СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект-схема "Россия при Петре I".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорные конспекты-схемы по истории с тренингом и контролем. 

Просмотр содержимого документа
«7-Блок-Петр-текст»

эпоха петра великого (1689-1725)

(пояснительный текст к блоку)

Фоновое изображение символизирует переход в результате петровских реформ и модернизации к регулярному государству.


Внешняя политика Петра I имела три основных направления: северо-западное (стремление вернуть побережье Балтийского моря); западное (стремление усилить влияние в Польше); южное (стремление выйти к берегам Черного моря и обезопасить себя от набегов крымских татар). Первоначально главным было южное направление, поскольку к моменту прихода Петра к власти Россия (в союзе с Польшей, Австрией и Венецией) находилась в состоянии войны с Крымским ханством и Османской империей.

В 1695-1696 русские войска совершили Азовские походы. Первый (1695) закончился неудачей, взять Азов не удалось в основном из-за отсутствия флота. Зимой в Воронеже был построен флот, с помощью которого Азов во втором походе был взят (1).

С целью прощупывания возможности привлечения к антитурецкому союзу новых держав в 1697 было организовано Великое посольство, в составе которого был и сам царь (2). Посольство посетило Пруссию, Голландию, Англию, Австрию. Выяснилось, что желания воевать с Османской империей никто не испытывает, но нашлись союзники против Швеции – Дания и Польша. Вместе с Россией они составили антишведский Северный союз (3), а с Османской империей было заключено перемирие (Азов остался у России) (4).

В 1700 началась Северная война коалиции против Швеции. Шведский король Карл XII сначала стремительным ударом разгромил Данию, а затем и русскую армию под Нарвой (5). Однако затем он «увяз в Польше», что позволило Петру реорганизовать армию и перейти к контратакам. Уже в 1702-1704 русские войска захватили важные крепости на побережье Балтийского моря (Орешек, Ниеншанц и др.), а в устье Невы был основан Санкт-Петербург, позднее ставший новой столицей государства (6). Лишь в 1708, после поражения польского короля Августа II, армия Карла XII вторглась в Россию, но пошла она на Украину, где на сторону шведов перешел гетман Мазепа. Русские войска сначала уничтожили у деревни Лесной крупный шведский корпус Левенгаупта, шедший на помощь Карлу (7), а затем под Полтавой полностью разгромили и самого шведского короля (8).

Карл XII бежал к османам и смог спровоцировать конфликт между Россией и Турцией. Последняя объявила России войну. Петр, действуя на опережение, двинул войска на юг (Прутский поход, 1711), однако на берегах реки Прут русская армия оказалась окружена многократно превосходящими силами врага. Тем не менее удалось заключить вполне приемлемый мир, по которому Россия лишь вернула туркам Азов (9).

Для полной победы над Швецией требовалось разгромить ее на море. В 1714 молодой русский флот нанес поражение шведам у мыса Гангут (10), а в 1720 – у острова Гренгам (11). В 1721 Северная война завершилась очень выгодным для России Ништадтским миром, по которому она получила устье Невы, Эстляндию, Лифляндию и Выборг (12).

Окончание Северной войны привело к активизации России на юге, но не против Турции, а против Персии. В 1722-1723 русские войска совершили Персидский (Кавказский) поход, благодаря которому Россия получила западное и южное побережья Каспийского моря (13).

Внутренняя политика. В первые годы правления Петр не проявлял интереса к государственному управлению, а позже его внимание поглотила внешняя политика (организация Азовских походов). Когда Петр находился за границей в составе Великого посольства, в Москве вспыхнул стрелецкий бунт (1698), причем бунтовщики планировали вернуть власть Софье (14). Хотя бунт был подавлен еще до возвращения Петра, он, вернувшись, учинил жестокую расправу, фактически уничтожил стрелецкое войско и приступил к активным преобразованиям в сфере политики, хозяйства и культуры.

Петр являлся сторонником так называемого «регулярного государства», в котором функции отдельных органов управления и чиновников четко определены. Прежние органы власти с их расплывчатостью и неопределенностью его совершенно не устраивали (15). В связи с этим Боярскую думу сменил Сенат (16), приказы – система коллегий (17), неопределенное административное деление – разделение на 8 губерний (18). Для надзора за органами управления и должностными лицами была создана прокуратура (19). Петр также ликвидировал патриаршество и заменил его Священным Синодом во главе со светским чиновником – обер-прокурором (20). Порядок прохождения службы стала регламентировать Табель о рангах (21).

После поражения под Нарвой была реорганизована армия, она превратилась в регулярную (с единообразным вооружением, системой званий, уставами и т.п.) и стала комплектоваться на основе рекрутских наборов (22). Дворян обязали начинать прохождение службы с солдат.

