ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ
Урок 1
Информация. Виды информации. Носители информации.
Жизнь любого человека, животного или растения невозможно себе представить без информации. Информацию мы начинаем получать с раннего детства. Получая информацию, маленькие дети учатся ходить, понимать, говорить, играть. Когда дети становятся старше, они начинают читать, писать, считать. При этом используются буквы, цифры и другие знаки, несущие определенные сведения – это все информация.
Современный человек получает информацию по телевидению и радио; из книг, газет, журналов; бесед друг с другом или по телефону, компьютерной сети Интернет и др.
Под информацией будем понимать сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира.
Информация – это базовое понятие науки информатики, такое как в других науках точка, буква, вещество, энергия, которые не имеют строгих определений. Все другие определения построены на этих первичных понятиях.
Информация представляется и передается в форме знаков, рисунков, фотографий, схем, звуков и др. Ею могут обмениваться люди, объекты живой природы и технические устройства.
Большая часть сведений, на основании которых формируется представление человека об окружающем мире, поступает к нему благодаря органам чувств.
Человек и животные воспринимают информацию через свои органы чувств. У человека и животных пять разных чувств восприятия информации: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), вкус (язык), осязание (кожа).
Виды информации по способам восприятия человеком
1 | Зрительная информация | Органы зрения (глаза) воспринимают форму, объем, цвет, отслеживают перемещение и изменение объектов. | |
2 | Звуковая информация | Органы слуха (уши) позволяют распознавать звуки и различать их. | |
3 | Информация о запахах | Орган обоняния (нос) воспринимает и распознает запахи. | |
4 | Вкусовая информация | Органы вкуса распознают вкус пищи: горькая или кислая, соленая или сладкая | |
5 | Тактильная информация | Органы осязания позволяют на ощупь определить характер поверхности, ее температуру, ощутить давление, вибрацию, прикосновение. | |
Информация может быть представлена в различных формах: текстовой (алфавитно-цифровой), графической, звуковой и др.
Виды информации по форме представления
Текстовая (алфавитно-цифровая) информация | Информация, представленная в виде записей текста, чисел, нот |
Запись текста на разных языках | Сентябрь – русский язык. Верасень – белорусский язык. September – английский язык. |
Запись чисел и арифметических выражений | 15 – число арабскими цифрами. XV – число римским цифрами. 125 : 5 + 2 = 27 – арифметическое выражение. |
Ноты | |
Графическая информация | Информация, представленная в виде рисунков, схем, чертежей, картин, фотографий. |
Рисунки | |
Фотографии | |
Чертежи | |
Звуковая информация представляется в виде музыки, речи говорящего человека, сигнала технического устройства, крика животного и т. д.
Сначала человек сохранял важные сведения лишь в собственной памяти. Потребность запомнить информацию привела к возникновению письменности, а затем вызвала к жизни и книгопечатание.
Специальные материалы или устройства, используемые для хранения информации, называют носителями информации.
Носителем информации также является человеческая память и память компьютера.
Носители информации
| | |
Журнал | Глобус | Книга |
| | |
Древние рисунки на скале | Фотография | Магнитный диск |
1. Какую роль играет в жизни человека информация?
2. Что понимается под информацией?
3. С помощью, каких органов чувств человек воспринимает и распознает информацию:
а). зрительную;
б). звуковую;
в). вкусовую;
г). тактильную?
4. В каких формах может представляться информация?
5. Какая информация называется текстовой (алфавитно-цифровой)? Приведите примеры.
6. Какая информация называется графической? Приведите примеры?
7. Что понимается под звуковой информацией?
8. Что называют носителями информации?
9
. Какие носители информации вы знаете?
Задание 1. Определите и напишите, к какому виду информации по форме представления относятся:
| Belarus | |
| | |
| © ® § | Изучать информатику нам очень нравится. |
| | |
| | |
| | |
Задание 2. Придумайте свои примеры различных видов информации. Напишите, какая информация воспринимается нами?
