СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорный конспект-схема "СССР в 1964-1985-Застой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опорные конспекты-схемы по истории с тренингом и контролем. 

Просмотр содержимого документа
«Аналог демоверсии 1964-1985 - 2017»

проверочный контроль (ссср в 1964-1985 гг.)

перед заполнением всё повторить, никуда не смотреть!

Часть 1

Ответами к заданиям является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

  1. Гибель южнокорейского «Боинга» на Дальнем Востоке.

  2. Стыковка на орбите кораблей «Союз» и «Аполлон».

  3. Вооруженный советско-китайский конфликт из-за острова Даманский.

  4. Начало войны в Афганистане.

  5. Карибский кризис.







2. Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

События

Годы

А. Начало правления Ю.В. Андропова

1. 1964 г.

Б. Начало правления Л.И. Брежнева

2. 1977 г.

В. Начало правления М.С. Горбачева

3. 1980 г.

Г. Начало правления К.У. Черненко

4. 1982 г.


5. 1984 г.


6. 1985 г.


А

Б

В

Г






5. Установите соответствие между советскими политическими деятелями и их должностями в 1970-е гг. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Должности в 1970-е гг.

А. Л.И. Брежнев

1. Президент СССР

Б. А.А. Громыко

2. Министр обороны СССР

В. А.Н. Косыгин

3. Председатель Совета министров СССР

Г. Ю.В. Андропов

4. Министр иностранных дел СССР


5. Генеральный секретарь ЦК КПСС


6. Председатель КГБ СССР


А

Б

В

Г






6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А)

«Капиталистический мир не мог не породить социалистического; но социалистический мир не должен разрушать методом вооруженного насилия породившую его почву – это было бы самоубийством человечества в сложившихся конкретных условиях. Социализм должен облагородить эту почву своим примером и другими косвенными формами давления и слиться с ней. Сближение с капиталистическим миром не должно быть беспринципным, антинародным "заговором правящих группировок"..., и оно должно происходить не только на социалистической, но и общенародной демократической основе, под контролем общественного мнения, через все демократические институты гласности, выборов и т. д. ... На этом пути нашими союзниками являются не только рабочий класс и прогрессивная интеллигенция..., но и реформистская часть буржуазии, практически силою вещей примыкающая к этой программе "конвергенции"»

Б)

«...Мы должны были протащиться всем западным буржуазно-промышленным и марксистским путем, чтобы к концу XX века узнать, опять-таки от передовых западных ученых, то, что искони понимал любой деревенский дед на Украине или в России и мог бы давно-давно растолковать передовым публицистам, если б те в своем запале нашли бы время поконсультироваться с ним... что если земной шар ограничен, то ограничены и его пространства и его ресурсы, и не может на нем осуществляться бесконечный, безграничный прогресс, вдолбленный нам в голову мечтателями Просвещения... Весь "бесконечный прогресс" оказался безумным напряженным нераcсчитанным рывком человечества в тупик. Жадная цивилизация "вечного прогресса" захлебнулась и находится при конце. И не "конвергенция" ждёт нас с западным миром, но – полное обновление и перестройка и Запада, и Востока...»


Характеристики

  1. Автор известен как великий русский писатель

  2. Автор получил известность как выдающийся ученый

  3. Автор после появления данного документа был арестован и закончил свои дни в тюрьме

  4. Автор призвал к синтезу всего лучшего, что есть в капитализме и социализме

  5. Документ был опубликован в СССР в легальной печати еще при жизни Л.И. Брежнева

  6. По мнению автора, как капитализм, так и социализм имеют общие идейные корни и завели современную цивилизацию в тупик


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б






7. Какие три соглашения (договора) были подписаны СССР с западными странами во второй половине 1960-х – 1970-е гг.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Договор о запрете испытаний атомного оружия в трех средах.

  2. Договор о сокращении наступательных вооружений.

  3. Договор об ограничении стратегических ядерных вооружений.