В целом реформы резко усилили власть царя и привели к окончательному формированию в России абсолютизма. Это (как и новый международный статус России после Ништадтского мира) нашло отражение в принятии Петром I в 1721 титула императора (23).

Хозяйство и общественные отношения. Главное явление хозяйственной жизни страны при Петре I – стремительный рост числа и значения мануфактур. Как правило, они создавались при государственном участии, работали на казенный заказ и обеспечивались подневольной рабочей силой (посессионными или приписными крестьянами) (24). Важнейшим районом промышленного роста стал Урал.

В сфере торговли Петр I продолжал протекционистскую политику своего отца: Таможенный тариф 1724 установил еще более высокие ввозные пошлины на многие изделия, чем Новоторговый устав 1667 (25).

В социальной сфере Петр стремился объединить мелкие социальные группы с различным статусом в большие социальные слои с единым статусом для удобства управления. В частности, по указу о единонаследии 1714 уничтожалась разница между вотчиной и поместьем (т.е. между боярством и дворянством). Также ликвидировались правовые различия между крепостными крестьянами и холопами (26). Второе направление политики – резкое усиление налогового гнета. Особенно тяжелым был осуществленный в конце правления Петра переход от подворного к подушному налогообложению (27).

Усиление крепостничества, рекрутчина и рост налогов привели к народным восстаниям. Наиболее крупными из них были восстание в Астрахани (1705-1706) (28) и восстание на Дону под предводительством К. Булавина (1707-1708) (29), но эти выступления подавили царские войска.

Культура и быт господствующих классов подверглись масштабной европеизации. Уже после возвращения Великого посольства царь издал указы об обязательном бритье бороды и ношении иноземной одежды (30). В 1700 произошел переход на летоисчисление от Рождества Христова, как было принято в Европе (31). Дворянских детей отправляли учиться за границу (32). Позже была принудительно введена новая форма досуга – ассамблеи (приемы гостей в знатных домах с участием женщин) (33).

Огромное внимание при Петре уделялось развитию образования, основывались различные школы – навигацкие, артиллерийские, «цифирные» и др. (34). В России появилась первая печатная газета «Ведомости» (35), произошел переход на более простой и удобный гражданский шрифт (36). В 1725 Петр I подписал указ о создании Российской академии наук, который был исполнен уже после его смерти (37).

В архитектуре преобладал стиль барокко (так называемое «петровское барокко») (38), в живописи – жанр портрета, причем портрет полностью освобождается от влияния иконописи (39).

Петр Великий – традиционалист или новатор?

Сфера деятельности

Петр как традиционалист

Петр как новатор

1. Хозяйство

Сохранение и усиление ведущей роли государства в хозяйственной жизни

Огромное внимание развитию мануфактур, быстрый рост мануфактурной промышленности

2. Общественные отношения

Сохранение и развитие крепостного права, распространение его на все слои общества

«Табель о рангах» дала возможность продвижения на государственной службе для выходцев из непривилегированных слоев

3. Управление

Окончательное формирование абсолютизма

Реорганизация государственного аппарата на основе «регулярности»

4. Культура и быт

Огромное большинство населения осталось в рамках традиционной культуры

Насильственная европеизация верхушки общества


Просмотр содержимого документа
«Аналог демоверсии по Эпохе Петра - 2017»

проверочный контроль (Петровская эпоха)

Перед выполнением все повторить, никуда не смотреть!

ЧАСТЬ 1

Ответами к заданиям является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.


  1. Полтавская битва.

  2. «Нарвская конфузия».

  3. «Великое посольство».

  4. Основание Санкт-Петербурга.

  5. Принятие Петром I титула императора.







2. Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

События

Годы

А. Гренгамский бой

1. 1702 г.

Б. Ништадтский мир

2. 1708 г.

В. Взятие Нотебурга

3. 1711 г.

Г. Битва у деревни Лесной

4. 1714 г.


5. 1720 г.


6. 1721 г.


А

Б

В

Г






3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к нововведениям Петра I.

1) обер-прокурор; 2) фискал; 3) жандарм; 4) светлейший князь; 5) граф; 6) окольничий.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихся к нововведениям Петра I.

Ответ: ___________________________.


4. Напишите пропущенное слово:

Прием гостей в знатных домах в петровское время с участием женщин назывался ____________________.


5. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Факт биографии

А. А.Д. Меншиков

1. Первый граф и один из первых фельдмаршалов

Б. Б.П. Шереметев

2. Первый генерал-прокурор

В. П.И. Ягужинский

3. «Князь-кесарь», замещал царя во время «Великого посольства»

Г. Ф.М. Апраксин

4. Ближайший сподвижник Петра I


5. Украинский гетман, изменивший Петру I


6. Командование русским флотом


А

Б

В

Г






6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А)

«Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сем, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия…, а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось… Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим изволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказом правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать вскоре»

Б)

«Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится»


Характеристики

  1. В документе рассказывается о нововведениях, сохранивших свое значение до настоящего времени

  2. В документе упоминаются события Северной войны

  3. В отрывке упоминается царевна Софья

  4. Документ появился после поездки Петра I за границу и под впечатлением от нее

  5. Документ появился сразу после государственного переворота

  6. Документ свидетельствует о разногласиях Петра I с его соправителем Иваном V


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б





7. Какие три из перечисленных нововведений появились в России при Петре I? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Академия наук

  2. Академия художеств

  3. Первая мануфактура

  4. Первая печатная газета

  5. Первый естественно-исторический музей

  6. Первое высшее учебное заведение





8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Обязанность поставлять в армию и на флот солдат от определенного числа дворов называлась ______________

Б) Купленные для работы на мануфактурах крестьяне получили название ______________

В) Воинские подразделения, созданные Петром I в юности в период жизни в Преображенском, стали ядром ______________

Пропущенные элементы:

  1. Гвардия

  2. Подушная подать

  3. Посессионные (крестьяне)

  4. «Потешные» (полки)

  5. Приписные (крестьяне)

  6. Рекрутская повинность


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В





9. Установите соответствие между социальной группой и фактом, который к ней относится. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Социальная группа

Факты

А. Дворяне

1. Были обязаны проходить военную службу во вспомогательных частях

Б. Холопы

2. Были освобождены от всех государственных повинностей

В. Ремесленники

3. Находились на обязательной пожизненной службе

Г. Крестьяне

4. Прекратили свое существование как отдельная общественная группа


5. Несли повинности в пользу государства и/или частных лиц


6. Были принудительно объединены в цехи


А

Б

В

Г






10. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите место событий.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем».

Ответ: ______________________


11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной

буквами, выберите номер нужного элемента.


Походы

Годы

Результаты


Персидский


____________(А)


____________(Б)



____________(В)


1687, 1689 гг.



____________(Г)


____________(Д)


1711 г.


Утрата Азова



Азовские походы


____________(Е)


Присоединение Азова



Пропущенные элементы:

  1. 1695, 1696 гг.

  2. 1700-1703 гг.

  3. 1722-1723 гг.

  4. Без существенных результатов для России

  5. Крымские походы

  6. Невские походы

  7. Присоединение западного и южного берегов Каспия

  8. Присоединение Крыма

  9. Прутский поход


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д

Е








12. Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева.

«Петр в Галиции, близ местечка Равы, встретился с новым королем польским Августом II, и между прочими разговорами была речь у них о взаимной помощи… Но понятно, что от этого летучего разговора до союза было еще очень далеко: "И так друг другу обязались крепкими словами о дружбе, без письменного обязательства и разъехались"».


Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. В ходе встречи была обсуждена возможность совместных действий против Османской империи.

  2. Встреча Петра I и Августа II способствовала формированию Северного союза.

  3. На момент встречи Россия находилась в состоянии войны с Османской империей.

  4. Петр I возвращался в Россию после посещения Франции и Италии.

  5. По итогам встречи был заключен «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой.

  6. Царь вынужден был спешить в связи с известием о стрелецком бунте в Москве.






Рассмотрите схему и выполните задания 13-16



13. Напишите название места, у которого произошло сражение ___________________


14. Напишите год сражения: __________________


15. Напишите название типа гребного военного корабля (такие суда составляли основу русского флота в данном сражении): ________


16. Какие суждения, относящиеся к событию на карте, являются верными? Выберите три суждения, запишите их номера в таблицу.


  1. За ходом сражения наблюдала английская эскадра.

  2. После победы был основан Санкт-Петербург.

  3. Сражение состоялось у берегов Финляндии.

  4. Сражению предшествовали крупные сухопутные победы русской армии.

  5. Это первая крупная победа русского регулярного флота.

  6. Это последнее крупное морское сражение Северной войны.





17. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Факт биографии

А. Феофан (Прокопович)

1. Писатель и церковный деятель, автор «Духовного регламента»

Б. И.Н. Никитин

2. Путешественник, повторно открывший пролив между Евразией и Америкой

В. Д. Трезини

3. Русский историк и государственный деятель, исследователь Урала

Г. В.Н. Татищев

4. Создатель первой в России парсуны


5. Первый архитектор Санкт-Петербурга


6. Живописец, портретист, основатель русской портретной школы XVIII в.


А

Б

В

Г







Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19.


18. Какие суждения о соборе, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите их в таблицу.



  1. Архитектурный стиль – голландское барокко.

  2. Местонахождение собора – Васильевский остров.