Зрением | Обонянием | Осязанием | На вкус | Слухом |
| | | | |
Задание 3. Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
Информация, записанная цифрами.
Носитель информации.
Орган человека, распознающий звуки.
Информация, представленная в виде фотографий, рисунков.
По вертикали:
Вид информации, воспринимаемой органами осязания человека.
Орган человека, воспринимающий форму, объем и цвет предметов.
Орган обоняния человека, воспринимающий информацию о запахах.
Урок 2
Информатика в школе и цель ее изучения.
Правила работы и безопасного поведения в компьютерном классе
2.1. Информатика в школе и цель ее изучения
Человек, объекты живой природы и технические устройства обладают способностью – получать, передавать, хранить, искать и обрабатывать информацию. В современном обществе для этого используется различные замечательные инструменты и устройства. Одним из главных является компьютер.
Хранение информации | |
Передача информации | |
Поиск информации | |
Обработка информации | |
Информатика – наука о видах и формах представления информации, методах и способах ее хранения, обработки, передачи и поиска.
На протяжении всей своей жизни человек постоянно встречается с технологиями. Со многими, возможно, вы уже знакомы или слышали о них: технологии быстрого чтения и изучения иностранных языков, обработки дерева и металлов, сборки машин и механизмов, выращивания растений.
Школьный предмет «Информатика» изучает компьютерные информационные технологии. С помощью этих технологий осуществляется обработка информации различных видов, хранится и передается информация, выполняется ее поиск.
Основной целью школьного предмета «Информатика» является подготовка пользователя компьютера.
2.2. Правила работы и безопасного поведения в компьютерном классе
Компьютерный класс – это необычный кабинет. Занятия в нем являются весьма ответственным делом. Знакомясь с рисунками опорного конспекта и стихами учителя русского языка Куркиной О.В., вы сможете сами определить правила поведения в кабинете информатики.
Вы вошли впервые в класс, Где компьютеры стоят. Необычен класс для вас, Он особый, говорят. Ведь компьютеры – машины, И пришли вы не играть. Правила необходимо Здесь вам строго соблюдать. Чтоб работали исправно Все компьютеры всегда, Нужно помнить вам о главном: Главное здесь – чистота. | Если липки ваши рук От несъеденных конфет Вы не трите их о брюки, Направляясь в кабинет. И жевательной резинке, Просим помнить вас, друзья, Место в мусорной корзинке, Здесь жевать ее нельзя. Что испачкано, порой Отмывать нельзя водой! |
| Не приходите в кабинет информатики в верхней одежде и грязной обуви! Руки всегда должны быть чистыми! |
| Аккуратно обращайтесь с мышью и клавиатурой. Класть их необходимо только на ровную поверхность стола. |
Нужно помнить всем вам, дети, То, что тоже нужно знать: Дисциплину в кабинете Нужно строго соблюдать. А крикливым шалунишкам, Тем, что любят поиграть, Здесь не место. Много слишком Можно невзначай сломать! Всюду здесь аппаратура: Монитор, клавиатура, Мышка и системный блок Ждут когда начнут урок. | И хотелось бы заранее Дать наказ еще такой, Что нельзя без указаний Кнопки трогать ни одной! Не касайтесь монитора – Пятна сразу здесь видны. Не хватайтесь для опоры Вы за электрошнуры. С напряжением в сети Ты, дружочек, не шути. |
| Не следует трогать соединительные провода и прикасаться к разъемам на задних стенках устройств компьютера. При возникновении необычной ситуации (запах, потрескивание, мигание) обязательно сообщите об этом учителю! |
| Не наклоняйте голову очень близко к экрану компьютера, или не садитесь настолько далеко от него, чтобы не видеть информацию. Безопасное для глаз расстояние до экрана компьютера – не менее 50 см. |
1. Что можно делать с информацией?
2. Что изучает наука информатика?
3. Приведите примеры технологий, используемых человеком?
4. Что изучает школьный предмет «Информатика»?
5. Какая основная цель школьного предмета «Информатика»?