  4. Договор об уничтожении ракет средней и малой дальности.

  5. Договор по противоракетной обороне.

  6. Соглашение по статусу Западного Берлина.





9. Установите соответствие между деятелями культуры и сферой деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Сфера деятельности

А. Ю.П. Любимов

1. Сатира

Б. А.А. Тарковский

2. Спорт

В. А.И. Райкин

3. Кинематограф

Г. А.В. Макаревич

4. Балет


5. Драматический театр


6. Рок-музыка


А

Б

В

Г






10. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите город, в котором произошли описанные события.

«Где-то после четырех часов утра к зданию ЦК подъехала черная «Волга» из советского посольства, и вскоре после этого здание окружили бронетранспортеры и танки. Из них выпрыгнули солдаты в форме советских десантников — в бордовых беретах и полосатых тельняшках, с автоматами наперевес. Входы в здание ЦК прикрывали густые цепи советских солдат. Несколько офицеров и взвод десантников вошли внутрь. Мы наблюдали за всем этим из окна, и мне казалось, что я вижу сцены из кинофильма. При этом в моем сознании четко билась мысль: да, это те же советские солдаты, которых ты с восторгом встречал и обнимал 9 мая 1945 г.».

Ответ: ____________________


12. Прочитайте отрывки из документа.

«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

«Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка, религии.  Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, исповедывать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению собственной совести».


Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Документ был подписан в Берлине.

  2. Документ был принят на совещании глав нескольких десятков государств с различным общественным строем.

  3. Документ стал результатом компромисса и взаимных уступок.

  4. Документ утратил свою силу после ввода советских войск в Афганистан.

  5. Президент США отказался поставить свою подпись под данным документом.

  6. Советскую делегацию на совещании, принявшем документ, возглавил Л.И. Брежнев.






18. Какие суждения о карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных и запишите их в таблицу.


  1. В период правления Андропова и Черненко такая карикатура могла появиться в легальной советской печати.

  2. Карикатура отражает ситуацию второй половины 1960-х гг.

  3. Карикатура отражает скрытую борьбу за власть в советском руководстве.

  4. Одним из персонажей карикатуры является Л.И. Брежнев.

  5. Явление, которое отображено на карикатуре, получило название «геронтократия».





19. Определите, каким явлениям (событиям) посвящены плакаты и карикатуры (нумерация сверху).


1______________________________________________________


2______________________________________________________


3______________________________________________________


4______________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«Застой-текст к блоку»

СССР в 1964-1985 гг.

(пояснительный текст к блоку)


Изучаемый период принято в исторической литературе называют застоем. Его обобщающий символ – «звезда в паутине» – на блоке соотносится с концом 1970-х – началом 1980-х гг., когда застойные явления приобрели наиболее масштабный характер.


Внутренняя политика. Данный период принято в исторической литературе называют «застоем». Хронологические рамки определяются смещением Н.С. Хрущева (октябрь 1964) и приходом к власти М.С. Горбачева после смерти К.У. Черненко (март 1985).

В политической сфере после бурной хрущевской эпохи наступила стабилизация. Регулярно собирались съезды партии, но они превратились в красочные политические шоу. Единственным заметным событием стало принятие новой Конституции СССР в 1977, закрепившей руководящую роль КПСС в отдельной шестой статье (1). Вокруг Брежнева сложился круг его пожилых сподвижников (геронтократия – власть стариков) (2). Партийная номенклатура развернула кампанию по возвеличиванию Брежнева (тяжело больного в последние годы), однако культ его личности, в отличие от сталинского, носил характер фарса (3).

После смерти Брежнева (1982) главой партии и государства стал бывший председатель КГБ Ю.В. Андропов, развернувший кампании по борьбе с коррупцией и по укреплению трудовой дисциплины (4). Но у него быстро ухудшилось здоровье, а после его смерти (1984) перепуганная номенклатура вручила высшую власть еще более старому и больному К.У. Черненко, неспособному к каким-либо действиям (5).