  3. Собор использовался как место коронации императоров.

  4. Собор построен голландским архитектором.

  5. Собор стал императорской усыпальницей.





19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создан данный храм? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

1

2

3

4



Просмотр содержимого документа
«Задания по Эпохе Петра - часть 2»

Задания по истории России эпохи Петра Великого (по образцу части С ЕГЭ)

Из документа.

«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечества, императора всероссийского...».

20 (С1). Укажите год события и его общепринятое название. Укажите в общей сложности не менее двух положений.

21 (С2). Привлекая текст документа и знания по истории, укажите не менее трех причин описанного события.

22 (СЗ). Привлекая знания по истории, укажите на реформы Петра Великого, о которых прямо или косвенно свидетельствует документ. Укажите в общей сложности не менее двух положений.


23 (С4). Назовите не менее трех особенностей механизма мобилизационной экономики. Приведите не менее трех последствий работы этого механизма, проявившихся в петровскую эпоху.

23 (С4). В 1682–1689 гг. царь Петр Алексеевич со своей матерью и ближними людьми проживал в подмосковном селе Преображенское. Какие последствия, по мнению историков, имел этот факт его биографии? Назовите не менее трех возможных последствий. В 1689 г. в столкновении с Софьей Петр I одержал победу. Укажите не менее двух причин победы.

24 (С5). «Петр I продолжал политику первых Романовых».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

25 (С6). Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1682-1700 гг.; 2) 1700-1725 гг.;

Дополнительно С7. Сравните Россию 1699 и 1724 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее трех возможных различий).


Задания части С по истории России эпохи Петра Великого

Из документа.

«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечества, императора всероссийского...».

С1. Укажите год события и его общепринятое название. Укажите в общей сложности не менее двух положений.

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны:

  • 1721 г.;

  • принятие Петром I титула императора (или провозглашение России империей)

С2. Привлекая текст документа и знания по истории, укажите не менее трех причин описанного события.

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны:

  • победа над Швецией (заключение Ништадтского мира);

  • благополучное состояние государства («сильное и доброе состояние»);

  • рост международного авторитета России («слава у всего света»)

СЗ. Привлекая знания по истории, укажите на реформы Петра Великого, о которых прямо или косвенно свидетельствует документ. Укажите в общей сложности не менее двух положений.

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть указаны реформы:

  • создание Сената как высшего после царя органа власти;

  • создание Святейшего Синода для управления Церковью;

  • военная реформа, способствовавшая победе над Швецией

С4. Назовите не менее трех особенностей механизма мобилизационной экономики. Приведите не менее трех последствий работы этого механизма, проявившихся в петровскую эпоху.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие особенности:

  • внешний импульс (пример и угроза Запада);

  • ускорение развития одних отраслей за счет других;

  • ведущая роль государства в экономике;

  • выкачивание средств из аграрного сектора;

  • масштабные капиталовложения в промышленность (государственные или поощряемые государством);

  • защита государством промышленности от иностранных конкурентов (протекционизм)

2. Могут быть названы следующие последствия:

  • быстрый рост промышленности (уральские заводы, судостроение и пр.);

  • ориентация промышленности на удовлетворение нужд государства (в первую очередь военных);

  • высокий уровень концентрации промышленного производства;

  • высокий уровень государственного контроля над промышленностью;

  • медленные темпы развития сельского хозяйства;

  • рост налогообложения населения (подушная подать и пр.);

  • поддержка государством традиционных структур, способствующих взиманию налогов и контролю (община);

  • рост недовольства населения в различных формах (восстания и пр.);

  • недоразвитие производства, ориентированного на потребительский рынок.

Могут быть приведены и другие примеры особенностей и последствий, в том числе на местном материале

С4. В 1682–1689 гг. царь Петр Алексеевич со своей матерью и ближними людьми проживал в подмосковном селе Преображенское. Какие последствия, по мнению историков, имел этот факт его биографии? Назовите не менее трех возможных последствий. В 1689 г. в столкновении с Софьей Петр I одержал победу. Укажите не менее двух причин победы.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие возможные последствия:

  • ненависть к боярской Москве и старомосковским порядкам;

  • оценка людей по их личным качествам (а не знатности рода);

  • отсутствие систематического образования и традиционного воспитания;

  • пьянство и грубость;

  • увлечение военным делом, создание «потешных» (основы будущей гвардии);

  • знакомство с жизнью Немецкой слободы, формирование представления о культурном и военно-техническом превосходстве Запада и необходимости заимствований.

