СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПК Доклад на тему "Главный Престольный праздник в Токаревском районе и его традиции"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОПК Доклад на тему "Главный Престольный праздник в Токаревском районе и его традиции"»

Межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся образовательных организаций «ТРАДИЦИИ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДУХОВНОСТЬ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»













Номинация: «Престольные праздники моей

малой Родины»



Тема: «Главный Престольный

праздник в Токаревском районе и его

традиции»»







Автор: Семенов Андрей

Руководитель: Дудина Н.М.

Образовательная организация:

МБОУ Токаревская СОШ №1















2020 год

Содержание

Введение

Основная часть:

Глава 1. Престольные праздники населенных пунктов нашего района.

    1. Что такое престольный праздник.

    2. История праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

    3. История Покровских храмов нашего района.

    4. Обычаи и традиции престольного праздника.

    5. Воспоминания о праздновании Покрова.

Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников

о престольном празднике нашего поселка.

Заключение

Источники и литература

Приложение































  1. Введение

«Всякая душа празднику рада». Так гласит русская народная пословица. Праздник - душа народа. Именно в них она раскрывается наиболее полно и широко. Кажется, нет человека, который ни любил бы их. Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.

Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются лишь традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. Православные праздники напоминают человеку, что, кроме нашей повседневной жизни, существует другая - духовная. Помимо этого, православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами, – это источник познания народной мудрости, души, традиций и уклада жизни нашего народа.

Из рассказов своей прабабушки Мурылевой Серафимы Ивановны я узнал, что некоторые церковные праздники в селах нашего района празднуются три дня. Такие праздники называются престольными. Меня очень заинтересовала эта тема, и я решил узнать более подробно о том, что такое престольный праздник, какие престольные праздники отмечаются на территории моего родного Токаревского района, определить самый распространенный из них и узнать его традиции. Так появилась тема моей исследовательской работы «Главный престольный праздник Токаревского района и его традиции».

Считаю выбор темы актуальным, так как многие народные традиции в православии уходят в прошлое, а зависимое от новомодных гаджетов молодое поколение нашей страны мало интересуется культурным наследием своего родного края. Данное исследование может помочь ребятам глубже познать духовную культуру родной земли, ее традиции. Как наши предшественники бережно хранили свою историю и преемственность поколений, так и нам не стоит забывать своих истоков.

Гипотеза: я предполагаю, что развитие интереса к культуре, истории России и нашего поселка, к знанию православных традиций – путь к воспитанию у подрастающего поколения любви к своей Родине, становлению духовно-нравственных качеств.

Цель работы: собрать информацию из различных источников о самом распространенном престольном празднике в Токаревском районе, его традициях.

Задачи:

1.Узнать, что такое престольный праздник и какие престольные праздники
отмечают жители соседних сел.
2. Выяснить из интернет - источников историю самого распространенного престольного праздника в районе, а также традиции, обычаи и приметы, связанные с этим праздником.
3. Записать рассказ о том, как отмечали праздник.

4. Выявить уровень информированности одноклассников об истории празднования Престольного праздника.

Объект исследования – праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Предмет исследования – традиции и обычаи Престольного праздника.

Методы исследования:

1.Поисковый (сбор информации).

2.Социологический опрос (беседа).

3.Анализ.

4.Обобщение.

Новизна проекта заключается в том, что предметом исследования является малоизученная тема. Ежегодно мы отмечаем престольный праздник, но плохо знаем его историю, традиции и обычаи.

Практическая значимость исследования. Данное исследование имеет определенную ценность для нашей школы, так как
может быть использовано на классном часе или внеклассном мероприятии,
посвященном своей малой родине, а также на школьной ученической научно-исследовательской конференции.

Источники исследования

В своей работе я использовал информацию, полученную от моей прабабушки Мурылевой Серафимы Ивановны, бабушки Мурылевой Людмилы Викторовны, папы Семенова Вячеслава Юрьевича, а также жителей с.Васильевка и д. Марьевка Токаревского района. Пригодилась информация из Интернета.

Продукт проекта

Буклет «Главный Престольный праздник Токаревского района».






















Глава 1. Престольные праздники населенных пунктов нашего района.

1.1 Что такое престольный праздник.

Престольный (храмовый) праздник — это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православного храма. Уже сами названия — храмовые, престольные — говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой "небесное место селения Господа Вседержителя" и одновременно — Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее — Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила — Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка — Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла — Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского — Николин день весенний и зимний.