В интеллигентской среде сформировалось оппозиционное диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации. Лидерами движения были академик А.Д. Сахаров и писатель А.И. Солженицын. Диссиденты подвергались репрессиям со стороны Комитета государственной безопасности (КГБ) (6).

Внешняя политика. Главные направления: отношения с развитыми западными странами; с социалистическими странами Европы; со странами «третьего мира».

К концу 1960-х гг. СССР ценой невероятных усилий достиг военно-стратегического паритета с западными странами (7), что стало одной из причин политики «разрядки». В ее рамках были подписаны многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (1968) (8); советско-американские договоры по противоракетной обороне (ПРО) и ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1) (начало 1970-х гг.) (9); окончательно нормализованы отношения с ФРГ и ситуация вокруг Западного Берлина (10). Вершиной политики «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки (1975), подтвердившее нерушимость европейских границ (11).

В 1979 был подписан советско-американский Договор ОСВ-2 (12), однако к этому времени отношения между СССР и западными странами вновь начали обостряться. Окончательно похоронило «разрядку» советское вторжение в Афганистан в 1979 (13). К власти в США пришел воинственный Р. Рейган, пошедший на жесткую конфронтацию с СССР и резко ускоривший гонку вооружений (14).

В отношения с социалистическими странами Европы СССР реализовывал так называемую «доктрину Брежнева» об ограниченном суверенитете этих стран и возможности советского вмешательства в случае возникновения «угрозы делу социализма». Такое прямое вмешательство потребовалось в 1968 для подавления «Пражской весны» (движения за «социализм с человеческим лицом» в Чехословакии) (15). Однако демократическое движение в Польше в 1980-1981 под руководством профсоюза «Солидарность» было подавлено самими польскими военными при моральной поддержке СССР (16).

Период правления Брежнева стал временем жесткой конфронтации СССР с Китаем, в конце 1960-х дело дошло даже до пограничных столкновений из-за о. Даманский на Амуре (17). Одна из причин этой конфронтации – соперничество за влияние в «третьем мире». СССР оказывал активную помощь многим странам «третьего мира» (Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Никарагуа и др.), объявившим о своей «социалистической ориентации» (18).

Хозяйство и общественные отношения. В первые годы после смещения Н.С. Хрущева под руководством Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина была проведена экономическая реформа, направленная на расширение прав предприятий. Она дала неплохие результаты, но столкнулась с мощным сопротивлением номенклатуры и была постепенно свернута (19). Отчасти этому способствовал гигантский взлет мировых цен на нефть в 1973, совпавший с обнаружением больших запасов нефти в Западной Сибири. СССР стал крупным экспортером нефти и газа и извлек благодаря этому огромные доходы (20). Однако эффективность экономики постепенно падала, а отставание от ведущих западных стран в современных отраслях превратилось в пропасть (21).

Отдельную проблему представляла чрезмерная милитаризация экономики (22). Быстро росла также «теневая экономика» (нелегальные производство и реализация товаров и услуг) (23).

В социальной сфере период правления Брежнева стал «золотым веком номенклатуры» – слоя партийно-хозяйственных работников, пользовавшихся многочисленными привилегиями (24). Население получало гарантированный (медленно увеличивавшийся) минимум оплаты труда, за который не требовалось выкладываться на работе (25). Волнений на почве трудовых конфликтов почти не было, зато постепенно обострялись межнациональные конфликты (26), и в ряде регионов (Северный Кавказ, Западная Украина, Прибалтика) обстановка была весьма напряженной.

Культура. В сфере культуры власть постепенно сузила «рамки дозволенного» и ужесточила цензуру. В начале 1970-х были разгромлены либеральный «Новый мир» (под редакцией А.Т. Твардовского) и патриотическая «Молодая гвардия» (27). Сложилось разделение культуры на официальную и неофициальную (непризнанную на государственном уровне, но пользующуюся всенародным признанием – В. Высоцкий, «Машина времени» и др.) (28). Многие видные деятели культуры были вынуждены эмигрировать (Тарковский, Любимов, Вишневская и Ростропович и пр.) (29). Культурные контакты с Западом были затруднены, хотя в 1980 Москва стала хозяйкой XXII летних Олимпийских игр (30).


Сфера деятельности

Главная традиция

Главная новация

Хозяйство

Административно-командная система

Жизнь за счет экспорта энергоносителей

Социальная сфера

Главный водораздел – деление на управляющих (номенклатуру) и управляемых (народ)

Безнаказанность номенклатуры и снижение уровня эксплуатации народа

Политическая сфера

Однопартийный режим

Политическая стабилизация с перерастанием в геронтократию

Культура

Идеологический контроль над культурой

Окончательный раскол культуры на официальную и неофициальную


Просмотр содержимого документа
«Контроль 1964-1985 - часть А»

проверочный контроль (ссср в 1964-1985 гг.)

перед заполнением всё повторить, никуда не смотреть!

Часть А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным.

A1. В период, когда Л.И. Брежнев руководил Советским государством:

  1. установились просоветские режимы в ряде стран Европы;

  2. в компартии оформилась демократическая оппозиция;

  3. началось освоение целинных и залежных земель;

  4. КГБ вел борьбу с правозащитным движением.

A2. Система производства и реализации товаров, действующая нелегально, вне рамок существующего законодательства, носит название:

  1. бюрократический рынок;

  2. теневая экономика;

  3. вторая экономика;

  4. черный бизнес.

A3. Причина ухудшения отношений СССР с Западом в конце 1970-х – начале 1980-х гг.:

  1. отказ СССР от соблюдения ключевых договоров, заключенных в 1970-е гг.;

  2. недовольство Запада укреплением влияния СССР в ряде стран мира;

  3. стремление западных стран пересмотреть европейские границы;

  4. успехи коммунистов в развитых странах Запада.

A4. Глава КПСС и Советского государства в 1984–1985 гг.:

  1. Ю.В. Андропов;

  2. К.У. Черненко;

  3. М.С. Горбачев;

  4. Н.И. Рыжков.

A5. Особенность внутриполитического развития в период правления Л.И. Брежнева:

  1. всенародное обсуждение нового проекта Конституции СССР;

  2. масштабная критика ошибок и преступлений И.В. Сталина;

  3. полная отмена цензурных ограничений;

  4. введение многопартийности.

A6. В период правления Ю.В. Андропова:

  1. советские войска вошли в Польшу и подавили движение «Солидарность»;

  2. взаимоотношения СССР и западных стран характеризовались как крайне напряженные;

  3. была легализована индивидуальная трудовая деятельность;

  4. произошел разгром «антипартийной группы».

A7. Причина трудностей в развитии сельского хозяйства СССР в 1960–1980-е гг.

  1. невнимание руководства страны к механизации и химизации сельскохозяйственного производства;

  2. отсутствие капиталовложений в сельское хозяйство;

  3. незаинтересованность крестьян в результатах своего труда;

  4. низкие закупочные цены на продукцию колхозов.

A8. Экономическую реформу второй половины 1960-х гг. характеризует понятие:

  1. диссидентство;

  2. приватизация;

  3. совнархоз;

  4. хозрасчет.

A9. В 1970-е – первой половине 1980-х гг. с большой долей вероятности могло быть произнесено высказывание:

  1. «Наконец-то появилась возможность действительно выбирать из нескольких кандидатур. Это уже настоящие выборы».

  2. «В магазинах все время что-нибудь пропадает – то зубная паста, то зубные щетки, то дешевое мыло».

  3. «Цены растут чуть ли не каждую неделю, денег нет на самые необходимые вещи».

  4. «Не спал всю ночь – прислушивался к шуму лифта, ждал ареста. У нас в подъезде посадили уже нескольких человек».

A10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите место событий.

«Где-то после четырех часов утра к зданию ЦК подъехала черная «Волга» из советского посольства, и вскоре после этого здание окружили бронетранспортеры и танки. Из них выпрыгнули солдаты в форме советских десантников… Мы наблюдали за всем этим из окна, и мне казалось, что я вижу сцены из кинофильма. При этом в моем сознании четко билась мысль: да, это те же советские солдаты, которых ты с восторгом встречал и обнимал 9 мая 1945 г.».

  1. Будапешт;

  2. Киев;

  3. Вильнюс;

  4. Прага.

A11. Один из лидеров оппозиционного демократического движения в 1970–1980-е гг.:

  1. Б.Н. Ельцин;

  2. А.Б. Чубайс;

  3. А.Д. Сахаров;

  4. Е.Т. Гайдар.

A12. Особенность развития промышленности в период правления Л.И. Брежнева:

  1. передача ряда предприятий в концессии западным предпринимателям;

  2. рост индустрии за счет падения уровня жизни основной массы населения;

  3. опережающее развитие производства предметов потребления;

  4. затухающие темпы роста.

A13. Понятие, использовавшееся в 1970-е – первой половине 1980-х гг. для обозначения нового этапа в развитии отношений между странами с различным общественным строем:

  1. «взаимное сдерживание»;

  2. «общеевропейский дом»;

  3. «холодный мир»;

  4. «разрядка».

A14. Советско-китайский вооруженный конфликт в конце 1960-х гг. произошел:

  1. на подступах к Порт-Артуру;

  2. на острове Даманский;

  3. у реки Халхин-Гол;

  4. у озера Хасан.

A15. В период 1964–1982 гг. в отличие от периода 1953–1964 гг.:

  1. была обеспечена стабильность функционирования партийно-государственного аппарата;

  2. произошел отказ от планирования экономического развития на несколько лет вперед;

  3. прекратилось вмешательство руководства КПСС в сферу культуры;

  4. упал жизненный уровень основной массы населения.

A16. Лауреат Нобелевской премии по литературе, присвоение которой получило одобрение советского руководства

  1. Л.И. Брежнев;

  2. Б.Л. Пастернак;

  3. А.И. Солженицын;

  4. М.А. Шолохов.

A17. Прочтите отрывок из официального документа и укажите, когда он был принят.

«Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».

  1. 1965 г.;

  2. 1977 г.;

  3. 1982 г.;

  4. 1985 г.

A18. В период 1964–1982 гг.:

  1. были снижены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

  2. усилились гонения на личные подсобные хозяйства колхозников;

  3. закупки зерна за рубежом стали регулярными;

  4. поощрялось создание фермерских хозяйств.

A19. Понятие, использовавшееся официальной пропагандой в 1970-е – первой половине 1980-х гг. для обозначения того этапа развития, на котором находится СССР:

  1. строительство основ социализма;

  2. социализм с человеческим лицом;

  3. демократический социализм;

  4. развитой социализм.

A20. Общая черта развития России в 1840-е, 1880-е, 1970-е гг.:

  1. проведение важных экономических реформ;

  2. социально-политическая стабильность;

  3. быстрое развитие промышленности;

  4. ведение крупных войн.


Просмотр содержимого документа
«Тренинг 1964-1985 - 2017»

Тренинг

1. Работа с хронологией.

Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы) (или только месяц).

Событие

Дата

Номер п/п

Ввод советских войск в Чехословакию

(1)


Начало «косыгинских» хозяйственных преобразований

(1)


Начало войны в Афганистане

(1)


Отстранение Н.С. Хрущева от власти

(2)


Проведение XXII летних Олимпийских игр в Москве

(1)


Принятие третьей Конституции СССР

(1)


Смерть К.У. Черненко, начало правления М.С. Горбачева

(1)


Смерть Л.И. Брежнева, начало правления Ю.В. Андропова

(1)


Смерть Ю.В. Андропова, начало правления К.У. Черненко

(1)


Совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе

(1)



2. Работа с персоналиями.