2. Могут быть названы причины победы Петра I:

  • законность претензий Петра I на власть после достижения совершеннолетия;

  • отсутствие поддержки Софьи со стороны стрельцов после подавления «Хованщины»;

  • падение авторитета Софьи и В.В. Голицына после неудачных Крымских походов


С5. «Петр I продолжал политику первых Романовых».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение:

1) экономическая политика Петра I во многом продолжала политику предшественников (поощрение строительства мануфактур, протекционизм и пр.) и сохраняла ведущую роль государства в экономике;

2) Петр I продолжил политику закрепощения населения;

3) при Петре I продолжал укрепляться абсолютизм;

4) основные направления внешней политики при Петре I были те же, что и при первых Романовых;

5) распространение европейской культуры и рост интереса к ней имели место еще в допетровскую эпоху;

6) огромное большинство населения при Петре I не было затронуто европеизацией;

7) многие явления (первый современный военный корабль, полки нового строя, первая газета и пр.) возникли еще при первых Романовых, а при Петре I лишь получили развитие.

Аргументы в опровержение:

1) сформировался механизм мобилизационной экономики и ускоренного развития одних отраслей за счет других;

2) мануфактурная промышленность стала одним из важнейших секторов экономики;

3) резко возросли и были закреплены законодательно новые возможности для вертикальной социальной мобильности («Табель о рангах»);

4) государственный аппарат подвергся коренной реорганизации на основе строго разделения функций органов власти;

5) была создана новая регулярная армия, появился военно-морской флот;

6) Россия стала великой державой, оказывающей существенное влияние на европейские дела;

7) европеизации подверглось все дворянское сословие, а не его отдельные представители;

8) в России появилось множество новых явлений (первый музей, Академия наук и пр.)

Могут быть приведены и другие аргументы.


С7. Сравните Россию 1699 и 1724 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее трех возможных различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие общие черты:

– преимущественно аграрный характер экономики;

– ведущая роль государства в экономике;

– основные социальные группы со своими юридически закрепленными обязанностями: дворянство, крестьянство, духовенство, купцы и посадские люди;

– крепостное право;

– самодержавие (абсолютная монархия);

– во главе государства – Петр I;

– преобладание традиционной православной культуры

2. Различия

1699 г.

1724 г.

Мануфактуры играют в экономике незначительную роль

Мануфактурная промышленность – важный сектор экономики

Мобилизационный характер экономики (рост налогов с аграрного сектора, капиталовложения в промышленность)

«Табель о рангах» – законодательное закрепление возможности продвижения по службе и получения дворянства

Слияние боярства и дворянства (исчезновение различий между вотчинами и поместьями), крестьян и холопов

Царь, Боярская дума, приказы, воеводы, патриарх (система управления, построенная на традиционных принципах)

Император, Сенат, коллегии, губернаторы, Святейший Синод (новая система управления, построенная на принципах регулярности и функциональности)

Низкий внешнеполитический статус

Высокий внешнеполитический статус (великая держава)

Нерегулярная армия

Регулярная армия и военно-морской флот

Отдельные (незначительные) культурные заимствования из Европы

Европеизация верхнего слоя общества, множество культурных заимствований


Просмотр содержимого документа
«Контроль по Эпохе Петра - часть А»

проверочный контроль (Петровская эпоха)

Перед выполнением все повторить, никуда не смотреть!

Часть А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным.

A1. Какой ряд дат отражает события Северной войны?

  1. 1700 г., 1711 г.;

  2. 1696 г., 1709 г.;

  3. 1709 г., 1722 г.;

  4. 1714 г., 1720 г.

A2. Какой орган власти в петровскую эпоху становился коллективным главой государства во время отсутствия царя?

  1. Боярская дума;

  2. Святейший Синод;

  3. Консилия министров;

  4. Сенат.

A3. В соответствии с Табелью о рангах:

  1. государственная служба разделялась на центральную и местную;

  2. при продвижении по службе присваивалось дворянство;

  3. представители титулованной знати получали преимущество в 2 ранга;

  4. церковные должности приравнивались к придворным, гражданским и военным рангам.

A4. Вставьте пропущенное слово: приказ, ………. , министерство:

  1. прокуратура;

  2. Святейший Синод;

  3. Сенат;

  4. коллегия.

A5. Первый генерал-прокурор:

  1. А.Д. Меншиков;

  2. Ф.М. Апраксин;

  3. П.И. Ягужинский;

  4. Феофан Прокопович.

A6. Приписные крестьяне были обязаны:

  1. работать на предприятиях в качестве государственной повинности;

  2. поставлять большее число рекрутов в армию;

  3. снабжать продовольствием воинские гарнизоны;

  4. обучаться военному делу.

A7. «Духовный регламент»:

  1. определил порядок престолонаследия;

  2. ввел новые правила поведения в обществе;

  3. осудил старообрядцев;

  4. упразднил патриаршество.

A8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Великий государь указал, по именному своему великого государя указу в своем великого государя Великом Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний, и к ним расписать города».

