать ландыш. (9)«Подожди, не срывай. Сначала скажи, какой он красивый», — остановил я Толю. (10)Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. (11)Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и ещё на что-то удивительно красивое. (12)В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. (13)Маленький чело­век тихо прошептал: «Как снежные пушинки. Как серебряные колокольчики. Растите, ландыши!»

1

Озаглавьте текст фразой из этого текста.



Определите тип текста (повествование, рассуждение или описание).


3

Разбейте текст на абзацы. Укажите номера предложений, с которых начинаются абзацы.


4

Составьте план текста.


5

Придумайте вопросы к тексту (не менее трех).


6

Определите главную мысль текста (что хотел сказать автор читателям)?


7

Напишите, прав или не прав был автор, когда не позволил Толе сорвать цветок? Поясните свое мнение.


На основании самооценки ребенка и оценки учителя (несовпадения в оценке обсуждаются с учеником, приходим к единому мнению) результаты заносятся в таблицу (таблицы вкладываются ребенком в портфолио)

Фамилия, имя

Метапредметные умения

Умение выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста

Умение определять назначение разных видов текстов

Умение делить текст на смысловые части

Умение составлять план текста

Умение формулировать вопросы к тексту

Умение определять главную тему, общую цель или назначение текста

Умение формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

Общее количество баллов

Уровень


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7




Максимальное количество баллов

3

3

3

3

3

3

3

21


Учащийся должен

• иметь четкое представление о цели учебной деятельности;

• иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;

• четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;

• понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений, а учителю планировать свою работу.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает передо мной. Системно-деятельностный подход как средство формирования метапредметных компетенций в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

  1. Анализ результативности опыта.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД


Уровни сформир-ти УУД/ класс

Высокий (%)

Выше среднего (%)

Средний (%)

Ниже среднего (%)

Низкий (%)

1 Б

5%

37%

55%

3%

-

2 Б

18%

40%

42%

-

-

3 Б

26%

48%

26%

-

-

















Регулятивные УУД


Уровни сформир-ти УУД/ класс

Высокий (%)

Выше среднего (%)

Средний (%)

Ниже среднего (%)

Низкий (%)

1 А

17%

41%

28%

10%

4%

2 Б

30%

15%

37%

18%

-

3 А

46%

38%

16%

-

-


Коммуникативные УУД


Уровни сформир-ти УУД/ класс

Высокий (%)

Выше среднего (%)

Средний (%)

Ниже среднего (%)

Низкий (%)

1 Б

22%

38%

30%

10%

-

2 Б

41%

35%

19%

5%

-

3 Б

57%

33%

10%

-

-

Из данных таблиц видно, что уровень сформированности метапредметных результатов идёт в положительной динамике. Сформированы универсальные учебные действия, позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика.

Предметы

Качество


2 Б

3 Б

Математика

69%

72%

Русский язык

65%

69%

Литературное чтение

72%

79%

Окружающий мир

79%

81%

ИЗО

85%

86%

Технология

87%

89%











    1. Результативность участия обучающихся на конкурсах, очных и дистанционных олимпиадах

Предмет

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения олимпиады

Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)



Математика

образовательное учреждение

победитель

2014

Диплом

Окружающий мир

город

призер

2015

Диплом

Литературное чтение

город

победитель

2015

Диплом

Вид, название мероприятия

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения

Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Дистанционная олимпиада по математике за 2 класс

международный уровень

1 место –

2 ученика;

3 место –

3 ученика;

2014

дипломы 1 степени

дипломы 3 степени

Всероссийская олимпиада по математике

федеральный

2 место –

2 ученика

2015

дипломы 2 степени

«Математический капкан»

международный уровень

1место –

1 ученик;

3 место –

2 ученика

2015

диплом 1 степени


дипломы 3 степени

Дистанционная олимпиада по литературному чтению

международный уровень

1 место-

2 ученика;

2 место –

2 ученика;

3 место –

1 ученик

2015

дипломы 1 степени

дипломы 2 степени

диплом 3 степени


3. Приложение.





































  1. Используемая литература

1. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.

2. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

3. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

4. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

5. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.