Из бесед с жителями д. Красные Лужки, с. Васильевка, с. Марьевка, р.п. Токаревка удалось выяснить, какие престольные праздники отмечаются в некоторых селах нашего района. (Приложение 1)

На основе полученных данных можно сделать вывод, что наиболее распространенным престольным праздником в нашем районе является Покров Пресвятой Богородицы. Из анализа полученной информации по 34 населенным пунктам в 16 из них данный праздник является престольным, в 6 – Казанская. В остальных поселениях Сергиев день - 2, Дмитриев день- 2, Святителя Николая (Никола)-2, Михайлов день (Архангела Михаила) -2, Ильин день -1, апостолов Петра и Павла -1, Благовещения -1, Пресвятой Троицы-1.

    1. История праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

14 октября Русская Православная Церковь празднует большой светлый праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Православный праздник - Покров
Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих. Это один из самых любимых нашим народом праздников. Очень удивительно, что праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных
церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России.

История праздника уходит своими корнями в середину 10 века. В это время, когда Византией правил император Лев Мудрый, а патриархом был Макарий, на главный город страны Константинополь надвигался флот армии нечестивых сарацин. Византийцы поняли, что это бедствие им было послано Богом за тяжкие грехи. Тогда они шли в храмы молиться о спасении города.

Один раз, в воскресный день во время всенощного бдения, когда весь Влахернский храм был переполнен молящимся народом, святой блаженный Андрей юродивый со своим учеником, блаженным Епифанием, увидел, как Пресвятая Владычица спустилась на облаке с сонмом Небесных сил апостолов, мучеников и святителей. Богородица молилась Богу со слезами о заступлении от врагов, видимых и невидимых, и распростёрла над молящимися свой омофор. После чудесного явления сарацины отступили от города. Это событие произошло 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю). Сейчас в России Покров Пресвятой Богородицы мы почитаем больше, даже чем в Греции.

По некоторым данным существует другая версия о спасении Богородицей Константинополя. В 866 году русские князья варяги Аскольд и Дир решили захватить Константинополь. Они собрали огромную флотилию и двинулись по морю на столицу Византии. Когда варяжские войска оказались на Византийской земле, они начали разорять местные населения: грабить и убивать, уводить в плен мирных людей. Ночью византийцы собрались в храме с патриархом Фотием и стали молиться о сохранении Константинополя. После молитв поднялась буря, и русским пришлось отступить. После неудачного похода руссы написали Византийскому императору письмо с просьбой прислать им православного миссионера. После проповеди Аскольд и Дир, бывшие некогда варварами, приняли крещение со своей дружиной.

На Руси Покров начали праздновать с 12 века. А установил праздник Покрова Божией Матери великий князь Андрей Боголюбский, в 1164 году в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под свою защиту. И воздвигли на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова. А самый известный храм в Москве на Красной площади все обычно называют именем Василия Блаженного. На самом деле это Покровский собор, построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года.

    1. История Покровских храмов нашего района.

На территории нашей страны в разных городах и селах есть много храмов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородице. В нашем районе находится три действующих Покровских храма: в р.п. Токаревка, в с. Калиновка и с. Абакумовка.



Покровский храм в р.п. Токарёвка

Первый храм появился в Токарёвке в 1879 году. Это был трехпрестольный храм, главный предел которого был освящен в честь «Покрова Пресвятой Богородицы», правый предел был Кресто-Воздвиженский, а левый освящен в честь Андрея Критского. Находился кирпичный храм на месте современной районной больницы. Полностью храм был разрушен в 30 годах 20 века.

Приходской храм открыт в 1994 году.  Имеет один престол, который освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы 9 апреля 1994 года. (Приложение 2)

Покровская церковь в с. Калиновка

Каменная церковь строилась прихожанами с 1818 по 1825 годы. Имеет три престола: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придельные – в честь Казанской иконы Божией Матери и святого пророка Божия Илии. Она была закрыта в 30-ых годах, вновь передана верующим в 1945 г. На протяжении многих лет являлась единственной действующей церковью в районе. (Приложение 3)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Абакумовка

Храм построен в 2005 году по благословению Владыки Феодосия на месте прежнего храма, разрушенного в советское время. Инициатором строительства выступил уроженец с. Абакумовка, председатель попечительского совета Фонда «Возрождение православных святынь» В. И. Андреев. При храме действует воскресная школа. (Приложение 4)

1.4 Обычаи и традиции престольного праздника.