  1. 1695 г.;

  2. 1700 г.;

  3. 1708 г.;

  4. 1721 г.

A9. Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый известный художник петровской эпохи?

  1. Д. Трезини;

  2. И. Зарудный;

  3. И. Коробов;

  4. И. Никитин.

A10. Ассамблея — это…

  1. денежная купюра большого достоинства;

  2. собрание представителей сословий для совета с ними царя;

  3. прием гостей в знатных домах в петровскую эпоху;

  4. орган городского самоуправления, подчинявшийся бургомистру.

A11. Нотебург и Ниеншанц — крепости, взятые русскими войсками в…

  1. 1700—1703 гг.;

  2. 1706—1709 гг.;

  3. 1710—1714 гг.;

  4. 1720—1721 гг..

A12. Кондратий Булавин:

  1. взбунтовал против правительства стрельцов в Астрахани;

  2. руководил восстанием казаков на Дону;

  3. стал первым русским фельдмаршалом;

  4. командовал русским флотом в Гренгамском сражении.

A13. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Его королевское величество свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевство Свейское его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез его царского величества оружия от короны свейской завоеванные провинции».

  1. 1700 г.;

  2. 1709 г.;

  3. 1721 г.;

  4. 1725 г.

A14. Архитектурный стиль, господствовавший в России в петровскую эпоху:

  1. шатровый;

  2. барокко;

  3. классицизм;

  4. ампир.

A15. В период правления Петра I Россия получила и потеряла:

  1. западный и южный берега Каспийского моря;

  2. Эстляндию и Лифляндию;

  3. Ингрию (Ингерманландию);

  4. Азов.

A16. «Великое посольство» посетило страны:

  1. Англию, Францию, Швецию, Голландию;

  2. Австрию, Венецию, Голландию, Польшу;

  3. Англию, Австрию, Голландию, Пруссию;

  4. Англию, Италию, Голландию, Польшу.


Просмотр содержимого документа
«Схема 2-Личность Петра Великого»

Схема 2. Личность Петра Великого.

Петр Великий является одним из самых выдающихся деятелей отечественной и мировой истории, чья уникальная личность наложила колоссальный отпечаток на все его преобразования (1). Конечно, причины формирования того замечательного набора личностных качеств, которым обладал великий реформатор, могут быть названы лишь приблизительно и гипотетически. Тем не менее в числе этих причин можно выделить:

– врожденные качества: необыкновенные физические характеристики (рост и сила), взрывной темперамент, бешеная жажда новых впечатлений, новой информации и пр. (2);

– детские впечатления от борьбы за власть (особенно от расправы стрельцов над сторонниками Нарышкиных на глазах 10-летнего Петра); отсюда, возможно – жестокость, склонность к насилию, страх перед внезапными нападениями и заговорами, ненависть к стрельцам (3);

– жизнь в Преображенском с 10 до 17 лет: ненависть к боярской Москве и старомосковским порядкам, отсутствие систематического образования и традиционного воспитания, пьянство и грубость, но: оценка людей по их личным качествам (а не знатности рода), увлечение военным делом (4);

– знакомство с жизнью и бытом Немецкой слободы (соседней с Преображенским): формирование представления о культурном и военно-техническом превосходстве Запада над Россией и необходимости заимствований с целью преодоления «отсталости» (5).


Просмотр содержимого документа
«Схема 3-Реформы Петра Великого»

Схема 3. Реформы Петра Великого.

Реформы Петра Великого охватывают не все время его правления, а только первую четверть XVIII в. (с возвращения царя из заграничного путешествия в 1698 г. до его смерти в 1725 г.) (1).

Причиной реформ все историки и философы считают осознание царем и частью правящего слоя России отставания от стран Западной Европы в военно-техническом, экономическом и культурном отношениях (2). Вместе с тем некоторые исследователи (И.Л. Солоневич и др.) придерживаются мнения, что в реальности никакого отставания не было, Россия энергично и успешно развивалась, а Петр руководствовался ошибочными субъективными впечатлениями и пристрастием ко всему западно-европейскому (3).

Реформы Петра Великого охватили все сферы жизни общества – экономику, социальную сферу, управление, военное дело и культуру (4). В этом отношении они имеют мало аналогов не только в отечественной, но и в мировой истории.

