проверочный контроль (Петровская эпоха)
Перед выполнением все повторить, никуда не смотреть!
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
Полтавская битва.
«Нарвская конфузия».
«Великое посольство».
Основание Санкт-Петербурга.
Принятие Петром I титула императора.
2. Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
События | Годы |
А. Гренгамский бой | 1. 1702 г. |
Б. Ништадтский мир | 2. 1708 г. |
В. Взятие Нотебурга | 3. 1711 г. |
Г. Битва у деревни Лесной | 4. 1714 г. |
| 5. 1720 г. |
| 6. 1721 г. |
3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к нововведениям Петра I.
1) обер-прокурор; 2) фискал; 3) жандарм; 4) светлейший князь; 5) граф; 6) окольничий.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, не относящихся к нововведениям Петра I.
Ответ: ___________________________.
4. Напишите пропущенное слово:
Прием гостей в знатных домах в петровское время с участием женщин назывался ____________________.
5. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Деятель | Факт биографии |
А. А.Д. Меншиков | 1. Первый граф и один из первых фельдмаршалов |
Б. Б.П. Шереметев | 2. Первый генерал-прокурор |
В. П.И. Ягужинский | 3. «Князь-кесарь», замещал царя во время «Великого посольства» |
Г. Ф.М. Апраксин | 4. Ближайший сподвижник Петра I |
| 5. Украинский гетман, изменивший Петру I |
| 6. Командование русским флотом |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников |
А) | «Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сем, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия…, а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось… Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим изволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказом правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать вскоре» |
Б) | «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится» |
Характеристики
В документе рассказывается о нововведениях, сохранивших свое значение до настоящего времени
В документе упоминаются события Северной войны
В отрывке упоминается царевна Софья
Документ появился после поездки Петра I за границу и под впечатлением от нее
Документ появился сразу после государственного переворота
Документ свидетельствует о разногласиях Петра I с его соправителем Иваном V
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Какие три из перечисленных нововведений появились в России при Петре I? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Академия наук
Академия художеств
Первая мануфактура
Первая печатная газета
Первый естественно-исторический музей
Первое высшее учебное заведение
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Обязанность поставлять в армию и на флот солдат от определенного числа дворов называлась ______________
Б) Купленные для работы на мануфактурах крестьяне получили название ______________
В) Воинские подразделения, созданные Петром I в юности в период жизни в Преображенском, стали ядром ______________
Пропущенные элементы:
Гвардия
Подушная подать
Посессионные (крестьяне)
«Потешные» (полки)
Приписные (крестьяне)
Рекрутская повинность
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Установите соответствие между социальной группой и фактом, который к ней относится. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Социальная группа | Факты |
А. Дворяне | 1. Были обязаны проходить военную службу во вспомогательных частях |
Б. Холопы | 2. Были освобождены от всех государственных повинностей |
В. Ремесленники | 3. Находились на обязательной пожизненной службе |
Г. Крестьяне | 4. Прекратили свое существование как отдельная общественная группа |
| 5. Несли повинности в пользу государства и/или частных лиц |
| 6. Были принудительно объединены в цехи |
10. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите место событий.
«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была, и людей конечно, ободрила, и мать полтавской баталии как ободрением людей, так и временем».
Ответ: ______________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной
буквами, выберите номер нужного элемента.
Походы | Годы | Результаты |
Персидский | ____________(А) | ____________(Б) |
____________(В) | 1687, 1689 гг. | ____________(Г) |
____________(Д) | 1711 г. | Утрата Азова |
Азовские походы | ____________(Е) | Присоединение Азова |
Пропущенные элементы:
1695, 1696 гг.
1700-1703 гг.
1722-1723 гг.
Без существенных результатов для России
Крымские походы
Невские походы
Присоединение западного и южного берегов Каспия
Присоединение Крыма
Прутский поход
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева.
«Петр в Галиции, близ местечка Равы, встретился с новым королем польским Августом II, и между прочими разговорами была речь у них о взаимной помощи… Но понятно, что от этого летучего разговора до союза было еще очень далеко: "И так друг другу обязались крепкими словами о дружбе, без письменного обязательства и разъехались"».
Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В ходе встречи была обсуждена возможность совместных действий против Османской империи.
Встреча Петра I и Августа II способствовала формированию Северного союза.
На момент встречи Россия находилась в состоянии войны с Османской империей.
Петр I возвращался в Россию после посещения Франции и Италии.
По итогам встречи был заключен «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой.
Царь вынужден был спешить в связи с известием о стрелецком бунте в Москве.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16
13. Напишите название места, у которого произошло сражение ___________________
14. Напишите год сражения: __________________
15. Напишите название типа гребного военного корабля (такие суда составляли основу русского флота в данном сражении): ________
16. Какие суждения, относящиеся к событию на карте, являются верными? Выберите три суждения, запишите их номера в таблицу.
За ходом сражения наблюдала английская эскадра.
После победы был основан Санкт-Петербург.
Сражение состоялось у берегов Финляндии.
Сражению предшествовали крупные сухопутные победы русской армии.
Это первая крупная победа русского регулярного флота.
Это последнее крупное морское сражение Северной войны.
17. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Деятель | Факт биографии |
А. Феофан (Прокопович) | 1. Писатель и церковный деятель, автор «Духовного регламента» |
Б. И.Н. Никитин | 2. Путешественник, повторно открывший пролив между Евразией и Америкой |
В. Д. Трезини | 3. Русский историк и государственный деятель, исследователь Урала |
Г. В.Н. Татищев | 4. Создатель первой в России парсуны |
| 5. Первый архитектор Санкт-Петербурга |
| 6. Живописец, портретист, основатель русской портретной школы XVIII в. |
Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19.
18. Какие суждения о соборе, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите их в таблицу.
Архитектурный стиль – голландское барокко.
Местонахождение собора – Васильевский остров.
Собор использовался как место коронации императоров.
Собор построен голландским архитектором.
Собор стал императорской усыпальницей.
19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создан данный храм? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1
2
3
4