6. Расскажите об основных правилах работы в компьютерном классе?
Задание 1. Разберите следующие ситуации и определите ответы на них:
а). Знайка набирал на компьютере длинный и сложный текст, а Незнайка сидел рядом и наблюдал за его действиями. Внезапно он изо всех сил стал трясти Знайку за плечо и со всего размаха ткнул пальцем в монитор так, что последний начал вибрировать.
– Ты совершил ошибку! – закричал Незнайка – это слово пишется подругому!
Знайка посмотрел на Незнайку сквозь толстые линзы своих очков и …
Как вы думаете, что в ответ сказал Незнайка?
б). Незнайка пришел в кабинет информатики. Его внимание привлекло огромное количество питающих проводов, которые располагались с обратной стороны каждого компьютера. Решив рассмотреть их поближе, он уже протянул руку к одному из них. Внезапно кто-то схватил его за плечи и изо всех сил потянул назад. Кем-то оказался Знайка.
Почему Знайка повел себя таким необычным образом?
в). Вини-Пух копал картошку, а Пятачок ее собирал. После этого они сразу же отправились на занятия в компьютерный класс.
Что они забыли сделать?
г). Незнайка работал на компьютере. Внезапно экран погас. Не зная, что делать, он стал изо всех сил нажимать на клавиши, то включать, то выключать компьютер.
Правильно ли он поступил?
ТЕМА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРОМ
Урок 3
Основные устройства компьютера
В
современном мире широкое распространение получили персональные компьютеры.
Клавиатура предназначена для ввода текста. На ней есть клавиши с буквами, цифрами, стрелками и другие, о назначении которых ты узнаешь позже.
Монитор предназначен для вывода информации
Мышь (или мышка) перемещается по коврику, ее движение повторяет специальный указатель в виде стрелочки на экране монитора. Упрощает работу с объектами на экране монитора.
Системный блок содержит внутри себя устройство для обработки информации – процессор и устройства для хранения информации: оперативную память и устройство долговременной памяти – винчестер. На системном блоке имеются специальные разъемы для подключения других устройств.
Человек создал компьютер для того, что бы облегчить свою умственную деятельность, поэтому у человека и компьютера много общего.
Человек | Компьютер |
Получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. | Получает информацию с помощью устройств ввода: клавиатуры, мышки и других. |
Хранит информацию в памяти и на носителях информации | Хранит информацию в оперативной и долговременной памяти. |
Осмысливает, обдумывает, преобразует информацию, делает выводы с помощью головного мозга. | Обрабатывает информацию с помощью процессора. |
Передает информацию другим людям с помощью речи, мимики, жестов | Выводит информацию с помощью устройств вывода информации: монитора, принтера и др. |
Так же как человек может получать информацию через различные органы чувств, компьютер может вводить информацию с помощью различных устройств. Кроме основный устройств: клавиатуры и мышки могут использоваться так же: сканер, джойстик, цифровой фотоаппарат, веб-камера, микрофон.
Дополнительные устройства для ввода информации |
Сканер | | Для ввода информации с листа бумаги |
Джойстик | | Для управления объектами в компьютерных играх |
Цифровой фотоаппарат | | Для ввода фотографий |
Веб-камера | | Для ввода видеоизображений |
Микрофон | | Для ввода звука |
Устройства вывода информации тоже разнообразны. Кроме монитора это: принтер, колонки, наушники.
Дополнительные устройства для вывода информации |
принтер | | Для вывода информации на бумагу |
колонки | | Для вывода звуковой информации |
наушники | |
К устройствам долговременного хранения информации кроме винчестера также относят: дискеты, оптические (лазерные) диски, флэш-память.
дискеты | оптические диски | флэш-память |
| | |
Н
азовите основные устройства компьютера.
Для чего предназначен монитор?
Для чего предназначена клавиатура?
Для чего предназначена мышка?
Какие устройства находятся внутри системного блока?
Назовите дополнительные устройства ввода информации, которые можно подключать к компьютеру.
