Класс: 4
Дата: 2.05.2023
Предмет: русский язык
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Тема урока: «Упражнение в правописании –тся, -ться в глаголах»
Цель: систематизирование и обобщение знаний обучающихся в правописании –ться, - тся в глаголах.
Планируемые результаты:
Предметные:
Демонстрируют правильное написание мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании –ться
Объясняют написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
Метапредметные:
Коммуникативные:
Строят речевое высказывание в устной форме;
Принимают активное участие в работе в группе.
Познавательные:
Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
Используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей
Регулятивные:
Воспринимают и понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
Выделяют из темы урока известные знания и умения;
Личностные:
Проявляют интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания.
Ход урока
Организационный момент
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать весь у вас урок.
Актуализация знаний
-Продолжи предложения с соседом по парте.
Глагол- это…
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Инфинитив имеет на конце…
-Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!
-О чем стихотворение?
-Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?
Постановка цели и темы урока.
- Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).
-Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)
Обобщение и систематизация знаний.
Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе
Алгоритм правописания –тся, -ться
Неопределенная форма
Форма 3 лица, единственного числа
Что делать? Что сделать?
Что делает? Что сделает?
Нужно учиться
Нужно трудиться
Он учится
Она трудится
Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)
Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.
- Где нужно поставить мягкий знак?
-Что нужно для решения задачи?
(Для решения задачи применяем правило:
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)
Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.
Не потрудит…ся , так и хлеба не добит…ся.
Как шьет…ся, так и носит…..ся.
Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.
Дело мастера боит….ся.
С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.
Следующее задание, отметьте × нужную клеточку.
Запират...ся на засов
расстилает…ся туман
собирает…ся в школу
надо заботит…ся о здоровье
хочет учит…ся
девочка учит…ся
любит трудит…ся
слышит…ся голосок.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Тест.
1.В какой глагольной форме следует писать
-ться?
a) Начальная форма (инфинитив);
б) форма прошедшего времени;
в) форма 3 лица единственного числа.
2.На какие вопросы отвечает глагол, в котором пишется -ться?
a) Что делает? Что сделает?
б) Что будут делать? Что сделают?
в) Что делать? Что сделать?
3.В какой глагольной форме пишется –тся?
a) Инфинитив;
б) форма 3 лица;
в) в форме будущего времени.
4.Выберите фразу с правильно написанным глаголом:
a) Нужно учится;
б) это нам пригодиться;
в) я буду стараться.
5.Выберите вариант, где допущена ошибка в написании глагола:
a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.
б) Мы всегда будем смеяться над хорошими шутками.
в) Никому не хочется расставаться с друзьями.
2 уровень.
Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ
Проявлять стремление - …
Они испытывают волнение- …
Допускать ошибки - …
Он испытывает радость - …
Самоотметка.
Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Рефлексия
Ребята, назовите тему урока.
- Какую цель перед собой ставили?
- Достигли цели?
- Когда в глаголе пишется –ться, а когда –тся?
Сейчас я вам раздам шаблоны смайликов, если вам понравился урок, разукрашиваете желтым цветом, если урок не понравился – красным.
Спасибо за урок, мне с вами было очень приятно сотрудничать