СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы опыта работы Лесковой Аллы Владимировны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание системы опыта работы Лесковой Аллы Владимировны. Результативность.

Просмотр содержимого документа
«Описание системы опыта работы Лесковой Аллы Владимировны»

Описание системы опыта работы Лесковой Аллы Владимировны

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

Одним из основных условий формирования ключевых компетенций обучающихся является высокий уровень познавательного интереса, как во время урока, так и во внеклассной работе. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию у учащихся интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.

Поэтому я наряду с традиционными провожу уроки с активными формами обучения, которые в большей степени отвечают требованиям компетентностного подхода.

К сожалению, последние 10-15 лет снижается учебная мотивация школьников в связи с интересом в других областях деятельности, замещением культурных ценностей материальными.

Поэтому целью моей работы стало повышение мотивации деятельности учащихся с целью формирования у них ключевых компетенций.

Задачами моей работы являются:

- изучение теоретических основ новых педагогических технологий и нормативно-правовой базы преподавания истории и обществознания в 5-11 классах;

- применение на практике (на уроках и во внеклассной работе) новых педагогических технологий (технология критического мышления, проектная технология, информационно-коммуникативная технология);

- использование активных и интерактивных методов обучения, различных форм урока и видов учебной деятельности.

Основные методические инновации последних 10 лет в моей педагогической деятельности связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению истории, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Традиционно выделяется три стороны общения.

– информативную (обмен информацией);

– интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

– перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Анализ литературы по психологии позволил установить, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места".

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Таким образом интерактивное обучение

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Субъектно-субъектные отношения позволяют минимизировать озвученную роль учителя, но зато на таком уроке хорошо видна предшествующая работа.

Эффективным приемом обучения является создание «банка данных» или сброс идей в «корзину знаний». Этот прием на первом этапе урока позволяет мне вызвать интерес учеников к теме, осознать проблему и представить ассоциации, имеющиеся у них до изучения нового материала.

На втором этапе урока ученика распределяются в группы для «диалога» или «сотрудничества». Класс может быть поделен на две группы (например, для «мозгового штурма»), на четыре или шесть групп. Выбор мною количества групп зависит от объема материала, его сложности и содержания.

Еще один вариант пространственного расположения групп: внутренний круг неподвижный, внешний – динамичный. Этот прием я использую на повторительно-обобщающих уроках.

Интерес у учащихся вызывает «живая линия». Уроки по обществознанию и обсуждение исторических портретов на уроках истории планирую с использованием этого приема. Он в большей степени делает акцент на личность обучающегося, создает широкие возможности для творчества.

Ряд уроков разработаны и апробированы по технологии критического мышления («шесть шляп мышления»). Этот метод позволяет разложить мышление ученика на составные части, выделить в нем шесть основных типов, предоставив тем самым человеку возможность в каждый конкретный момент времени обращаться к одному сознательно выбранному типу мышления, а не использовать их одновременно.

Распространенными методами мотивации учебной деятельности в моей педагогической практике являются возбуждение положительного интереса к обучению через нравственные переживания, неоднозначный анализ исторических деятелей, занимательность материала, художественность, яркость, эмоциональность моей речи и создание ситуации успеха у учащихся, испытывающих затруднения в учебе.

Разнообразные формы внеклассной работы имеют больше возможностей для интеллектуального развития, раскрытия и воспитания личности, поддержания познавательного интереса к истории.

Учащиеся с желанием участвуют в школьных, городских, областных и российских конкурсах. Ежегодно проводятся школьные предметные недели, Дни науки, олимпиады. Победители принимают участие в муниципальных предметных олимпиадах. Ряд учащихся участвовали в областных краеведческих викторинах, конференциях, региональной интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие», заочной олимпиаде по обществознанию на базе СмолГУ, областной историко-литературной конференции, проводимой библиотекой им. Твардовского, «Золотом руно».

Обучающиеся откликаются на любые мои предложения. Например, в 2010-2011 учебном году в 11 класее я проводила открытый урок в рамках городского конкурса «Открытый урок по истории» по технологии критического мышления, в 2011-2012 учебном году в 11 классе – мероприятие «Выбирай не имя, а будущее» в рамках областного конкурса на лучшее мероприятие в области избирательного права, проводимого Областной избирательной комиссией (Грамота).

Ситематически в урочной и внеклассной работе я использую материалы школьного музея, основанного мною в 2004 г.

В результате применения активных и интерактивных форм обучения наблюдается позитивная динамика роста качества ЗУН.

2007 г

2008 г

2009 г

2010 г

2011г

52%

54%

55%

60%

62%


Из года в год все больше учащихся выбирают историю и обществознание в качестве экзаменов.

Результаты ЕГЭ 2009 – 2010 учебного года.

Предмет

Количество учащихся, сдающих предмет

Процент от общего количества выпускников

Средний балл

История

-

-

-

Обществознание

4

25

60


Результаты ЕГЭ 2010-2011 учебного года.

Предмет

Количество учащихся, сдающих предмет

Процент от общего количества выпускников

Средний балл

История

2

12

50

Обществознание

8

50

62


Результаты ЕГЭ 2011-2012 учебного года.

Предмет

Количество учащихся, сдающих предмет

Процент от общего количества выпускников

Средний балл

История

8

50

53

Обществознание

14

88

64


Результаты Школьного этапа всероссийских олимпиад школьников по истории, обществознанию и праву.

Предмет

Количество учащихся, участвовавших в 2009-2010 г

Количество призеров

в 2009-2010 г

Количество учащихся, участвовавших в 2010-2011 г

Количество призеров

в 2010-2011 г

Количество учащихся, участвовавших в 2011-2012 г

Количество призеров

в 2011-2012 г

История

15

2

8

3

12

3

Обществознание

15

5

20

6

21

10

Право

17

4

12

4

14

5


Результаты Муниципального этапа всероссийских олимпиад школьников по истории, обществознанию и праву.

Предмет

Количество учащихся, участвовавших в 2009-2010 г

Количество призеров

в 2009-2010 г

Количество учащихся, участвовавших в 2010-2011

Количество призеров

в 2010-2011 г

Количество учащихся, участвовавших в 2011-2012 г

Количество призеров

в 2011-2012 г

История

1

-

3

-

1

1

Обществознание

2

1

6

1

2

-

Право

3

-

4

-

4

1


Результаты городской историко-краеведческой олимпиады.

Учебный год

Результаты

2007-2008

Диплом I степени и Грамота призера

2008-2009

Диплом I степени и Грамота призера

2008-2009

Грамота призера

2010-2011

Две Грамоты призера

2011-2012

Две Грамоты призера


Результаты участия в Районном смотре-конкурсе школьных военно-исторических музеев.

Учебный год

Результат

2007-2008

Диплом III степени

2008-2009

Грамота за сбор материалов основного фонда

2008-2009

Грамота за поисковую работу

2010-2011

Диплом III степени

2011-2012

Грамота за использование новых технологий и Грамота за активную исследовательскую работу.


В 2012 г учащимся 9-11 классов я предложила составить рейтинг учебных предметов. Из 14 предметов история заняла 3 место (после физкультуры и информатики).

Затем были заданы вопросы для выявления мотивов познавательного иснтереса. Основные мотивы интереса к истории (дает интересную информацию, хотел бы больше времени уделять данному предмету) указали 60 % учащихся, мотив осознания собственного роста (учит думать, анализировать, сравнивать) отметили 61 % респондентов.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

· развитие личностной рефлексии;

· осознание включенности в общую работу;

· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

· развитие навыков общения;

· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

· повышение познавательной активности

классу:

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательного интереса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

мне как учителю:

· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Психологами доказано, что ученик усваивает 30% информации, когда слушает материал, 60-70% при использовании других видов памяти и 90% если, проработав сам этот материал, он рассказывает, объясняет, доказывает.

В соответствии со стандартами второго поколения традиционный урок не позволяет сформировать творчески мыслящего гражданина, внутренне свободного, деятельного, обладающего высоким нравственным и экологическим сознанием. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую разнообразные активные и интерактивные приемы обучения, на всех этапах деятельности ученика поддерживаю его интеллектуальную и коммуникативную состоятельность. В этом случае осуществляется Формула педагогического счастья – формула успешности учителя и ученика, и ученик избежит участи тех, кто всю жизнь прожили, а себя не нашли.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!