Результатом хозяйственных преобразований стало формирование механизма мобилизационной экономики (ускоренного развития одних секторов экономики за счет других), который просуществовал (с перерывами и коррективами) до середины ХХ в. (5). В социальной сфере нередко говорят о всеобщем закрепощении населения государством в эпоху Петра Великого (6). В сфере внутренней политики результатом стало упорядочивание управления на основе строгого разделения функций органов власти и создание «регулярного государства», что еще более усилило самодержавие (7). Во внешней политике в результате преобразований Россия стала одной из великих держав, лишив этого статуса Швецию по итогам Северной войны (8). Принятие Петром Великим императорского титула в 1721 г. закрепило новый внутриполитический статус государя и внешнеполитический – государства (9). В сфере культуры реформы привели к глубокому культурному расколу на европеизированные «верхи» и народные массы, сохранившие традиционные обычаи, ценности и стереотипы поведения (10).


Просмотр содержимого документа
«Схема 4-Оценки Петровских реформ»

Схема 4. Оценки петровских реформ.

Оценка петровских реформ является одним из самых спорных вопросов российской исторической науки. Практически все аспекты преобразований вызывают острую полемику, но среди них главным является вопрос о том, как реформы связаны с развитием допетровской Руси и послепетровской России (1).

В самом общем плане всех исследователей, писавших на эту тему, можно разделить на тех, кто видел в Петре новатора, революционера, смело поломавшего традиционный уклад русской жизни (2), и традиционалиста, который лишь придал ускорение прежним тенденциям развития (3). Сторонники первого подхода указывают на такие принципиально новые явления в жизни России, как превращение мануфактурной промышленности в важнейший сектор экономики (4); возможность продвижения на государственной службе для выходцев из непривилегированных слоев благодаря «Табели о рангах» (5); создание новой системы органов власти, многие элементы которой просуществовали около 200 лет (6); европеизация правящего слоя (7).

Сторонники данного подхода достаточно четко делятся на «западников», одобряющих действия царя по модернизации России (8), и «славянофилов», считающих, что Петр сломал естественный ход развития нашей страны, насадил чуждые ей учреждения и обычаи и тем самым принес больше вреда, чем пользы (9). При этом «западничество» и «славянофильство» следует понимать в широком смысле, не как течения общественной мысли 30-40-х гг. XIX в., а как разные концептуальные подходы к оценке места России в мире и ее предназначении: Россия как отставшая от Запада страна – и тогда реформы Петра I полезны, поскольку помогли сократить отставание, или Россия как самостоятельная цивилизация – и тогда реформы вредны.

Иного подхода придерживались В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и особенно П.Н. Милюков, а из современных историков – Е.В. Анисимов. Они указывали, что Петр I укрепил такие основы Московской Руси, как ведущая роль государства в экономике (10), крепостное право (11) и самодержавие (12). Хозяйственные и культурные заимствования из Европы имели место на протяжении всего XVII в. (первые мануфактуры, европейские обычаи и пр.); при этом культурные новации в петровскую эпоху затронули мизерную часть населения (13), а множество мануфактур погибло вскоре после смерти царя-реформатора (14). Сторонники данного подхода оценивают Петра I нейтрально или критически, подчеркивая, что он слишком увлекался насилием, но при этом не был настоящим реформатором – обновил старую систему, но сохранил ее сущность (15).


Просмотр содержимого документа
«Схема 5-Мобилизационная экономика»

Схема 5. Мобилизационная экономика.

Петр I создал модель мобилизационной экономики – ускоренного развития одних отраслей за счет других. Под внешним давлением (пример и угроза со стороны западных стран) (1) государство вынуждено вкладывать средства в развитие некоторых важных для него отраслей хозяйства, в первую очередь промышленности (2), при этом усиленно защищая ее от конкуренции иностранных производителей (протекционизм) (3). Источником капиталовложений является усиленная налоговая эксплуатация других отраслей – прежде всего сельского хозяйства (4).

Последствия работы этого механизма были для промышленности и сельского хозяйства различными. Промышленность развивалась быстрыми темпами (5), но не вся, а связанная с удовлетворением нужд и потребностей государства, в первую очередь военно-промышленный комплекс (6). Поскольку промышленным развитием руководила бюрократия, склонная к гигантизму и формальному контролю, промышленность отличалась очень высоким уровнем концентрации при недоразвитости мелкого производства (7). Заинтересованность государства в развитии промышленности вела к тому, что стратегически важные предприятия либо напрямую принадлежали государству, либо, формально являясь частными, фактически полностью им контролировались (8). Государство также создавало условия для работы предприятий, обеспечивая их рабочей силой (приписные и посессионные крестьяне) (9).

С другой стороны, сельское хозяйство развивалось медленно (10), поскольку рассматривалось в первую очередь как источник средств. Государство повышало налоги и стремилось поддерживать учреждения, способствующие взиманию налогов и контролю (община) (11). Это вызывало недовольство населения, принимавшее различные формы – от массового бегства на окраины до восстаний (12). Придавленное государством и дворянством крестьянство являлось плохим покупателем, поэтому производство, не связанное с удовлетворением государственных нужд, а ориентированное на потребительский рынок (как на Западе), почти не имело возможности для развития (13).


