СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорные схемы-конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русской литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается об использовании опорных схем-конспектов (далее ОСК) как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей развитие мышления и речи учащихся. Опорный конспект, опорная схема, рисунок как одна из форм изложения материала способствуют развитию как познавательных мотивов, так и творческих, облегчают понимание новой информации и закрепляют её в долговременной памяти.

Просмотр содержимого документа
«Опорные схемы-конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русской литературы»

Прокопчик Марина Михайловна

ГУО “Средняя школа №28 г. Гродно”

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассказывается об использовании опорных схем-конспектов (далее ОСК) как основы создания развивающей речевой среды, обеспечивающей развитие мышления и речи учащихся. Опорный конспект, опорная схема, рисунок как одна из форм изложения материала способствуют развитию как познавательных мотивов, так и творческих, облегчают понимание новой информации и закрепляют её в долговременной памяти.

Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематически и грамотно применяемое, оно способно не только заложить определенный уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, также появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий.

Применение опорных схем по литературе может иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения.

ОСК дает возможность максимально сконцентрировать в небольшой форме громадное содержание. Так, при изучении в 10 классе романа-эпопеи «Война и мир» учащимися совместно с учителем были созданы схемы опорных положений 2 и 4 тома произведения (приложение 1). Данная работа позволила повторить содержание целого тома, установить взаимоотношения между явлениями и образами, увидеть единство содержания и формы, идейное своеобразие произведения.

Схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

При составлении опорных конспектов деятельность учащихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, конкретизируют лингвистические понятия. В работе используются следующие методы обучения: метод проблемного изложения изучаемого материала, частично-поисковый, репродуктивный (деятельность по алгоритму, по опорной схеме), объяснительно-иллюстративный (работа с учебником, рассказ, объяснение).

Работа над ОСК проходит в несколько этапов. Прежде всего формулируется тема схемы или проблема. ОСК может составляться ко всему произведению или к его части, может отражать отдельные составляющие произведения: «Образ героя», «Система образов», «Жизненный путь героя» и т. д.

На следующем этапе определяются цели и задачи работы: что мы хотим показать и как. Вся работа в ОСК основывается на трех главных вопросах: КТО? (ЧТО?) КАКОЙ? ЗАЧЕМ? Обязательно с учащимися оговаривается форма ОСК. Обычно дается начальная схема, то есть с чего начинается «узел».

Школьников необходимо подвести к этому с помощью наводящих вопросов по содержанию, беседы на восприятие произведения, впечатлений от прочитанного. Все обозначения в схеме носят условный характер, но имеют определенное значение. Именно они помогают учащимся понять движение авторской мысли, выразить свое понимание произведения.

Заполнение схемы происходит на уроках в ходе изучения произведения или дома при выполнении домашнего задания. На заключительном этапе работы обязательно «читается» опорный конспект, что дает возможность подвести итоги работы с произведением, проверить знания.

ОСК помогает школьникам при обобщении, повторении материала, подготовке к сочинению и т.д. Так прослеживается обратная связь: сначала учащийся работает на ОСК, а затем ОСК работает на учащегося.


Опыт показывает, что включение в работу над произведением моделирования ОСК помогает вызвать у детей интерес к творчеству того или иного писателя, сделать работу над художественным текстом более эффективной, помочь ребятам понять смысл произведений.

Заполняя схему, учащиеся с помощью ключевых слов, цитат, стрелок показывают взаимосвязь героев. Важно донести до детей, что автор изображает не отдельных героев, а систему образов, подчинённую идее произведения. Учащиеся выполняют ОСК или в тетрадях, или на отдельных листах, проявляют творчество при оформлении схемы.

Опорные схемы-конспекты играют большую роль при изучении художественных произведений. Школьники учатся систематизировать материал, выделять главное, кратко формулировать мысли, логично строить высказывания. Кроме того, ОСК помогает представить изучаемый материал целостно, в виде общей «картины», а это запоминается учащимися гораздо лучше.

Знания и умения, приобретённые при составлении опорных конспектов, помогают подготовке презентационных материалов к учебно-исследовательским работам.

Опорные конспекты, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения уроков, сделают их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Список использованных источников

1. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку: пособие для учителя / Ю.С.Меженко. - Педагогика, 1992. – с.143

2. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку /Л.П.Федоренко. - М.: Просвещение, 1983. – с. 188

3. Фогельсон И.А. Литература учит: книга для учащихся / И.А.Фогельсон. – Москва: Просвещение, 1990. – с. 303

The article describes using of basic outline schemes as the basis for creating a developing speech environment in the lessons of Russian literature that ensures the development of students' thinking and speech. The supporting abstract, the supporting diagram, the drawing as one of the forms of presentation of the material promotes the development of both cognitive motives and creative ones, facilitates the understanding of new information and fixes it in long-term memory.

Приложение 1