ПЛАН УРОКА 3.7
учебной практики (урок производственного обучения)
Профессия: 19149 «Токарь»
Дата проведения:
Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич
Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».
Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках»
Тема 3. «Обработка наружных цилиндрических и торцевых поверхностей» (84 часа)
Урок № 18
«Обработка деталей при помощи заднего центра. Центрование отверстий». (6 часов).
Дидактическая цель урока:
Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке деталей с помощью заднего цента и центрованию отверстий.
Задачи урока:
Образовательная
Сформировать умения производить настройку универсальных токарных станков для обработки поверхностей заготовки с точностью по 12-14 квалитетам и для обработки простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 8-11 квалитетам на специализированных станках;
Развивающая
Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.
Воспитывающая
Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.
Методы обучения:
- наглядные (показ трудовых приёмов);
- словесные (беседа, устное объяснение);
- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.
Тип урока:
Урок по изучению трудовых приёмов и операций
Вид урока:
Урок-практикум
Межпредметные связи:
-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда»
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 3.1 «Стандартные масштабы (ГОСТ 2.302-68) – определение, обозначение и применение.»
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 4.1 «Сведения о металлах и сплавах.».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 5.7 «Основные понятия о процессе токарной обработки».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 8.4 «Правила применения, проверки на точность универсальных и специальных приспособлений для выполнения токарных операций».
Форма организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Звеньевая (бригадная)
Уровень освоения – 2
Материально-техническое и методическое оснащение урока:
1. Инструменты
- трёхкулочковый патрон
- штангенциркуль;
- резец проходной черновой правый;
- измерительная линейка;
- крючок для отвода и удаления стружки
2. Материалы:
- заготовки;
- пруток
3. Дидактический материал:
- контрольный образец, приложение 1
- технологическая карта, приложение 2
- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3
- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.
Ход урока
Структура урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике обучения |
1. Организационный момент (10 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: - информация об отсутствующих; - выдача инструментов и материалов. | Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок. | |
II. Вводный инструктаж (120 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.) 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. ( 15 мин.) 2.3. Объяснение нового материала ( 90 мин. ) III. Текущий инструктаж (200 мин) 3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания. IV. Заключительный инструктаж ( 30 мин) V. Раздаю домашнее задание | Сообщает тему и цели урока, план работы. Беседует с обучающимися об обработке деталей с использованием заднего центра и центровании отверстий Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии Объяснение принципа обработки деталей с помощью заднего центра и порядок центрования отверстий. - контрольный образец, приложение 1; -технологическая карта приложение 2. Наглядный показ рабочих приёмов. Целевые обходы рабочих мест: - контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места; - контроль правильности выполнения рабочих приемов; - соблюдение требований по обработке деталей с помощью заднего центра и центрования отверстий. - соблюдение технологической последовательности при обработке - соблюдение технологической последовательности при центровании отверстий - оказание помощи выполнения рабочих приёмов; - наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности; - сбор информации для подведения итогов. 4.1. Подвожу итоги работы. 4.2. Разбираю типичные ошибки. 4.3. Демонстрирую лучшие работы. 4.4. Сообщаю оценки за урок 5.1.Корректирую домашнее задание. 5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест. | Слушают, запоминают Принимают участие в беседе. слушают, запоминают. Знакомятся с дидактическим материалом Работают в бригадах: 3.1.Выполняют обработку детали при помощи заднего центра. 3.2. Выполняют центование отверстия. 3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки» 4.1. Слушают итоги работы 4.2. Слушают о допущенных ошибках 4.3. Презентация выполненных работ. 5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места | беседа инструктирование с записью в журнале инструктажа Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций |
Мастер производственного
обучения____________________________Просин Евгений Николаевич
Вопросы для фронтального опроса.
Какие режущие инструменты применяют при изготовлении отверстий на токарном станке?
Какие детали обрабатывают в центрах и что для них служит базой?
Для чего служит цилиндрическая часть центрового отверстия?
Как выполняются центровые отверстия?
Чем производится разметка центрового отверстия?
Эталон ответов.
Отверстия на токарном станке изготавливают различными режущими инструментами, в зависимости от заданной точности, размера и конфигурации их, но в основном спиральные сверла.
Детали типа валов большей частью обрабатываются в центрах, а базой для их установки служат центровые отверстия различной формы.
Деталь опирается на центр основной конической поверхностью, выполняемой обычно с углом при вершине 600 , и лишь при обработке весьма тяжелых деталей угол при вершине делают равным 750 или 900 . Цилиндрическая часть центрового отверстия служит для разгрузки вершины центра.
Центровые отверстия выполняют путём предварительного сверления с последующим зенкованием или с помощью комбинированных центровых свёрл.
Разметку центрового отверстия производят с помощью кернера, которым нанося углубление на торце заготовки. Положение центрового отверстия часто устанавливают на глаз или с помощью разметочного циркуля.
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Приложение 2
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Алгоритм действий | Порядок выполнения операций | Время на выполнение операции |
Обработка при помощи заднего центра |
Установка заготовки в центра | 1. установить заготовку в центра. 2. передний плавающий с зубчатым поводком 3, задний – вращающийся. 3. отрегулировать гайкой 9 4. установить заготовку 4 на плавающий центр 2 и поджимать задним вращающимся центром. | 45мин |
2.Установка резца | 1. установить заготовку между центрами. 2. закрепить за счет осевого усилия, создаваемое поджатием вращающегося заднего центра. 3. приступить к обработке | 45 мин. |
| ИТОГО | 90 мин. |
Приложение 3
КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ
№ п/п | Список обучающихся | Взаимооценка | Самооценка | Оценка |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12. | | | | |
13. | | | | |
14. | | | | |
15. | | | | |
16. | | | | |
17. | | | | |
18. | | | | |
19. | | | | |
20. | | | | |
21. | | | | |
22. | | | | |
23. | | | | |
24. | | | | |
25. | | | | |
итого | |
Критерии оценок учебного задания:
Технологическая последовательность выполнения задания.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил Т.Б.
Трудовая дисциплина.
Качество выполнения задания:
- вытачивания наружных канавок;
- уборка стружки;
- правильное применение измерительного инструмента;
- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.
Время на выполнение.