Пуненкова Н.Е., учитель русского языка и литературы. Из опыта работы… | 0 |
Использование опорных конспектов В.Ф. Шаталова как средство формирования читательской грамотности.
С 1 сентября 2022 года вступили в силу обновлённые требования ФГОС, которые коснулись начального общего и основного общего образования. ФГОС третьего поколения имеет некоторые особенности, одна из них – появление понятия «функциональная грамотность». Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования». (2018 – 2025 годы) от 26 декабря 2017г.)
Функциональная грамотность позволяет использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Первая ступень функциональной грамотности – это читательская грамотность.
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Формирование читательской грамотности – это наша задача как учителей русского языка и литературы.
В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности.
Я хочу остановиться на технике, идеи и элементы которой я использую в своей деятельности и которая, на мой взгляд, дает любому учителю возможность продуктивно работать над формированием умения читать текст, извлекать информацию и строить на ее основе простейшие суждения.
Это технология Виктора Федоровича Шаталова. Идея этой технологии заключается в увеличении объёма теоретического материала, изучаемого на одном уроке, и сведении его в крупные блоки в виде опорных конспектов (ОК).
Кроме того, методика В. Ф. Шаталова позволят проявить обучающимся высокую активность в образовательном процессе.
Приём «Опорный конспект»
Если спросить, что из себя представляет ОК, то необходимо совершенно чётко представлять: это теоретический материал по определённой теме, который «свёрнут» на основе обобщения и кодировки нескольких параграфов.
Технология приема: составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Опорный конспект — форма учебной работы, в процессе подготовки которого отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Как ни вспомнить здесь и о кейс-технологии, которая заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию и активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Становится очевидным то, что при составлении опорного конспекта кейсовая технология тоже работает: мы ставим задачу изучить теоретический материал, выделить ключевые понятия, сформулировать полученные сведения и представить их в виде схемы-конспекта.
Ни в коем случае не стоит забывать, что 90% информации усваивается благодаря зрению, потому что зрительная память у нас развита лучше слуховой, поэтому мы используем разные шрифты и цветное исполнение конспекта. А это уже кластер.
Кластер – универсальный приём. Его суть – представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Большой потенциал имеет этот прием на стадии установления причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (в этом и заключается идея Шаталова: в увеличении объёма теоретического материала, изучаемого на одном уроке, и сведении его в крупные блоки).
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Итак, мы учим ребят вдумчиво проработать материал, находить опорные слова-сигналы, представлять полученную информацию в кодированном виде, а потом и воспроизводить полученные знания в нужный момент.
Подобное задание может быть дано при изучении нового материала, для экстренного повторения той или иной темы, а также в качестве домашней работы, как правило, по группам.
Мы, берясь за составление ОК, должны понимать принципы их составления, знать следующие особенности:
лаконичность (в одном конспекте зашифрован материал нескольких параграфов),
структурированность (каждый ОК состоит из нескольких логических блоков),
автономность (каждый блок – отдельная микротема),
доступность воспроизведения,
наглядность и образность (используются 3 – 4 цвета, разные шрифты, символы).
Как ОК применяется на уроке.
Рассмотрим пример.
Записываем тему урока: «Глагол как часть речи». Предлагаем учащимся предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы учащиеся сами формулируют цели урока. Информация записывается на доске.
Далее учитель переводит урок в следующую стадию и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале. Учитель направляет деятельность учащихся по освоению изучаемого материала, внося необходимые коррективы. В результате на доске и в тетрадях появляется опорный конспект.
Составление ОК – процесс сотрудничества учителя и ученика, а ещё и средство научной организации труда обучающегося. Технология В. Ф. Шаталова предполагает освоение совершенно нового вида умственной деятельности (кодирование - раскодирование), которая развивает ум и, на мой взгляд, способствует формированию не только читательской грамотности, но и функциональной в целом.
Работа предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Если вдуматься, то работа по созданию опорного конспекта и есть путь к функциональной грамотности.
Приемы и элементы системы В.Ф. Шаталова удачно вплетаются в современный урок и оказывают большую пользу в формировании читательской грамотности.
Результаты.
Использование данной методики при изучении русского языка, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала обучающихся, развитию речи, мышления.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способно не только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание.