Опорный конспект №8
Тема: Вилка: пешечная, коневая. Двойной удар. Связка.
Цель: Сформировать знания о тактических приемах в шахматах -вилка, двойной удар, связка
Задачи:
1.Сформировать чёткое представления о вилке , двойном ударе и связке.
2. Развитие мыслительной деятельности, развить чувство пространственного мышления, памяти.
3. Воспитание самостоятельности, и инициативности при принятии решений
План
1.Опрос у доски , каждый с закрытыми глазами достает фигурку называет ее и показывает как она ходит.
2.Вилка ,объяснить какими они бывают, напомнить ценность фигур.
Вилка в шахматах - положение, возникающее, когда фигура атакует сразу две или более вражеских фигур. Взгляните на следующую диаграмму:

Здесь конь белых атакует короля и ферзя черных. Королю нужно сделать ход, чтобы уйти из-под шаха, и тогда конь захватывает ферзя.
На диаграммах ниже показаны разные примеры вилок.

На диаграмме вверху пешка белых атакует сразу короля и ферзя черных. Король должен сделать ход, и пешка захватывает ферзя.
На диаграмме внизу ферзь белых ставит шах королю черных, и в то же время атакует ладью черных. Король должен сделать ход, но ладья будет потеряна-такой удар называется Двойным.

Ниже слон белых атакует ферзя и ладью черных одновременно. Черные спасают ферзя, и теряют ладью.

Ладья белых атакует слона и коня черных. Черным придется потерять одну из этих фигур.

В каждой из приведенных выше ситуаций черные теряют какую-либо фигуру из-за вилки и двойного удара. Хотя положение вилки может создать любая фигура, самая распространенная вилка - вилка с конем. Из-за необычного передвижения коня опасность, создаваемая им, часто упускается.
Игра: Пешки ходят в своем направлении , кони тоже ходят обычно, главное чтобы кони не попались под бой пешек и наоборот , цель довести пешку до ферзи.

3. Связка (полная не полная), это когда слабая фигура связана с более сильной, и если она уйдет с клетки, то существует риск потерять сильную фигуру.
Связка в шахматах возникает, когда фигура находится под атакой, и если она будет передвинута, то под атакой окажется более ценная фигура.

Рассмотрите пример выше. Белые могут сходить 1. Лe1, ставя под атаку ферзя, и связывая его с королем. Ферзь черных не сможет уйти с этого столбца, иначе король окажется под шахом. Если черные захватят ладью белых 1... Ф:e1, белые ответят 2. Ф:e1+. Поэтому белые выигрышно обменяют ладью на ферзя.
В данном случае все три фигуры (ладья белых, ферзь и король черных) находятся в связке. Нападающая фигура (в данном случае - ладья белых) называется связывающей, защищающая фигура (в данном случае - ферзь черных) называется связанной (или заслоняющей), защищаемая фигура (в данном случае - король черных) называется прикрываемой.
Если в связке прикрываемой фигурой выступает король, такая связка называется полной, иначе связка называется неполной.

Когда фигура связанна, она часто уязвима для атаки. В диаграмме выше конь черных на c6 находится в полной связке. Белые могут сходить 1. С:c6+ b:c6, меняя слона на коня. Однако это равный обмен.
Но у белых есть более хороший вариант. Сыграв 1. d5, белые атакуют коня черных пешкой. И, так как конь находится в полной связке, он не сможет передвинуться! Черные могут разорвать связку сходив 1... Сd7, но затем 2. d:c6 b:c6 и совершается выигрышный обмен пешки на коня.

На последнем примере, в диаграмме выше, белые создают сокрушительную связку 1.Лe1. Слон черных связан с ладьей черных. Слон находится под двумя атаками белых (первая атака - со стороны ладьи, вторая - со стороны коня). Если черные ответят, передвинув слона, то они потеряют ладью на e8 (1... Сd6 2. Л:e8). Если черные передвинут ладью, то они потеряют слона на e5 (1... Лd8 2. Л:e5). При любом другом ходе черных также будет потерян слон, потому что он находится под двойной атакой (1... Крg8 2. Л:e5 Л:e5 3. К:e5).
4.Задания на связку и на двойной удар( см ниже)
5.Игра в шахматы с заданием
-занять центр
-вывести королевский фланг
-сделать рокировку
Задания к уроку, сделать вилку, двойной удар, связку.














