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

деятель

Кто такой?

Важные факты биографии (1964–1985 гг.)

Л.И. Брежнев

Занимал (какие две должности, в какие годы?) __________________________________________________________________________________________________

А.Н. Косыгин

Занимал (какую должность?) _______________________ _______________________________________________, осуществил (что?) _________________________________

А.А. Громыко

Занимал (какую должность?) _______________________

М.А. Суслов

В период правления Брежнева был фактически (кем?) __________________ как при Александре III (кто?) ________________________________

Ю.В. Андропов

Занимал (какую должность?) _______________________, затем стал (кем?) __________________________________

К.У. Черненко

Возглавил партию и государство (когда?) ____________ _________________________________________________

А.Д. Сахаров

(Кто?) ________________________________, стал одним из лидеров (чего?) ________________________________, (что с ним сделала власть?) _________________________

А.И. Солженицын

(Кто?) ________________________________, стал одним из лидеров (чего?) ________________________________, (что с ним сделала власть?) _________________________

Тарковский, Любимов, Галич, Вишневская, Ростропович, Аксенов, Довлатов

(Кто?) ________________________________, (что с ними произошло?) _________________________________

В.С. Высоцкий

(Кто?) _____________________ и ________________

В.М. Шукшин

(Кто?) _____________________ и ________________

Уланова, Плисецкая, Лиепа

(Кто?) _______________________

Говорухин, Данелия, Тарковский, Калатозов, Хуциев

(Кто?) _______________________


3. Работа со схемой.

Определите, к каким слоям («классам») позднего советского общества (см. схему) относились:

а) высококвалифицированные рабочие —

б) колхозники —

в) малоквалифицированные рабочие —

г) номенклатура —

д) работники торговли и др. связанных с распределением различных благ отраслей —

е) рядовые служащие —

ж) творческая и техническая интеллигенция —

Полотно 50

4. Работа с картой.

Перечислите (назовите) и покажите на карте:

1) Байкало-Амурскую магистраль, важнейшие районы добычи нефти и газа и маршруты их транспортировки;

2) районы наиболее острых внешнеполитических кризисов в период правления Л.И. Брежнева.

5. Работа с понятиями и аббревиатурами.

А. Дайте определение понятий и терминов.

1. «Застой» (в СССР) —


2. Развитой социализм —


3. Геронтокартия —


4. Диссидентское движение —


5. Самиздат —


6. «Разрядка» —


7. Теневая экономика —


8. «Доктрина Брежнева» —


Б. Расшифруйте аббревиатуры.

1. ПРО —

2. ОСВ —

3. СБСЕ —

4. БАМ —


6. Работа с источниками.

Определите, о каких людях идет речь в отрывках из документов (или кто является авторами документов). Напишите их фамилии

1. «Когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран. Понятное дело, такая акция, как военная помощь братской стране для пресечения угрозы социалистическому строю, - это мера чрезвычайная, вынужденная». Автор документа (по фамилии которого была названа соответствующая доктрина): _______________.

2. «Комитетом госбезопасности принимаются необходимые меры по пресечению попыток отдельных лиц использовать «самиздат» для распространения клеветы на советский государственный и общественный строй. На основе действующего законодательства они привлекаются к уголовной ответственности, а в отношении лиц, подпавших под их влияние, осуществляются профилактические меры». Фамилия руководителя органа государственной власти – автора цитируемой записки в ЦК КПСС: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________.

3. «Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме, одной из таких теорий «демократического социализма», эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах». Фамилия общественного деятеля, о взглядах которого идет речь в отрывке из документа (записке Председателя КГБ в ЦК КПСС): ___________.