Просмотр содержимого документа
«Тренинг по Эпохе Петра - 2017»

Тренинг

1. Работа с хронологией.

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Азовские походы (годы)


Великое посольство (годы)


Восстание под руководством К. Булавина (годы)


Гангутский бой (год)


Гренгамский бой (год)


Персидский (Каспийский) поход (годы)


Ништадтский мир (год)


Основание Санкт-Петербурга (год)


Открытие Академии наук (год)


Переход на летоисчисление от Рождества Христова (год)


Полтавская битва (год)


Поражение русской армии под Нарвой (год)


Прутский поход (год)


Разделение страны на губернии (год)


Северная война (годы)


Сражение у деревни Лесной (год)


Учреждение Табели о рангах (год)



2. Работа с персоналиями.

А. Заполните таблицу.

Деятель

Кто такой? Что сделал? Что с ним произошло?

Б.П. Шереметев

(Кто?) ___________________________. Одержал (что? над кем?) _____________________________, за что получил звание (какое?) _____________________

А.Д. Меншиков

Ближайший (кто?) ____________________________, первым получил титул (какой?) _________________

Феофан Прокопович

(Кто?) ___________________________, автор (чего?) __________________________

П.И. Ягужинский

Первый (кто?) ______________________

Лефорт, Брюс, Шафиров, Головин, Гордон

(Кто такие?) _____________________

Ф.М. Апраксин

(Кто?) _____________________, командовал (в каком сражении?) __________________________


Б. Укажите современников Петра I, подчеркните его союзников двумя чертами, противников — одной чертой.

Король Швеции

Король Польши и курфюрст Саксонии

Гетман Украины

Атаман Войска Донского







3. Работа со схемой.

Определите, что обозначено цифрами на схеме управления Русским государством к 1725 г.


4. Работа с картой.

Найдите на карте:

  1. маршруты Азовских походов, похода Карла XII в Россию, Прутского похода;

  2. города (крепости) Азов, Нарва, Нотебург, Ниеншанц, Санкт-Петербург, Полтава; деревню Лесная;

  3. страны и территории: Финляндия, Эстляндия, Лифляндия, Ингрия (Ингерманландия); Урал.


5. Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

  1. «Потешные» —


  1. Рекрутская повинность —


  1. Посессионные и приписные крестьяне —


  1. Подворная подать —


  1. Подушная подать —


  1. Ассамблея —


  1. Кунсткамера —


  1. Модернизация —


  1. Меркантилизм —


  1. Прибыльщик —


  1. Ратуша —


6. Работа с источниками.

1. О каких сражениях Северной войны идет речь в отрывках из документов?

А. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали». ________________________

Б. «Правда, сия победа в то время зело была печально чувственная, и яко отчаянная всякие предь надежды, и за великий гнев Божий почитаемая. Но ныне, когда о том подумать, воистину не гнев, но милость Божию исповедати долженствуем: ибо ежели бы нам тогда… виктория досталась… то в какую бы беду после нас оное счастье вринуть могло…».

________________________

2. О каких деятелях петровской эпохи идет речь в отрывках из документов?

А. «В 1702 г. генерал-фельдмаршал…, разбив шведского генерала Шлиппенбаха войско, одержал над ним победу с получением многих пленных, знамен и всей тяжелой артиллерии, и принудил Шлиппенбаха с достальным войском отступить к Пернову. Царь Петр, получив о сей победе известие. сказал: "Благодарение Богу! Наконец достигли мы до того, что шведов уже побеждаем"». ________________________

Б. «Когда о корыстолюбивых преступлениях… представляемо было его величеству докладом, то сказал государь: "Вина немалая, да прежние заслуги более". Правда, вина была уголовная, однако государь наказал его только денежным взысканием, а в токарной тайно при мне одном выколотил его дубиной и потом сказал: "Теперь в последний раз дубина; ей, впредь… берегись!"». _____________________________


7. Работа с суждением.

Прочитайте мнение о Петре Первом Л.Н. Толстого и современного писателя А. Бушкова. Что вы можете им возразить?

«С Петра I начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории. Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живыми в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует» (Л.Н. Толстой). «Что же касается Петра, то я считаю, что самое точное определение для него нашел Лев Толстой — "осатанелый зверь"... А все, за что брался Петр, влачило после него жалкое существование — металлургия, судостроение... Все его военные завоевания — миф. Все его экономические победы — фикция... Почти четверть населения потеряла Россия за время петровского правления!» (А. Бушков).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Работа с изображениями


Самостоятельно найти в Интернете (или сканировать из книг) и вставить на данную страницу изображения:

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (указать архитектора и стиль)

Сухарева башня в Москве