Назовите дополнительные устройства вывода информации, которые можно подключать к компьютеру.
Назовите устройства для хранения информации
З
адание 1. Впишите название устройства.
Это устройство предназначено для ввода информации. Внешне похоже на печатную машинку.___________________________________________
Это устройство предназначено для вывода информации. Внешне похоже на телевизор. __________________________________________________
Это устройство предназначено для вывода информации на лист бумаги. __________________
Это устройство предназначено для ввода информации с листа бумаги. __________________
Это устройство предназначено для обработки информации, находится внутри системного блока. ______________________
Это устройство предназначено для долговременного хранения информации. Оно круглой формы. Аналогичные устройства могут использоваться для хранения музыки или фильмов. ______________________________________________
Задание 2. Подпишите названия устройств на рисунке
Задание 3. Перечислите устройства компьютеров:
Ученический компьютер в кабинете информатики _________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________.
Учительский компьютер в кабинете информатики _________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________.
Ваш домашний компьютер (или компьютер вашего друга, компьютер в игровом клубе, в школьной медиатеке) _____________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________.
Задание 4. Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия устройств компьютера.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 5. Выберите и обведите правильный ответ теста.
Какие устройства компьютера предназначены для вывода текстов и рисунков?
колонки
монитор
клавиатура
мышь
принтер
сканер
Какие устройства компьютера предназначены ввода текстов или рисунков?
наушники
монитор
клавиатура
микрофон
принтер
сканер
Процессор и оперативная память располагаются в
колонках
мониторе
системном блоке
наушниках
принтере
клавиатуре
Какие устройства относят к устройствам долговременной памяти
колонки
дискета
винчестер
системный блок
оптический диск
флэш-память
Урок 4
Программное обеспечение компьютера.
Операционная система
К
омпьютер можно считать моделью умственной деятельностью человека, поскольку компьютер может вводить, выводить, хранить и обрабатывать информацию. Однако полностью отождествить умственную деятельность человека с действиями компьютера нельзя. Компьютер только может точно выполнить последовательность команд, составленную для него человеком. Такую последовательность команд называют программой. Компьютер является исполнителем программ.
Совокупность всех программ, написанных человеком для компьютера, называют программным обеспечением. Именно программное обеспечение превращает набор взаимосвязанных устройств в «умную» машину – уомпьютер.
Основу программного обеспечения составляет операционная система (ОС), главными задачами которой являются
обеспечение взаимодействия человека с компьютером;
обеспечение работы устройств компьютера.
При включении компьютера операционная система загружается в оперативную память компьютера и остается там да его выключения. Операционная система ведет диалог с пользователем, реагируя на его команды. Команда, которая задана правильно, выполняется. Если команда задана неправильно, то операционная система выдаст сообщение об ошибке.
З
адание 1. Включить компьютер.
Современные компьютеры можно включать нескольким способами.
К нопка Power на лицевой панели системного блока. | |
К нопка Power на клавиатуре. | |
Д войным щелчком по левой клавише мыши. | |
Перед включением компьютера внимательно послушайте учителя, каким способом можно включить компьютер в вашем кабинете информатики. И помните включать компьютер можно только после разрешения учителя.
Н
аиболее распространенной операционной системой сейчас является ОС Windows. После загрузки операционной системы на экране компьютера появляется Рабочий стол.
Значки
На Рабочем столе размещаются различные значки. Значок – это небольшая картинка. Каждому из значков соответствует программа или документ. В документах хранится информация
Набор значков на различных компьютерах может быть разным. Каждый пользователь размещает на Рабочем столе такие значки, которые позволяют ему работать с нужными программами. Некоторые значки присутствуют на всех компьютерах: Мой компьютер, Мои документы, Корзина. Внешний вид Рабочего стола на школьном компьютере настраивает учитель.
Внизу Рабочего стола размешается Панель задач. Слева на панели задач размещается кнопка Пуск.
