Просмотр содержимого документа
«Опорная схема сочинения по Горькому»
СОЧИНЕНИЕ
Почему такие искаженные, извращенные формы приобретает любовь обитателей ночлежки? (по пьесе М. Горького «На дне»)
1. ВСТУПЛЕНИЕ, М. Горький – писатель и драматург начала 20в. Его время характеризуется ……( Экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. ГЕРОЙ-БОСЯК, «Бывшие люди». Резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.) Смысл названия. Центральная проблема – разобщенность, духовная деградация.
Пьеса нового типа. Внешние события пьесы определяются отношением персонажей к основному вопросу о человеке. Структурная особенность горьковской драмы: перенесение акцента с событий внешнего действия на постижение внутренней содержательности идейной борьбы. Главный конфликт – НЕ СОЦИАЛЬНЫЙ, А МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧА: показать, как в нечеловеческих условиях гибнет духовное начало в человеке.
2. ОСН. ЧАСТЬ. Любовный конфликт как одна из граней социального. Василиса и Пепел, Василиса и Костылев, Пепел и Наташа. (анализ реплик, эпизодов, сюжетных ходов). Почему их взаимоотношения не поднимаются над «уровнем» ночлежки?
Настя, ее «Роковая любовь» и сожитель Барон. Бегство от реальности.
Анна и Клещ, Квашня и Медведев. Можно ли их чувства считать настоящими? Почему погибает Анна, а Квашня вновь «вписывается к мужчине в паспорт»?
Почему истинная, бескорыстная, преданная любовь между героями невозможна?
Любовь христианская, любовь – утешение (Лука). Изменяет ли он что-то в жизни ночлежников?
Любовь-ненависть, любовь – протест (Сатин). Возвышенная любовь к будущему Человеку. Побуждение к действию и отсутствие самого действия (см. последнюю реплику)
3. ВЫВОД. Пьеса нового типа, где разворачивается спор о Человеке. Символический смысл финала. Нравственное «дно», гибель души, невозможность ее воскрешения. Рисуя любовь в извращенных, искаженных формах, Горький говорит о том, что в нечеловеческих условиях, в которых оказалась Россия рубежа веков, человек перестает быть человеком, теряет способность любить и верить в добро.
ТЕОРИЯ: подтекст, центробежная драматургия, паузы, реплики, ремарки, монолог, герой-резонер, символический смысл, идеологическая пьеса