В православном христианстве существует много праздников и памятных дней. Особо почитаются даты важных событий библейской истории, память Божией Матери, ангелов или святых. Кроме этого, у каждого православного храма есть и свой отдельный престольный праздник, который отмечается один раз в году. Престольный праздник еще называется храмовым, или коротко – престолом. (Престолом называли самое святое место в храме).

На Руси престольные праздники появляются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным. Он пользовался особой популярностью среди жителей данной местности. Какой праздник в данном селе будет престольным? Этот вопрос решался на церковном сходе. Обычно престольные праздники отмечались несколько дней. На них съезжались гости и родственники из соседних деревень. Посещение родни в праздничный день считалось делом обязательным.

Готовились к торжеству заранее. Хозяйки мыли дома, натирали полы, убирали участки. Украшали иконы расшитыми полотенцами. С раннего утра топили печь, стряпали для гостей пироги. Поскольку праздник не приходится на пост, то готовились разнообразные угощения, устраивались застолья. Застолье, как правило, заканчивалось поздно вечером, а могло даже продолжаться на следующий день. По русскому обычаю, такая программа считалась необходимым условием каждого престольного дня.

В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения церковь вновь обрела свои прежние позиции, престольные праздники не утратили своего значения, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном.

Издревле в этот день приходы и общины православных храмов, все прихожане и клирики собирались на общее богослужение — накануне на Всенощное бдение (Всенощную) и в сам престольный праздник на Божественную литургию.

  • Заранее убиралась цветами территория в храме и почитаемые церковные иконы.

  • Зачастую праздничную Литургию праздника посещал правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа, где находилась церковь. Литургия нередко проводилась сонмом священнослужителей.

  • Вне зависимости от числа священников после Литургии совершался крестный ход. Духовенство и церковнослужители, прихожане и гости праздника во главе с архиереем, благочинным или настоятелем обходили храм с хоругвями и иконами. Останавливая крестный ход у каждой из четырех стен храма, священник окроплял верующих святой водой, у алтаря читалось Евангелие и пелся тропарь праздника. Престольный праздник еще назывался «малой Пасхой».

  • В завершение богослужения часто пелось «многолетие» — пожелание «многая лета» всем молящимся.

Престольные праздники играли очень большую роль в жизни русской деревни. Они способствовали сохранению и укреплению семейно - родственных, соседских и земляческих связей, предоставляли возможность общения с множеством разных людей. А также позволяли, благодаря прибытию на праздник людей «со стороны», получать информацию о жизни в далеких от своего села местах, о событиях, происходивших в стране. Кроме того, престольные праздники давали психическую разрядку людям, озабоченным житейскими проблемами, занятым весь год тяжелым физическим трудом.

1.5 Воспоминания о праздновании Покрова.

Беседа с моей бабушкой Мурылевой Людмилой Викторовной дала возможность представить, как отмечался престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в селе Абакумовка, Токаревского района Тамбовской области. Она рассказывала:

- Покров в нашем селе – престольный праздник. Все жители готовились к нему заранее. В огородах и на усадьбах старались к Покрову убрать остатки урожая, сжечь мусор, перекопать землю, чтобы все было готово к встрече первого снега и холодов. В домах убирались: белили печи, натирали до блеска полы, на окна вешали новые занавески или стирали старые. К празднику копили деньги, старались купить обновки, из еды что-то повкуснее (пряники, конфеты- подушечки, рыбу), кололи скотину (гусей, кур, уток, поросят).

С утра женщины хлопотали у русской печи: готовили вкусные щи или куриную лапшу, пекли блины, пироги с капустой, сушеными фруктами, варили кисели, Также готовилось множество мясных блюд.

Бабушка хорошо помнит, как всей семьей они приходили к моим родным прабабушке и прадедушке, у которых на престольный праздник собиралось очень много родственников. Они приезжали из других деревень на лошадях в телегах, тарантасах. Было очень оживленно и весело. Пели застольные песни под гармонь, плясали. Ложились спать поздно, в праздничный день это позволено было даже детям.

















Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников

о престольном празднике нашего поселка.


2.1. Результаты анкетирования.


Я решил узнать, что знают мои одноклассники об истории престольного праздника нашего поселка. С этой целью я провел анкетирование с одноклассниками. Ребятам были заданы следующие вопросы:

- Что вы знаете о престольном празднике нашего села?