Кнопка Пуск является экранной кнопкой. Для нажатия на нее используют мышь. На экране компьютера присутствует указатель мыши, чаще всего, в виде стрелки:
. При перемещении мышки по коврику указатель передвигается по экрану компьютера. Мышь имеет две или три кнопки. Наиболее часто используют левую кнопку мыши. Нажатие кнопки называют щелчком. Если быстро нажать на кнопку мыши два раза, то получим двойной щелчок.
З
адание 2. Изучить внешний вид Рабочего стола на вашем компьютере. Найдите на Рабочем столе следующие значки и установите соответствие между изображением значка и подписью к нему:
Мой компьютер | | |
Мои документы | | |
Корзина | | |
Блокнот | | |
Калькулятор | | |
Сапер | | |
З
адание 3. Найдите на Рабочем столе значок Калькулятор
. Выполните двойной щелчок левой кнопкой мыши по значку – запустите программу Калькулятор. Одиночными щелчками левой кнопки мыши по кнопкам с цифрами и действиями можно выполнять арифметические действия как на обычном калькуляторе.
Задание 4. Выполните одиночный щелчок левой кнопкой мыши по кнопке
Пуск. Изучите открывшийся список. Некоторые элементы данного списка отображались на Рабочем столе. Перечислите их __________________ ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________.
Задание 5. Выполните одиночный щелчок левой кнопкой мыши по кнопке Пуск. Найдите команду Выключение. С помощью этой команды можно выключить компьютер. Выключите компьютер.
Многие современные компьютеры можно выключить, нажав кнопку Power на клавиатуре или системном блоке. Узнайте у учителя можно ли таким образом выключить компьютер в вашем кабинете.
Ч
то такое программа?
Что такое программное обеспечение?
Для чего предназначена операционная система?
Как включить компьютер?
*Почему Рабочий стол появляется на экране компьютера не сразу после включения компьютера, а спустя некоторое время?
Почему на разных компьютерах Рабочий стол может выглядеть по-разному?
Что называют щелчком мыши?
Как выполнить двойной щелчок мыши?
Как выключить компьютер?
З
адание 6. Выберите и обведите правильный ответ теста.
Компьютер это –
Набор железяк и проводов;
Совокупность взаимосвязанных устройств и программного обеспечения;
Монитор, мышь и клавиатура;
Операционная система выполняет следующие функции:
обеспечение взаимодействия человека с компьютером;
включение компьютера;
вычисление на Калькуляторе;
обеспечение работы устройств компьютера.
выполнение правил техники безопасности
На Рабочем столе могут находиться:
Книги
Значки
Панель инструментов
Компьютер
Кнопка Пуск
Для того чтобы выключить компьютер нужно:
Отключить рубильник в кабинете;
Нажать кнопку Power на клавиатуре;
Нажать на кнопку Пуск и выбрать команду Выключение;
Выключить монитор.
Задание 7.
Три мальчика Никита, Глеб и Илья учатся в разных школах. Они встретились после урока информатики, на котором каждый из них впервые запустил программу, используя ярлык, расположенный на Рабочем столе. Оказалось, что все запускали разные программы: Блокнот, Калькулятор, Сапер. Кто запустил какую программу, если известно, что:
– На Рабочем столе компьютера, с которым работал Никита, нет значков Блокнот и Калькулятор.
– Илья запустил ту программу, которая указана в задании 3 этого урока.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________.
Задание 8.
После трех уроков информатики в шестых классах учитель заметил, что с Рабочего стола одного компьютера кто-то удалил значок Блокнот. За этими компьютерами поочередно работали Коля, Вася и Сережа. Вот что сказал учителю каждых их них:
Сережа: «Я не удалял значок, и Вася тоже не удалял»;
Вася: «Сережа не удалял, удалил Коля»
Коля: «Я не удалял, удалил Сережа».
Учителю известно, что один из ребят всегда говорит правду, другой всегда лжет, а третий один раз сказал правду, а другой раз солгал. Кто удалил значок?
______________________________________________________________
27