СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорропо-тся-тьсявглаголах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опорропо-тся-тьсявглаголах»

Класс: 4

Дата: 2.05.2023

Предмет: русский язык

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Тема урока: «Упражнение в правописании –тся, -ться в глаголах»

Цель: систематизирование и обобщение знаний обучающихся в правописании –ться, - тся в глаголах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Демонстрируют правильное написание мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании –ться

  • Объясняют написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • Строят речевое высказывание в устной форме;

  • Принимают активное участие в работе в группе.

Познавательные:

  • Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

  • Используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей

Регулятивные:

  • Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

  • Выделяют из темы урока известные знания и умения;

Личностные:

  • Проявляют интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания.





Ход урока


  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.


  1. Актуализация знаний


-Продолжи предложения с соседом по парте.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

-Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)

Придумано кем-то 
Просто и мудро 
При встрече здорова(-тся, ться?): 
- Доброе утро! 
- Доброе утро! 
Солнцу и лицам. 
Доброе утро! 
Улыбчивым птицам. 
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым... 
Пусть доброе утро 
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

-О чем стихотворение?

-Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?


  1. Постановка цели и темы урока.

- Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

-Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь – 
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе


Алгоритм правописания –тся, -ться

Неопределенная форма

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Нужно учиться

Нужно трудиться

Он учится

Она трудится


Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

- Где нужно поставить мягкий знак?

-Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся , так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.


Следующее задание, отметьте × нужную клеточку.

  1. Запират...ся на засов

  2. расстилает…ся туман

  3. собирает…ся в школу

  4. надо заботит…ся о здоровье

  5. хочет учит…ся

  6. девочка учит…ся

  7. любит трудит…ся

  8. слышит…ся голосок.




  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Тест.

1.В какой глагольной форме следует писать

 -ться?

 a) Начальная форма (инфинитив);

 б) форма прошедшего времени;

 в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в котором пишется -ться?

 a) Что делает? Что сделает?

 б) Что будут делать? Что сделают?

 в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

 a) Инфинитив;

 б) форма 3 лица;

 в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным глаголом:

 a) Нужно учится;

 б) это нам пригодиться;

 в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в написании глагола:

 a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

 б) Мы всегда будем смеяться над хорошими шутками.

 в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

2 уровень.

Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

  1. Проявлять стремление  - 

  2. Они испытывают  волнение- 

  3. Допускать ошибки   - 

  4. Он испытывает  радость    -  

Самоотметка.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


  1. Рефлексия


 Ребята, назовите тему урока.

- Какую цель перед собой ставили?

- Достигли цели?

- Когда в глаголе пишется –ться, а когда –тся?

 

Сейчас я вам раздам шаблоны смайликов, если вам понравился урок, разукрашиваете желтым цветом, если урок не понравился – красным.

Спасибо за урок, мне с вами было очень приятно сотрудничать