- Как он называется?

- Когда он отмечается?

- Почему престол назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы?

Проведя опрос, я выяснил, что не все мои сверстники знают о престольном празднике. Из 10 человек только пятеро (50%) дали положительный ответ. Дату праздника не вспомнили 8 человек (80%). Название праздника неизвестно 6 (60%). Многие из ребят слышали о празднике, но в памяти не удалось сохранить его название, дату празднования.

И тогда я решил устранить эти пробелы в их знаниях и презентовать буклет с целью привлечения внимания к духовной культуре нашего села, религиозным традициям земляков.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Мы должны ценить и помнить обычаи своего народа, передавать их из поколения в поколение.







Заключение

В ходе исследовательской работы были выполнены все поставленные задачи:
1. Я узнал, что такое «престольный праздник», что в соседних селах это разные церковные праздники.

2. Выяснил историю и традиции, связанные с праздником Покрова
Пресвятой Богородицы.

3. Узнал от бабушки, как праздновали престольный праздник в селе
Абакумовка.
4. Проанализировал результаты исследования.

5. Из интернет - источников собрал приложение «Храмы Покрова Пресвятой Богородицы» на территории Токаревского района Тамбовской области.

Мне было очень интересно соприкоснуться с историей праздника Покрова
Пресвятой Богородицы и традициями его празднования в селе Абакумовка. Благодаря этой работе я больше узнал о том, как и чем жило поколение моей бабушки. Жаль, что сейчас все это постепенно забывается. Но эту историю необходимо знать.

В последнее время наблюдается большой интерес к изучению истории своей малой родины, к осознанию истоков становления духовных и культурных ценностей общества. Поэтому тема, связанная с изучением престольных праздников нашего района, их традиций, является актуальной и интересной.







Литература:

  1. Коринфский Аполлон. Народная Русь. Сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. / Белый город, Москва, 2007.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. ООО «ИТИ Технология», 2008 г.

  3. Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.

  4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – М. «Аделант», 2012 г.

Источники:

http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=na-puti-k-natsionalnomu-vozrojdeniiu-pravoslavnaia-tserkov-v-nashi-dnihttp://forum.tambovarchiv.ru/viewtopic.php?id=211

http://elib.shpl.ru/nodes/13934#mode/inspect/page/137/zoom/4































Приложение 1

ФИО информатора,
давшего сведения о
престольных праздниках в
разных селах

Год
рождения
информа-тора

О каких
селах
рассказали


Престольный
праздник

Когда
празднуют

Мурылева Серафима Ивановна

1926

д. Красные Лужки

Покров

14 октября

р.п.Токаревка

Покров

14 октября

с. Абакумовка

Покров

14 октября

с. Петровское

Дмитриев день

8 ноября

Бочаров Сергей Александрович

1952

д. Девятка

Покров

14 октября

п. Красный Токай

Покров

14 октября

с. Калиновка

Покров

14 октября

Новая деревня

Покров

14 октября

д. Кулешовка

Покров

14 октября

д. Николаевка

Покров

14 октября

д. Марьевка

Покров

14 октября

Семенов Вячеслав Юрьевич

1960

д. Карловка

Казанская

4 ноября

с. Сергиевка

Сергиев день

8 октября

с. Полетаево

Михайлов день

21 ноября

с. Новоникольское

Никола

19 декабря

Вуколов Сергей Николаевич

1960

с. Васильевка

Казанская

4 ноября

д. Мамонтово

Казанская

4 ноября

д. Марьевка

Казанская

4 ноября

с. Чичерино

Казанская

4 ноября

с. Остроухово

Казанская

4 ноября

Интернет источники


д. Ястребовка

Покров

14 октября

с. Воронцовка

Никола

19 декабря

с. Кочетовка

Благовещение

7 апреля

с. Березовка

Петр и Павел

12 июля

с. Большая Лозовка

Покров

14 октября

с. Громушка

Покров

14 октября

с. Троицкий Росляй

Покров,

14 октября

Троица

50 день после Пасхи

с. Каликино

Ильин день

2 августа

с. Львово

Дмитриев день

8 ноября

с. Антюфеевка

Благовещение

7 апреля

с. Павловка

Казанская

4 ноября

с. Малая Даниловка

Михайлов день

21 ноября

Приложение 2

Покровский храм р.п. Токаревка

Приложение 3

Покровский храм с. Калиновка

Приложение 4



Покровский храм с. Абакумовка






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!